Сатира Горького на мещанский образ жизни
Тема ренегатствующей интеллигенции была очень злободневной. Она привлекала внимание предшественников Горького – Помяловского и Щедрина, была одной из магистральных в творчестве Чехова, украинских писателей – И. Франко, П. Мирного, несколько позже – М. Коцюбинского и других.
Горьковская сатира на “образованных” и “культурных” мещан была особенно острой и беспощадной, ибо велась с позиций пробуждавшегося пролетариата. Это почувствовали современники.
Известный прогрессивный критик Е. Соловьев-Андреевич писал: “Горький
В мире капитала и погони за наживой, в атмосфере бессердечия, ханжества, лицемерия страдает под тяжестью непосильного труда, под бременем нищеты простой человек, разыгрываются жизненные драмы и трагедии. Но в этом же мире загораются искры протеста, надежды и веры в наступление справедливой жизни. Рождение новых идеалов, нового человека,
Уже в одном из самых ранних рассказов – “Дед Архип и Ленька” (1893), говоря о бесчеловечии собственнического мира, о непримиримой борьбе между сытыми и голодными, Горький в то же время раскрывает прекрасную душу мальчика, еще не отравленную чувством собственничества.
Если дед Архип, объясняя внуку устройство жизни в собственническом мире, только констатирует факт, будучи уверенным, что это нерушимо, то у Леньки зарождается протест против порядков в мире богачей. Он осуждает и своего деда, который ради денег идет на мелкое воровство. В рассказе “Емельян Пиляй” (1893) Горький показывает, как нужда ставит человека на грань преступления.
“Какая моя жизнь? – говорит Пиляй.- Собачья жизнь. Нет ни конуры, ни куска,- хуже собачьей! Человек я разве?
Нет, брат, не человек, а хуже червя и зверя!” И все же в нем скрыты черты настоящего человека. Решив с целью грабежа убить купца, Емельян кончает тем, что спасает женщину, пытавшуюся покончить с собой, отказывается от денег, которые она в благодарность предлагала ему, – “не до того было, не до денег”, деньги разрушили бы торжественность момента: ведь у Пиляя “лучше этого… в жизни-то за все сорок семь лет ничего не было!”
И дело не только в том, что он спас человека,- с ним заговорили по-человечески. В Емельяне живет неистребимая любовь к людям, но не угасает в нем и ненависть к угнетателям.
Однако это гнев человека, который пока еще бессилен перед “грабителями и кровопийцами”.
Related posts:
- Сочинение на тему: “Дно жизни” – трагический образ пьесы М. Горького “На дне” В 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра Максим Горький написал пьесу “На дне”. Долгое время писатель не мог подобрать точного названия пьесе. Первое название пьесы было “Ночлежка”, потом переименовал на “Без солнца”, и, наконец, окончательно автор назвал пьесу “На дне”. Само по себе название пьесы уже несет в себе огромный смысл. Люди, попавшие […]...
- “Хозяева жизни” в романе Горького “Фома Гордеев” Широкая галерея “хозяев жизни” создана Горьким в романе “Фома Гордеев” (1899). Вот Ананий Саввич Щуров, крупный торговец лесом, один из воротил купеческого мира, о котором Маякин говорит: “Хитрый, старый черт… Преподобная лиса… возведет очи в небеса, а лапу тебе за пазуху запустит да кошель-то и вытащит… Поостерегись!..” Но и сам Яков Маякин в хитрости никому […]...
- Образ босяцкой вольницы в рассказах Горького Герои Горького разделяют боль многих, стремятся соотнести свою судьбу с судьбой всех обездоленных. Горький создал большой цикл рассказов о босяках: “Емельян Пиляй”, “Дед Архип и Ленька”, “Нищенка”, “Челкаш”, “Однажды осенью”, “Зазубрина”, “Супруги Орловы”, “Коновалов”, “Бывшие люди”, “Мой спутник” и др. Может возникнуть вопрос: не повторяется ли писатель, воспроизведя в каждом из рассказов один и тот […]...
