Сатира и ее роль в романе Свифта “Путешествия Гулливера”



Произведение Свифта создается не сразу. Сначала появляются первые две части. Между первыми двумя книгами и 2 частью романа прошло достаточно много времени и пессимистические взгляды Свифта укрепились и развились. Свифта занимают отношения человека и общества, а не природа, как у Дефо.

По мере того, как Свифт работает над романом, его представления об обществе становятся все более нетерпимыми. В разных частях негативное отношение к человеку оказывается разным. Для современников первая книга романа была политическим памфлетом.

Сатира

– обличение придворных нравов, мелочности интересов, политика правящего монарха, фаворизм (выборы, причины войны в лилипутии). Последовательная опора на литоту и явное обращение к некоторым приемам, свойственным Рабле. Человек-гигант – человек здравомыслящий и добрый среди кучки копошащихся, мелких и злых карликов. 2 часть – утопия государства, характерный образ просвещенного монарха, связанный с принципами просвещения.

Король заботится о процветании своей страны. В доме для младшего ребенка есть кормилица (имеют возможность для этого), девочка учит языку Гулливера.

Гулливер должен доказать

великанам, что он разумное существо, и он решает эту проблему успешно, хотя и с большими трудностями. Он читает, играет на рояле. Но в стране великанов его постоянно подстерегают опасности. Они связаны с масштабом окружающего мира.

Символ необыкновенного могущества природы (поединок с осой, орел поднимает его дом). Есть один враг в силу зависти – карлик (утерял свое первенство), он озлоблен, и все время пытается избавиться от соперника.

Страна Лапута – эта часть романа интересна потому, что в ней выказывается презрение к человеческому разуму и его возможностям через серию остроумных примеров: образ лапутян умных – они не нисходят до общения, академия Лапуты. В Лапуте ученые заняты не капитальными идеями, а решением достаточно прагматичных задач, они разрабатывают проекты – строение домов с крыши, вспахивание земель с помощью свиней, но практическое применение не рассматривается.

Глобальный отказ от разумности. В последней части, когда герой попадает в страну гуингм – мы наблюдаем абсолютное неприятие человека, что связано с образом йеху. Наблюдая за йеху, главный герой приходит к мысли о том, то более мерзкого и грязного существа как человек быть не может.

Абсолютная человеконенависть. Остаток жизни он проводит в изоляции.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сатира и ее роль в романе Свифта “Путешествия Гулливера”