Сарказм как средство разоблачения (на примере характеристики Чичикова)

Образ Чичикова выписан с той мерой психологической достоверности и с тем точным ощущением жизненной правды, которые на десятки лет предвосхитили раскрытие сущности этого нового тогда явления. Еще в пятидесятых-шестидесятых годах прошлого века выставлялись всерьез образцы честного приобретательства и предпринимательства, писалось о “честной чичиковщине”. Гоголь в 1841 г. смотрел на своего героя куда более трезво и проницательно.

Все, что до сих пор происходило с Павлом Ивановичем Чичиковым, – это еще только, так сказать, предыстория

характера. Но она исследована с таким искусством и с такой проницательностью, что все последующее в судьбе героя воспринимается читателем как нечто абсолютно закономерное и естественное в развитии характера. Прошлое Чичикова исчерпывающе объясняет его настоящее.

Отчаявшись сделать служебную карьеру, Чичиков решил коренным образом изменить свою жизнь. Он задумал стать помещиком. Вот тут-то мы и подходим к главной фазе чичиковской биографии.

В эпопее с “мертвыми душами” наиболее ярко раскрылись дьявольская энергия и изобретательность Чичикова. О служебной карьере он никогда и не мечтал.

Служба его занимала лишь как средство обогащения.

Восхищение Чичикова вызывали не люди, обладающие высоким саном, а люди, обладающие капиталом. Впервые в русской литературе с такой замечательной пластичностью предстала психология и философия денежного человека, “миллионщика”.

Это был “новый” человек в России, вызывающий к себе величайший интерес и любопытство. Помещик вел полунатуральное хозяйство. Его закрома ломились от избытка хлеба и всего того, что производила земля, но он нуждался в деньгах. Вспомним, с каким остервенением торгуются с Чичиковым за каждую копейку самые “хозяйственные” помещики Коробочка и Собакевич.

Нуждаются в деньгах и городские чиновники, размеры жалованья которых явно не соответствуют тому широкому образу жизни, к коему каждый из них стремится. Повсеместно распространены казнокрадство, взятки, поборы. Истинным хозяином жизни становится капитал.

Без роду и племени, он бесцеремонно вторгался в светские гостиные и все более напористо оттеснял в различных областях общественной жизни дворянскую аристократию. Вопрос о силе денег, обаянии миллиона серьезно тревожил русских писателей начала прошлого века. Они подметили и характер человека, захваченного этим обаянием.

Но это еще была фигура вроде пушкинского Германна, обманутого “пиковой дамой” и сошедшего с ума. В 1835 г. Гоголь опубликовал первый вариант “Портрета”, в котором тема денег приняла еще более фантастическую окраску и прямо была связана писателем с дьявольским наваждением. Ссылка на дьявола ничего не объясняла, и в 1841 году, как мы знаем, почти в одно время с “Мертвыми душами”, Гоголь закончил кардинальную переработку повести.

Фантастический элемент в значительной мере (не без влияния критики Белинского) был ослаблен и усилены реалистические мотивы. В этой редакции повести герой, захваченный жаждой денег, кончает сумасшествием и гибелью. В “Мертвых душах” взят характер, для которого приобретательство – не внешняя страсть, ломающая талант и жизнь, а сама суть, постоянная жизнь этого характера.

Гоголь понял, что на страну надвигается что-то темное и неотвратимое, и выразил это ощущение в поэме. В городе NN разнеслись слухи, что Чичиков – “миллионщик”, и Гоголь по этому случаю делает очень важное замечание: “… в одном звуке этого слова, мимо всякого денежного мешка, заключается что – то такое, которое действует и на людей подлецов, и на людей ни се ни то, и на людей хороших, словом, на всех действует”. Если уж одно это слово рождает “нежное расположение к подлости”, то, стало быть, “миллион” шествует по стране и создает обстановку для зарождения и развития Чичиковых – людей, у которых стремление к миллиону становится их натурой, подлость – их характером.