- Краткая хроника жизни и творчества Горького М. Ю 1868 г., 16 (28 н. ст.) марта. Родился Максим Горький (настоящие имя и фамилия – Алексей Максимович Пешков) в Нижнем Новгороде в семье столяра-красно-деревщика Максима Савватеевича Пешкова и Варвары Васильевны Кашириной. 1876-1883 гг. Учился в Ильинском училище, затем в Нижегородском слободском Кунавинском начальном училище, но курса не окончил. 1879 г – Умерла мать; разорившийся дед […]...
- Поиск смысла жизни в романе “Фома Гордеев” М. Горького В реалистическом творчестве Горького одним из повторяющихся мотивов является мотив разрыва представителя буржуазии со своей средой, “выламывание” из нее. Фома Гордеев – сын купца, один из богатейших людей на Волге взбунтовался против морали буржуазного общества, против его бесчеловечных законов. Горький прослеживает историю формирования характера и взглядов Фомы. И отец – хищный, умный Игнат Гордеев, и […]...
- Образ жизни народа и образ жизни дворянства в романе “Капитанская дочка” Вспомним, как живут старики Гриневы и пошлый, недалекий губернатор Оренбурга, как, например, изображается военный совет в Оренбурге. Заседание это нарисовано очень колоритно. Городу грозит смертельная опасность. Но даже это испытание не меняет поведения людей. Военный совет происходит во время чаепития с ромом. Чиновники обсуждают предложенный генералом вопрос, какую тактику борьбы с Пугачевым должно избрать: наступательную […]...
- Почему Алеша Пешков сохранил доброе сердце в суровых условиях жизни? (по повести М. Горького “Детство”) В центре повести Горького “Детство” – мальчик Алеша, волею судеб “заброшенный” в семью матери. После смерти отца Алешу воспитывают дед и бабушка. Поэтому можно сказать, что эти люди – главные в его судьбе, те, кто воспитали мальчика, заложили в него все основы. Но, кроме них, в жизни Алеши было множество людей – многочисленные дяди и […]...
- Образ “дна” в пьесе М. Горького “На дне” Во все времена человек стремился к познанию своего “я”, цели и смысла жизни. Вечные проблемы человеческого бытия пытались разрешить Пушкин и Гоголь, Толстой и Достоевский. М. Горький здесь не стал исключением, но у него сложилось свое понимание человека и его жизненного предназначения. Особенно четко оно проявляется в пьесе ” На дне “, написанной в 1902 […]...
- Последние годы жизни Горького М. Ю В мае 1928 года писатель вернулся в СССР. Против своей воли он вынужден был поселиться в особняке, принадлежавшем до революции купцу и промышленнику С. П. Рябушинскому (Малая Никитская, д. 6; теперь там находится Музей А. М. Горького). Вся жизнь писателя, встречи, переписка контролировались теперь органами ОГПУ. Фрагмент “Московского дневника” Ромена Роллана, друга писателя, искренне за […]...
- Образы “хозяев жизни” в пьесе М. Горького “На дне” Драматургия Горького очень интересна своей проблематикой, силой философских размышлений. Определенного совершенства в этом плане достигла пьеса “На дне”, представляющая совокупность социально-философских воззрений писателя. В экспозиции с помощью обширной авторской ремарки и высказываний персонажей обрисован “подвал, похожий на пещеру”, в котором живут, дерутся, умирают воры, шулера, проститутки, бывшие работники: слесарь Клещ, картузник Бубнов, телеграфист Сатин, Актер, […]...
- В чем смысл жизни? (по ранним рассказам М. Горького) Ему было около двадцати пяти лет, когда однажды весной на берегу Волги он увидел женщину, оказавшуюся на отколовшейся льдине. Он не растерялся – сбросил пальто и устремился к воде. Вдвоем с подоспевшим багорщиком они спасли женщину. Дома молодой человек, переодеваясь, со смехом рассказывал эту историю. Звали смелого спасателя Алексей Максимович Пешков, он только что выбрал […]...
- Любовь и свобода в жизни героев ранних романтических произведений М. Горького Рубеж XIX-XX вв. – время значительных перемен в российской истории, время острейших противоречий и споров о судьбе отечества. Одним из главных вопросов, занимавших в то время умы и сердца представителей передовой общественности, был вопрос о свободе и равенстве. Эта тема нашла свое отражение во многих произведениях литературы того времени, нашла отклик у многих писателей, в […]...
