В середине XVIII века начался истинный расцвет русской драматургии. Ее жанровый состав не ограничивался лишь трагедией и классической комедией. Драматургия начинает смешиваться с произведениями, которые не сочетаются с поэтикой классицизма, а это означает, что жанровые границы начинают расширяться, а театральный репертуар требует демократизации содержания. Одной из таких новинок стала слезная комедия — произведение, в котором трогательное начало сочеталось с комическим.
Особенность таких произведений состояла не только в разрушении традиционных жанровых форм, но также в противоречивости и сложности характеров новых персонажей, которые сочетали в себе и слабости, и добродетели.
В известной комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» присутствует социальная глубина и резкая сатирическая направленность. Именно с нее берет начало русская общественная комедия. Произведение является продолжением традиций классицизма.
Но комедия Фонвизина приобрела и новые черты, став примером позднего русского классицизма, на который огромное влияние оказала просветительская идеология.
В своей комедии Фонвизин больше не смеется и не шутит, он беспощадно клеймит порок. Если в пьесе и присутствует смех, то он не весел и не отвлекает от глубоких и прискорбных впечатлений, а лишь подчеркивает их. В «Недоросле» высмеивается не частная жизнь представителей дворянского сословия, а их служебная и общественная деятельность, а также обращение к крепостным.
Драматург не только изображает дворянское «злонравие», он пытается найти его причины и рассказать о них. Фонвизин находит объяснение порокам людей в неправильном воспитании и диком невежестве, которые представлены в комедии в разных проявлениях.
Г. А. Гуковский называл «Недоросля» «полукомедией, полудрамой». Это на самом деле так: в основе пьесы лежит классицистическая комедия, в которую включаются серьезные сцены: диалог Правдина со Стародумом, назидательные разговоры Стародума с Софьей и Милоном. Образ благородного резонера, коим представлен Стародум, а также Софьи, «страждущей добродетели», подсказаны слезной драмой.
Финал пьесы тоже сочетает трогательное и моралистическое начала. Госпожа Простакова получает страшное наказание, о котором она даже не могла подумать. Ее грубо отталкивает любимый сын Митрофан, которого она беззаветно и неразумно любит.
Положительные герои пьесы по-разному относятся к Простаковой. В их чувствах соединяются жалость и осуждение. С большой силой звучит реплика Стародума в заключительной части произведения: «Вот злонравия достойные плоды».
За нарушение общественных и нравственных норм всегда наступает справедливая расплата.
Фонвизин создал выразительную, точную картину общественной и моральной деградации дворянства конца XVIII в. Автор применяет сатирические средства, критикует и обличает, осуждает и высмеивает, однако он близко воспринимает все проблемы дворянского сословия. Он сам был дворянином, и ему было тяжело видеть, во что превращаются потомки «благородных» людей.
Комедия Фонвизина стала важным этапом в истории отечественной драматургии. После нее будут написаны грибоедовское «Горе от ума» и гоголевский «Ревизор».
Если в «Недоросле» показываются болезни эпохи от непросвещения, то в «Горе от ума» — от дурно понятого просвещения.
- Смешное и трагическое в комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» отличается большой социальной глубиной и резкой сатирической направленностью. С нее, в сущности, и начинается русская общественная комедия. Пьеса продолжает традиции классицизма, но более позднего, зрелого русского классицизма, испытавшего сильное влияние просветительской идеологии. Сказалось в этой пьесе и воздействие так называемой слезной комедии, т. е. пьесы, сочетающей в себе трогательное ... Читать далее...
- Значение комедии по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Те важные вопросы, которые Фонвизин поставил и осветил в комедии «Недоросль», обусловили ее большое общественное значение прежде всего в современную ему эпоху. Со страниц комедии, со сцены театра прозвучал смелый голос передового писателя, который гневно громил язвы и недостатки жизни того времени, призывал к борьбе с ними. Комедия рисовала подлинные картины жизни; показывала живых людей, ... Читать далее...
- Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Смеяться, право, не грешно Над всем, что кажется смешно. Н. М. Карамзин Познакомившись с гоголевскими «Вечерами на хуторе близ Диканьки», Пушкин сказал, что Россия так не смеялась со времен Фонвизина. Выходит, «Недоросль» рассмешил всю Россию на долгие годы. Для школьных спектаклей обычно выбирают сцены из комедии, которые вызывают в зале дружный смех. Это, прежде всего ... Читать далее...
