Сатира смешное и трагическое по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)



В середине XVIII века начался истинный расцвет русской драматургии. Ее жанровый состав не ограничивался лишь трагедией и классической комедией. Драматургия начинает смешиваться с произведениями, которые не сочетаются с поэтикой классицизма, а это означает, что жанровые границы начинают расширяться, а театральный репертуар требует демократизации содержания. Одной из таких новинок стала слезная комедия – произведение, в котором трогательное начало сочеталось с комическим.

Особенность таких произведений состояла не только в разрушении

традиционных жанровых форм, но также в противоречивости и сложности характеров новых персонажей, которые сочетали в себе и слабости, и добродетели.

В известной комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” присутствует социальная глубина и резкая сатирическая направленность. Именно с нее берет начало русская общественная комедия. Произведение является продолжением традиций классицизма.

Но комедия Фонвизина приобрела и новые черты, став примером позднего русского классицизма, на который огромное влияние оказала просветительская идеология.

В своей комедии Фонвизин больше не смеется и не шутит,

он беспощадно клеймит порок. Если в пьесе и присутствует смех, то он не весел и не отвлекает от глубоких и прискорбных впечатлений, а лишь подчеркивает их. В “Недоросле” высмеивается не частная жизнь представителей дворянского сословия, а их служебная и общественная деятельность, а также обращение к крепостным.

Драматург не только изображает дворянское “злонравие”, он пытается найти его причины и рассказать о них. Фонвизин находит объяснение порокам людей в неправильном воспитании и диком невежестве, которые представлены в комедии в разных проявлениях.

Г. А. Гуковский называл “Недоросля” “полукомедией, полудрамой”. Это на самом деле так: в основе пьесы лежит классицистическая комедия, в которую включаются серьезные сцены: диалог Правдина со Стародумом, назидательные разговоры Стародума с Софьей и Милоном. Образ благородного резонера, коим представлен Стародум, а также Софьи, “страждущей добродетели”, подсказаны слезной драмой.

Финал пьесы тоже сочетает трогательное и моралистическое начала. Госпожа Простакова получает страшное наказание, о котором она даже не могла подумать. Ее грубо отталкивает любимый сын Митрофан, которого она беззаветно и неразумно любит.

Положительные герои пьесы по-разному относятся к Простаковой. В их чувствах соединяются жалость и осуждение. С большой силой звучит реплика Стародума в заключительной части произведения: “Вот злонравия достойные плоды”.

За нарушение общественных и нравственных норм всегда наступает справедливая расплата.

Фонвизин создал выразительную, точную картину общественной и моральной деградации дворянства конца XVIII в. Автор применяет сатирические средства, критикует и обличает, осуждает и высмеивает, однако он близко воспринимает все проблемы дворянского сословия. Он сам был дворянином, и ему было тяжело видеть, во что превращаются потомки “благородных” людей.

Комедия Фонвизина стала важным этапом в истории отечественной драматургии. После нее будут написаны грибоедовское “Горе от ума” и гоголевский “Ревизор”.

Если в “Недоросле” показываются болезни эпохи от непросвещения, то в “Горе от ума” – от дурно понятого просвещения.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сатира смешное и трагическое по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)