“Саша” анализ поэмы Николая Некрасова



История создания

Поэма “Саша” была написана в 1855 г. и опубликована со значительными цензурными правками в 1856 г. в журнале “Современник” № 1 . Действие поэмы относится к сороковым – началу пятидесятых годов.

Литературное направление, жанр

Реалистическая поэма “Саша” по-разному воспринималась современниками Некрасова. Все читатели высоко оценили лирические части. Революционные демократы рассмотрели в поэме обличение либеральных взглядов как недостаточно радикальных.

Тема, основная мысль и композиция

Поэма

делится на 4 части. В первой части рассказчик (он же лирический герой) приезжает на родину в свое поместье. Он разочарован, ум его озлоблен. Современники Некрасова находили причину этого в недавних европейских революциях, подавленных с помощью Николая I, после чего наступила жестокая реакция, “гордую волю погнули напасти”.

Герой переживает невзгоды в личной жизни: могучие страсти сломили его силу.

Вторая глава ретроспективная. Лирический герой рассказывает о жизни и взрослении дочери соседей-помещиков Саши. В этой главе больше всего внесюжетных элементов: пейзажи и портрет Саши, жанровые

сценки.

В третьей главе старик-отец рассказывает, что произошло с Сашей за 3 года, пока рассказчика не было дома. В пустовавшую давно соседскую усадьбу приехал Лев Алексеич Агарин, который увлек Сашу новыми идеями, которым простодушный старик – отец Саши не может дать названия. Таким образом Некрасов пытался обмануть цензуру. Читатель же понимает, что помещик-сосед был либералом и Саше привил либеральные взгляды.

Вскоре он уехал, одержимый жаждой деятельности.

Саша влюбляется в Агарина, но тот не отвечает ей взаимностью. Прослеживается параллель с отношениями Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Когда через два года Агарин приезжает к Саше, ситуация повторяется зеркально: Саша отказывает ему, хотя любит, потому что поняла его сущность.

Он отверг то, чему Саша посвятила свою жизнь, назвав ее занятия игрушкой: “Оба тогда мы болтали пустое! Умные люди решили другое…”

В четвертой части рассказчик дает характеристику Агарину, успокаивая стариков-родителей. Он называет Агарина современным героем, единственной положительной чертой которого он считает умение сеять добрые семена в разуме других. Рассказчик предсказывает Саше светлую плодотворную жизнь и велит родителям не жалеть о том, что она отвергла богатого и тихого жениха.

Тема поэмы – влияние разных факторов на становление личности и ее самосознания.

Основная мысль. Мировоззрение человека зависит от многих факторов: среда и даже природа, которая окружает его в детстве, воспитание и образование, круг чтения, люди и идеи, которые повлияли на него в юности. Дальнейшее становление человека зависит от его воли, от его деятельной природы.

Именно поэтому люди, не имеющие твердой позиции, становятся “лишними людьми”, а другие способны отдать свою жизнь служению людям.

Проблема, которая поднимается в поэме: почему так много людей с подобными Агарину взглядами и как из раба сделать человека? “Нужны столетья, и кровь, и борьба, чтоб человека создать из раба”.

Герои и образы

Лирический герой – рассказчик близок к образу Некрасова. В первой главе он предстает уставшим, озлобленным человеком: “Силу сломили могучие страсти, гордую волю погнули напасти”, жизнью измят, убитая муза моя, озлобленный ум, накипевшие слезы, бесплодные нивы, ранняя тоска и печаль, вечные бури, боязливая душа (метафоры и эпитеты). Художественный параллелизм раскрывает внутреннее состояние героя: хлынувшие горькие слезы добавили сил, и преобразилась природа, которая в начале поэмы была безрадостной: кулик стонет над равниной унылой, как мать над могилой сына (сравнение и эпитеты), песня пахаря берет за сердце (метафора), родная картина невесела (эпитеты).

Образ Саши – центральный образ поэмы. Лирический герой сравнивает смуглую Сашу с полевым цветком. Саша не была обременена воспитанием, не читала книг, но обладала “первоначальной ясность души”, благодаря чему впоследствии нашла свое призвание в общественном служении, помощи крестьянам: “Кормит, ласкает и лечит недуги”.

Она не оторвана от корней, родной культуры и природы, в отличие от Агарина.

Сашина красота естественна. В портрете подчеркиваются ее смуглость, румяные щеки, черные глаза. Она резва, свободна. Деревенская природа описана глазами Саши, поэтому она прекрасна: “Жизни кругом разлитой ликованье Саше порукой, что милостив Бог”.

Саша любуется жизнью крестьян и считает ее гармоничной.

Единственный случай, вызвавший у Саши огорчение – вырубка леса. Деревья умирают, как люди: “Трупы деревьев недвижно лежали”. Некрасов сравнивает их с павшими воинами, очевидно, под влиянием кровавой Крымской войны.

Образ Агарина отрицательный. Он тонок, бледен, лысоват. Некрасов сравнивает его с орлом, опалившим крылья.

Фамилия у него тоже говорящая: Агарин – огарок.

Некрасов его характеризует резко: “Что ему книга последняя скажет, то на душе его сверху и ляжет”. Это человек с пустой душой: “Верить, не верить – ему все равно, лишь бы доказано было умно”. Такие люди хотят осчастливить мир, но губят то, что рядом с ними, не умея любить.

С точки зрения Некрасова, “современные герои” – порождение векового рабства.

Размер и рифмовка

Поэма написана двустишьями четырехстопным дактилем, женская рифма чередуется с мужской, рифмовка парная.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Саша” анализ поэмы Николая Некрасова