- Комическое и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (мини-рецензия) — Д. И. Фонвизин В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм — одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов, является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт ... Читать далее...
- Сочинение на тему: Смешное и печальное в Митрофане в комедии Недоросль, Фонвизин Смешное и печальное в Митрофане Центральным персонажем в комедии «Недоросль» является шестнадцатилетний сын помещицы Простаковой — Митрофан. Его имя переводится, как «подобный матери» или «похожий на мать». Так как Д. И. Фонвизин неслучайно давал своим героям такие имена, соответственно, и его имя было выбрано с целью показать, насколько герой был зависим от матери. В свои ... Читать далее...
- Изображение общественного зла по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Комедия Д. И. Фонвизина была написана в 18 веке, в то время когда в государстве и в жизни людей было очень много несправедливости и лжи. Первая и основная проблема в комедии это — плохое, неправильное воспитание. Обратим внимание на название: «Недоросль». Не зря в современном русском языке слово недоросль означает недоучка. В самой комедии мать ... Читать далее...
- Жанровое своеобразие произведения по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) «Недоросль» Фонвизина объединяет внутри произведения смешные (комические) сцены и драматические, которой, например, является драма Простаковой в конце пьесы. Рядом с комическими картинами соседствуют сцены, в которых раскрывается весь жестокий мир крепостнического быта. Автор правдиво и широко изображает быт крестьян, для чего он вводит сцены, которые не имеют непосредственного отношения к основному действию. Примером тому может ... Читать далее...
- Построение и художественный стиль блистательной по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Блистательная комедия «Недоросль», написанная выдающимся драматургом Д. И. Фонвизиным, отличается богатым идейно-тематическим содержанием, которое воплощено в великолепную художественную форму. Автором был создан стройный план комедии, где мастерски переплетаются картины бытовой жизни в поместье с раскрытием взглядов героев. Фонвизин описал своих героев с большой тщательностью, причем не только главных персонажей, но и второстепенных, таких, как учителя, ... Читать далее...
- Жизненно важные проблемы и темы поднимаемые в произведении по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Комедия Фонвизина освещает жизнь дворян в Петровскую эпоху. В период царствования Петра I контроль над образованием усилился. Петр I считал, что дворянство должно быть образованным и уделял внимание проблеме просвещения дворянского класса. Дворяне должны были стать опорой государства, поэтому Петр I серьезно занимался реформами, связанными с образованием. Эти события, происходившие в культурной и политической сфере, ... Читать далее...
- Смешное в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Глупость, коварство, злость, преступление Вовсе не смешны сами по себе; смешно глупое Коварство, попавшееся в собственные сети, Смешна злобная глупость, обманувшая сама Себя и никому не причинившая задуманного зла. В. Ключевский В истории драматургии «Недоросль» — это первая русская комедия с ярко выраженным общественно-политическим содержанием. Фонвизин во многом явился предшественником Гоголя, Грибоедова, Островского. Высоко оценил ... Читать далее...
- Центральная идея проблема образования и воспитания по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Комедия Фонвизина «Недоросль» была поставлена на сцене театра в 1782 году. Главный герой комедии не имел реального прототипа, в его основу лег собирательный образ, носивший звание недоросля — дворянского подростка, не окончившего еще обучение, несовершеннолетнего. В конце XVIII века обязательная служба была отягощена невысоким материальным побуждением к ней. Молодые дворяне массово укрывались от службы и ... Читать далее...
- Фонвизин — автор комедии «Недоросль» Я хочу рассказать, как родился и вырос выдающийся писатель-комедиограф Денис Иванович Фонвизин. Будущий драматург родился в тысяча семьсот сорок пятом году в семье небогатого дворянина. Успешно закончив гимназию, Фонвизин поступил на философский факультет Московского университета; не закончив курса, будущий писатель переехал в Петербург и поступил переводчиком в коллегию иностранных дел. В то время во главе ... Читать далее...
- Построение и художественный стиль по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Построение и художественный стиль комедии. Богатое идейно-тематическое содержание комедии «Недоросль» воплощено в мастерски разработанную художественную форму. Фонвизин сумел создать стройный план комедии, искусно переплетая картины бытовой жизни с раскрытием взглядов героев. С большой тщательностью н широтой описал Фонвизин не только главных действующих лиц, но и второстепенных, вроде Еремеевны, учителей и даже портного Тришки, раскрывая в ... Читать далее...