- Образ народа в ранних рассказах М. Горького Народ – сердце страны; стоит только Затронуть его, чтобы обнаружить сокровища Бескорыстия, безропотности, мужества. А. Ламартин Горький вступил на писательский путь в то время, когда социал-демократия, по выражению Ленина, переживала процесс “утробного развития”. Прежде чем вступить в литературу, Горький прошел многотрудную, но плодотворную школу жизни, вольные “университеты” передовой мысли и общественно-политической деятельности. Многообразные наблюдения над […]...
- В жизни всегда есть место подвигам (по произведениям М. Горького) Нужны подвиги! Нужны такие слова, которые бы, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. А. М. Горький Почти все произведения А. М. Горького – “Макар Чудра”, “Девушка и смерть”, “Старуха Изергиль”, “Челкаш” – привлекают к себе внимание не только романтическим пафосом, изображением гордых и смелых людей, но и прославлением подвигов. В уста главной […]...
- “Яркое, здоровое, творческое в русской жизни” (по повести М. Горького “Детство”) Максим Горький родился в 1868 г. в Нижнем Новгороде. Раннее детство писателя прошло в семье деда. С десятилетнего возраста маленький Алеша Пешков вынужден был жить “в людях”. Он работал “мальчиком” в магазине, прислугой у чертежника, посудником на пароходе… Повесть Горького “Детство” просто необходимо прочитать каждому человеку, интересующемуся как традициями русской литературы, так и исторической обстановкой […]...
- ОБРАЗ ГЕРОИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА В РАННИХ РАССКАЗАХ М. ГОРЬКОГО ОБРАЗ ГЕРОИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА В РАННИХ РАССКАЗАХ М. ГОРЬКОГО М. Горький пришел в литературу с четкой эстетической программой. Он понимал необходимость нового подхода к явлениям жизни, необходимость новых форм ее художественного воплощения. Еще в 1900 году в письме к А. П. Чехову он пишет: “Право же – настало время нужды в героическом”. Героическими личностями в полном […]...
- Интересные подробности жизни и творчества М. Горького Познакомившись с легендарным писателем-революционером в 1905 г., Ленин сразу попытался его привлечь на свою сторону, поскольку понимал, что сила влияния Горького на “массы” может стать мощным фактором укрепления революционного движения в России. Из тех же соображений “вождь мирового пролетариата” с энтузиазмом приветствовал и появление романа “Мать”. Отношение же Горького к Ленину было двойственным: признавая в […]...
- “В чем мудрость жизни?” (ранние произведения М. Горького) Фразу о “мудрости жизни” рано или поздно обязательно повторяет каждый человек. Необходимость “остановиться, оглянуться” на прожитое у одних возникает в отрочестве, после окончания школы или гимназии, у других – перед серьезным шагом, например перед вступлением в брак, к третьим такая потребность приходит лишь на смертном одре. О смысле жизни рассуждают и многие герои ранних рассказов […]...
- Образ героического человека в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ “Старуха Изергиль”, которым писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни. Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о. своей жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко. В […]...
- Мещанский роман. Комическое сочинение ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Антуан Фюретьер (Antoine Furetière) Мещанский роман. Комическое сочинение (Le Roman bourgeois. Ouvrage comique) Роман(1666) Книгоиздатель предупреждает читателя, что книга эта написана не столько для развлечения, сколько с назидательной целью. Автор обещает рассказать без затей несколько любовных историй, происшедших с людьми, которых нельзя назвать героями, ибо они не командуют армиями, не разрушают государств, а […]...
- “He страшусь изображать суровую правду жизни такой, какова она есть” (по пьесе М. Горького “На дне”) Правда – целебна, и только она Сможет вылечить нас. М. Горький Произведение искусства, затрагивающее вечные вопросы, обычно имеет долгую жизнь. Я задаюсь вопросом: почему? Наверно, потому, что именно вечное всегда находит отклик в сердцах людей, заставляет задуматься о жизни. Такова пьеса М. Горького “На дне”. Во всех произведениях М. Горького пассивный гуманизм, обращенный лишь к […]...
- Краткое изложение Мещанский роман А. Фюретьер Мещанский роман Книгоиздатель предупреждает читателя, что книга эта написана не столько для развлечения, сколько с назидательной целью. Автор обещает рассказать без затей несколько любовных историй, происшедших с людьми, которых нельзя назвать героями, ибо они не командуют армиями, не разрушают государств, а являются всего лишь обыкновенными парижскими мещанами, идущими не торопясь по своему жизненному […]...