- Д. И. ФОНВИЗИН. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В КОМЕДИИ «НЕДОРОСЛЬ» Д. И. Фонвизин-сатирик «Всеобщая придворная грамматика». Правила классицизма в драматургии: «три единства», говорящие фамилии, четкое разделение героев на положительных и отрицательных. «Недоросль» (поставлена в 1782 г.). Социально-политическая комедия, в которой автор изображает пороки современного ему общества. Сюжет комедии. Герои. Госпожа Простакова. Власть ее над крепостными и домочадцами неограниченна; Сына она очень любит, но воспитать его ... Читать далее...
- Роль положительных персонажей по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) В комедии Д. И. Фонвизина » Недоросль» наряду с отрицательными героями есть и положительные. Яркие образы отрицательных персонажей несомненно оказали большое влияние на читателей, но нельзя не отметить и огромную роль положительных героев комедии. Комедия написана на злобу дня, то есть ее задачей является высмеять и привлечь внимание к проблемам и порокам общества восемнадцатого века. ... Читать далее...
- Проблема воспитания и образования в произведении по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Д. И. Фонвизин приобрел широкую известность после создания бессмертной сатирической комедии «Недоросль». Написанная в конце XVIII века, в эпоху Просвещения, комедия «Недоросль» затронула ряд важных проблем того времени. Фонвизин встал на позиции просветительства еще в 60-е годы XVIII века и направил свой талант на служение великой цели. Автор комедии видел будущее за просвещением, он считал ... Читать далее...
- Характеристика отрицательного героя — Митрофанушки по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) На уроке литературы мы познакомились с произведением Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Автор комедии родился в 1745 году в Москве. Его начали учить грамоте с четырех лет, а потом он продолжил обучение в гимназии. Денис учился очень хорошо. В 1760 году бы привезен в Петербург, как один из лучших студентов, где встретился с Ломоносовым. Об этом ... Читать далее...
- Проблема нравственного разложения дворянства по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Денис Иванович Фонвизин знаменитый писатель, он родился 3 апреля 1745 года в дворянской семье. Писать Фонвизин начал поздно, в последний годы жизни он тяжело болел и с головой ушел в литературу. Самым знаменитым его произведением является комедия «Недоросль». Один из главных героев комедии — Стародум, прототипом которого являлся отец самого автора. От отца писатель унаследовал ... Читать далее...
- Главная тема и образы по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Идейное содержание комедии. Главными темами комедии «Недоросль» являются следующие четыре: тема крепостного права и его растлевающего влияния на помещиков и на дворовых, тема отечества и службы ему, тема воспитания и тема нравов придворного дворянства. Все эти темы были в 70-80-е голы очень злободневны. Сатирические журналы и художественная литература много внимания уделяли этим вопросам, разрешай их ... Читать далее...
- Каким я представлю образ Простаковой характер по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Рассуждая об образах комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина, хочется вспомнить слова известного немецкого писателя и мыслителя И. Гете, который сравнивал поведение с зеркалом, в котором виден лик каждого. Я. Коменский, размышляя о проблеме воспитания, отмечал, что нет ничего более трудного, чем перевоспитать дурно воспитанного человека. Эти слова как нельзя более точно характеризуют образ героини комедии ... Читать далее...
- Опасен или смешон Митрофанушка по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Образ Митрофанушки. Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль»- высшее художественное достижение русской литературы 18-го вв. Это произведение написано в период правления императрицы Екатерины II, в период, когда произвол помещиков и бесправие крепостных крестьян составляли главный конфликт в социально-политической жизни России. «Недоросль» это — комедия о воспитании. Становление личности происходит только в обществе, и в этом процессе ... Читать далее...
- Каким я увидел Митрофана по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Главным достоинством творчества Д. И. Фонвизина является комедия Недорсль, ведь именно в этой комедии Фонвизин указывает на проблему образованности дворян в России. Главному герою Митрофану исполнилось 16 лет, но он все еще продолжал жить с родителями. Его мать Простакова в нем души не чаяла, так как он был единственным ребенком в семье. Заместо того, чтобы ... Читать далее...