- Образ Фомы Гордеева в одноименной повести М. Горького. Фома Гордеев Горький М Образ Фомы Гордеева в одноименной повести М. Горького. На рубеже XX века определился новый этап горьковского творчества. В нем отразился рост рабочего движения второй половины 90-х годов, в нем отложились впечатления Горького, с одной стороны, от столкновений с миром хозяев, крупных капиталистов, буржуазных политиков, а с другой стороны, от общения с рабочими, с рабочим движением. […]...
- Смысл заглавия романа М. Горького “Мать”. Образ Ниловны В 1909 году М. Горький записывает: “Я не знаю образа более светлого, чем мать, и сердца более емкого для любви, чем сердце матери”. Эти слова можно было бы использовать эпиграфом для всего произведения. Выбирая Ниловну, а не Павла Власова в качестве центрального персонажа, Горький стремится подчеркнуть всемирный масштаб тех изменений, которые происходят, по его мнению, […]...
- Мнимые и подлинные хозяева жизни в изображении Горького. Краткое изложение текста Пешков не любил выдумывать, хотя и был романтиком. И его псевдоним – Горький – отдает легким кокетством юного писателя. Впрочем, в детстве и отрочестве жизнь вовсе не радовала будущего писателя. Его отношение к чтению было похоже на попытку вырваться из реалий мрачной обыденности. Как в наше время кое-кто прячется от действительности в иллюзию виртуального мира, […]...
- “Просвещенный – тот, кто понимает смысл своей жизни”. (Л. Н. Толстой). По пьесе М. Горького “На дне” 1. Творчество Горького. 2. Обитатели “дна”. 3. Вопросы о смысле жизни. Вопрос о смысле жизни всегда был очень важен для духовного развития людей. Понимание смысла жизни свойственно далеко не каждому. Только немногие люди могут в суете повседневности найти и понять главные составляющие жизни. Свое сочинение я бы хотел посвятить творчеству М. Горького. Этого мастера художественного […]...
- “Мещанский роман” Фюретьера в кратком содержании Книгоиздатель предупреждает читателя, что книга эта написана не столько для развлечения, сколько с назидательной целью. Автор обещает рассказать без затей несколько любовных историй, происшедших с людьми, которых нельзя назвать героями, ибо они не командуют армиями, не разрушают государств, а являются всего лишь обыкновенными парижскими мещанами, идущими не торопясь по своему жизненному пути. В один из […]...
- Краткое содержание комедии Фюретьера “Мещанский роман” Книгоиздатель предупреждает читателя, что книга эта написана не столько для развлечения, сколько с назидательной целью. Автор обещает рассказать без затей несколько любовных историй, происшедших с людьми, которых нельзя назвать героями, ибо они не командуют армиями, не разрушают государств, а являются всего лишь обыкновенными парижскими мещанами, идущими не торопясь по своему жизненному пути. В один из […]...
- В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ? (по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”) На мой взгляд, из всех ранних произве- дений Максима Горького рассказ “Старуха Изергиль” самый романтический и поэтич- ный. Его герои – смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре и зле, о смысле и мудрости жизни. Очень интересно и построение рассказа. По- вествование о жизни старухи Изергиль об- рамлено двумя легендами — […]...
- Характеристика и образ Гаврилы в рассказе Челкаш Горького Гаврила является одним из центральных героев рассказа М. А. Горького “Челкаш”. В раннем творчестве писателя основное место занимают романтические настроения. Нераздельная связь между человеком и природой, особое внимание к личности, в которой сочетается одиночество и свобода, вызов обществу и его законам, конфликт главного героя и героя-антагониста – эти черты романтизма находят свое отражение и в […]...
- Образ Алеши Пешкова в трилогии Горького Жизненный материал, который лег в основу трилогии, требовал акцента на преодолении мерзостей, и герою произведения приходилось очень трудно во многом, потому что их носителями были люди, близкие ему; но, с другой стороны, это и облегчало процесс высвобождения от влияния старого мира, ибо мерзости представали перед Алешей во всей их отвратительной сути, не прикрытые даже лицемерными […]...
- Образ босяка в рассказе М. Горького “Челкаш” Босячество – интересное явление социальной жизни России конца 19 – начала 20 века. Современный Толковый словарь дает такое краткое определение босяка – “опустившийся человек из деклассированных слоев населения”. Но за этой лаконичной формулировкой кроется целая жизненная философия, интересная культура, особый взгляд на мир. М. Горький – один из многих писателей, интересовавшийся феноменом босячества. Тем более […]...
- “Песня о Соколе” М. Горького – притча о смысле жизни Легенда о храбром Соколе стала новым словом в русской литературе. В этой притче М. Горький выразил свои самые глубокие мысли. Интонация, напевность произведения настраивает читателя на откровение. В мировой литературе есть такие книги, которые “томов премногих тяжелей”. Именно таким творением стала “Песня о Соколе”. Автору удалось здесь создать удивительный мир, ярко и образно выразить мудрые […]...
- ПАФОС РАННИХ РОМАНТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М. ГОРЬКОГО (ИДЕИ И СТИЛЬ РОМАНТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГОРЬКОГО) I. “Настало время нужды в героическом” (Горький). Причины обращения Горького к романтической поэтике в период расцвета реализма. II. Вера в человека и противопоставление его героического порыва “томительно бедной жизни”. 1. Пафос свободы в ранних рассказах. 2. Не страдать, а действовать! 3. Противопоставление индивидуалистическому самоутверждению подвига во имя людей. 4. Рассказы о босяках. “Не столько отверженные, […]...
- “Дно жизни” – трагический образ пьесы Пьеса “На Дне” была написана А. М. Горьким в 1902 году. Горький долгое время не мог подобрать точного названия пьесе, поэтому первоначально название пьесы изменялось три раз – “Без солнца”, “Ночлежка”, “В ночлежном доме”. Действия пьесы происходит в ночлежном доме Костылевых – это “Подвал похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся […]...
- Образ и характеристика Челкаша в рассказе Челкаш Горького Образ Челкаша появляется практически в самом начале рассказа, сразу после описания гавани, где скоро и должен появиться главный герой. Среди местных жителей Челкаш слывет безудержным пьяницей, смелым вором и ловким пронырой. Несмотря на свой далеко не молодой возраст, “дела” свои он проворачивает часто и всегда успешно. Как и в других произведениях Горького, в данном рассказе […]...
- Роль Луки в жизни других персонажей пьесы М. Горького “На дне” 1. Правда Луки. 2. Трактовка образа Луки. 3. Роль Луки в жизни обитателей “дна”. Социально-философская драма “На дне” была задумана Горьким в 1900 году. Пьеса была впервые опубликована в Мюнхене в 1902 году. В России произведение вышло в издательстве “Знание” спустя год. Пьеса показывает жизнь обитателей ночлежки. Это опустившиеся, несчастные, обездоленные люди. В их жизни […]...
- Образы “хозяев жизни” в пьесе Горького “На дне” Пьеса “На дне” была написана Горьким в 1902 году. Автор хотел показать ту сторону жизни, которую знал очень хорошо, – жизнь босяков. В статье “Как я учился писать” Горький скажет: “Я видел, что хотя они живут хуже “обыкновенных людей”, но чувствуют и сознают себя лучше их, и это потому, что они не жадны, не душат […]...
- “Футлярный” образ жизни по рассказу Человек в футляре (Чехов А. П.) Что представляет из себя “футлярная” жизнь? Слово футляр характеризует нам плотно закрытый предмет, который не пропускает в себя ни капли извне, но его обитателю, как ни странно, очень удобно там находиться. Так и “футлярные” люди живут в своем мире и никого и ничего нового к себе не подпускают. Они однажды расставили для себя свои приоритеты […]...
- О заметках “Несвоевременные мысли” М. Горького Заметки, собранные под названием “Несвоевременные мысли”, публиковались в газете “Новая жизнь” в тысяча девятисот семнадцатого-1918 гг., за что газета была арестована. Эти заметки представляют по жанру философско-публицистические эссе “о революции и культуре”. “Несвоевременные мысли” – живой документ трагического времени. Писатель понимал революцию не только как политический переворот, но и как культурную перспективу. Только в культуре […]...