- О комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Одним из первых русских комедиографов зрелого классицизма был Денис Иванович Фонвизин (1745-1792). Его пьесы «Бригадир» и «Недоросль» до сих пор являются образцами сатирической комедии. Фразы из них стали крылатыми («Не хочу учиться, а хочу жениться», «Зачем география, когда извозчики есть»), а образы приобрели нарицательное значение («недоросль», Митрофанушка, «тришкин кафтан»). А. С. Пушкин назвал Фонвизина «друг ... Читать далее...
- Проблематика и характеры героев по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Писатель Денис Иванович Фонвизин родился 14 апреля 1745 года в Москве. Грамоте обучался с четырех лет, учился он очень хорошо. Знал латинский, немецкий и французский языки, переводил многие басни и пьесы. Он написал большое количество художественных произведений в разных жанрах, например, в жанре поэзия: «Лисица-Кознодей», «Послание слугам моим», в жанре публицистика: «Наставление дяди своему племяннику» ... Читать далее...
- Образ Митрофанушки главного героя по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Комедия «Недоросль» безоговорочно считается вершиной творчества Д. И. Фонвизина. В основу произведения положена история из жизни недоросля — подростка, несовершеннолетнего. Комедия была написана автором в 1781 году, а в 1782 году зрители увидели ее с большой сцены. В образе Митрофана, одного из главных героев комедии, автор показал невежество, грубость и деградацию дворянского сословия в России. ... Читать далее...
- Смысл названия воспитание по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Помещица Простакова, хозяйка дома, глупа, нагла, зла и бесчеловечна, в ней есть лишь одна кажущаяся положительная черта — нежность к сыну. Она совершенно необразованна и невежественна. В учителя своему сыну она выбирает недоучившегося семинариста, бывшего кучера и отставного солдата. Конечно, они не могут ничему научить Митрофана. Но Простакова не задумывается над этим. У нее в ... Читать далее...
- Образы героев дворян по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Начало XVIII века ознаменовалось борьбой за выход к Балтийскому морю, которая велась между Россией и Швецией. В этой войне решался и другой вопрос: сможет ли Россия стать великой державой. Рядом с Петром I находились люди разных сословий, однако большую их часть составляли дворяне, которые были основной силой и опорой царя. Страну необходимо было вывести из ... Читать далее...
- Две проблемы поднятые в произведении по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Комедия «Недоросль» стала отражением опыта, накопленного Фонвизиным. Она стала истинным шедевром русской драматургии XVIII столетия благодаря глубине идейной проблематики, оригинальности и смелости использованных художественных решений. Обличительный пафос пьесы «Недоросль» основан на сатире и публицистике, которые растворены в структуре драматического действия. Так, сцены, в которых показан жизненный уклад семейства Простаковых, нарисованы при помощи беспощадной и уничтожающей ... Читать далее...
- Каков смысл финальных сцен по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Комедия Фонвизина «Недоросль» обличает крепостное право и все его негативные последствия не только для крестьян, но и для их господ. В то время как крепостные терпят унижения, нужду и зависимость от прихотей помещиков, те в свою очередь вырождаются как люди. Проявляя нежелание учиться и всячески измываясь над подневольными крестьянами, они теряют человеческий облик, превращаясь в ... Читать далее...
- Отзыв мое отношение к произведению по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Мне очень понравилась комедия Фонвизина «Недоросль», так как оно содержит много поучительных мыслей, которые полезны для меня Мое внимание привлек Стародум. Стародум врывается в дом Простаковых, как Дух Просвещения. Он рассуждает на такие важные темы, как воспитание, семья, достоинство. Мне было интересно читать его речи, потому что я узнал много нового о благонравии, честности и ... Читать далее...
- Проблема воспитания по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Второй проблемой «Недоросля» является проблема воспитания. В просветительский XVIII век воспитание рассматривалось как важнейший фактор, который определял нравственный облик человека. Фонвизин осветил проблему воспитания с государственной точки зрения, поскольку видел в правильном воспитании единственный путь спасения от зла, грозящего обществу, коим становилась духовная деградация дворянства. На решении проблемы воспитания сосредоточена большая часть драматического действия комедии. ... Читать далее...
- Изображение дворянства и проблема его разложения по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) В комедии «Недоросль» Фонвизин воплотил весь опыт, который накопил ранее. Глубина идейной проблематики, смелость и оригинальность художественных решений позволяет с уверенностью заявить, что это произведение — непревзойденный шедевр русской драматургии XVIII века. Содержание «Недоросля» имеет четко выраженный обличительный пафос, который питается посредством двух мощных источников: сатиры и публицистики. Все сцены, в которых изображается жизненный уклад ... Читать далее...
- Смешон или трагичен финал по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) «Недоросля» Д. И. Фонвизина признали вершиной драматургии 18-го столетия. Критики единодушно называли творение автора «комедией воспитания», поскольку в пьесе поднимаются важнейшие вопросы нравственности, воспитания, образования, помещичьего невежества и произвола. «Недоросль» написан в своеобразном жанре. Он представляет собой классицистическую комедию, где соблюдено единство места, времени и действия, а герои носят «говорящие» фамилии. Вместе с тем с ... Читать далее...
- Почему комедию Фонвизина называют комедией воспитания? по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» не зря считается комедией воспитания. Ее нравоучительный смысл заключается даже в названии произведения. Во время написания комедии «недорослем» называли любого необразованного дворянина или помещика. Таких персонажей мы встречаем и на страницах произведения. Героев этой комедии можно разделить на три группы: люди необразованные, не желающие учиться и те, кто образованы, воспитаны. ... Читать далее...
- Краткая характеристика Митрофана по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Митрофан Простаков — один из главных героев комедии Фонвизина «Недоросль». Это избалованный, невоспитанный и необразованный молодой дворянин, который относился ко всем очень неуважительно. Он всегда был окружен заботой матери, которая и избаловала его. Митрофанушка перенял у своих близких самые плохие черты характера: лень, грубость в общении со всеми людьми, жадность, корыстолюбие. В конце этого произведения ... Читать далее...
- Образы и характеристика учителей Митрофана по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Верная и беззаветная служба няни была вознаграждена лишь побоями и такими именованиями, как: собачья дочь, бестия, старая хрычовка, старая ведьма. Судьба Еремеевны тяжела и трагична, крепостная вынуждена служить свирепым помещикам, которые не способны оценить ее преданную службу. Правдиво и жизненно изображены в комедии домашние учителя Митрофана: Цыфиркина, Вральмана и Кутейкина. Цыфиркин — отставной солдат, — ... Читать далее...
- Каковы особенности конфликта по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Невзирая на то, что Д. И. Фонвизин написал комедию «Недоросль» еще в ХVIII веке, она до сих пор не сходит со сцен многих ведущих театров. А все потому, что многие человеческие пороки встречаются и поныне, а важные проблемы, присущие эпохе крепостничества раскрыты с помощью нетрадиционных для того времени литературных приемов. Действие комедии разворачивается на фоне ... Читать далее...
- Почему комедию обличающую крепостное право, называют комедией воспитания? по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Комедия известного драматурга XVIII века Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» была написана в 1782 году. Это время в культуре было названо эпохой Просвещения, когда цель искусства состояла в воспитательно-нравственном воздействии на человека. Деятели искусства стремились пробудить в человеке желание развиваться и самосовершенствоваться. Они творили в рамках литературного направления классицизм, который считал целью литературы воздействие на разум ... Читать далее...
- Образ Митрофана и его речевая характеристика по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Фонвизин совершил настоящий переворот в развитии комедийного языка. Специфика образа формирует речь многих персонажей пьесы. Особенно выразительна в произведении речь главной героини Простаковой, ее брата Скотинина, няньки Еремеевны. Драматург не исправляет речь своих невежественных персонажей, он сохраняет все речевые и грамматические ошибки: «перво-ет», «голоушка», «робенка», «котора» и др. Очень удачно в содержание пьесы вписываются пословицы ... Читать далее...
- Темы поднятые в классицистической комедии по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) Классицизм в переводе с латинского — образцовый. Как литературное направление классицизм утверждается в России во второй половине 18 века. Творчество Фонвизина, одного из наиболее крупных писателей этого периода, иллюстрируя основные особенности эстетики классицизма, все же полностью не укладывается в его строгие и несколько тесные для настоящей творческой индивидуальности рамки. «Недоросль» — комедия; эстетика классицизма, рассудочно ... Читать далее...
Сатира смешное и трагическое по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)