Так в структуре поэмы, рисующей Русь “с одного боку”, появляется добавление о “подлеце”.

“Нет, пора наконец припрячь и подлеца. Итак, припряжем подлеца!” – восклицает автор в заключительной главе первого тома, прежде чем перейти к рассказу о темном происхождении своего героя. Исследование характера “подлеца” идет у Гоголя по линии и морально-психологической и дополняется ссылками на личные качества Чичикова и обстоятельства воспитания и среды, развернутые в его биографии. Чичиков в совершенстве постиг “великую науку нравиться”.

На всех чиновников губернского города он произвел неотразимое впечатление.

Причем каждый в нем открывал свое. Губернатору он показался человеком благонамеренным, прокурору – дельным, жандармскому полковнику – ученым, председателю палаты – почтенным, полицмейстеру – любезным и т. д. Даже Ноздрев, по своему особому расположению к Чичикову называвший его в лицо скотиной и подлецом, каким-то образом заключил, что тот “занят иногда учеными предметами”, любит читать и обладает “сатирическим умом”. Больше всех очарован Чичиковым прекраснодушный Манилов.

Любопытно было воссоздать портрет Чичикова по этим отзывам о нем – получился бы тот добродетельный человек, о котором сам Гоголь в главе о Чичикове писал, что “пора наконец дать отдых бедному добродетельному человеку”, “потому что обратили в лошадь добродетельного человека”. Этот контраст между внешней видимостью характера и его истинной сущностью, несомненно, лежит в основе комизма образа Чичикова, его нравственно-психологического портрета.

Именно так определял комическое Чернышевский: это “внутренняя пустота и ничтожность, прикрывающаяся внешностью, имеющей притязание на содержание и реальное значение”. Ничтожное стремится скрыть самое себя и имеет претензию казаться значительным. Эта претензия – всегда источник смешного.

Смех Гоголя над Чичиковым полон иронии. Но не только в иронии сатирическая сущность этого образа. В представлении писателя Чичиков вовсе не мелкий жулик, оказавшийся необходимым для скрепления сюжета, а фигура самостоятельная и по-своему играющая историческую роль.

Гоголь видел, как уже отмечалось, неукротимую энергию Чичиковых в их стремлении к капиталу, к “миллиону”.

Видел, что Чичиковы, стремясь к “миллиону”, освобождаются от всего человеческого в себе и беспощадны к людям, ставшим на их пути. Видел, что их моральная бесчувственность и бездушие порождают полную аморфность их действий. В этом смысле Чичиков превосходит все догадки чиновников о нем. Если подвернется случай достичь миллиона деланьем фальшивых ассигнаций или разбоем (но только в “законных” формах), Чичиков не преминет этим воспользоваться.

Идет же он (во втором томе) на подделку завещания!

Видел Гоголь и все растущий размах “оборотов” Чичикова, начавшего с родительской полтины медью. Для всего этого, собственно, и написана последняя глава первого тома с биографией героя. Чичиков не успокоится, пока не завоюет миллион, а с ним и власть над миром “мертвых душ” – ту власть, которую он было уже почувствовал в городе NN, принявшем его за “миллионщика”.

В этом отношении интересным оказывается и сравнение Чичикова с Наполеоном, претендентом на мировое господство.

Низведение Наполеона до Чичикова подчеркивало эту мысль. С другой стороны, уподобление Чичикова Наполеону выражало размеры опасности, которую, по убеждению Гоголя, таила в себе для общества деятельность Чичиковых. При всей своей несхожести, разномасштабности оба они, Чичиков и Наполеон, в чем-то очень похожи друг на друга.

Итак, Чичиков обладает такими чертами характера, которых Как написать сочинение 159 нет в людях поместной России, – энергией, волей. Чичиковы противопоставлены Маниловым и Плюшкиным. Но какие же социальные идеи и нравственные ценности утвердят они сами – эти хищники-стяжатели? С гениальной художественной прозорливостью Гоголь показал не только разложение феодально-крепостнического строя, но и ту страшную угрозу, которую нес народу мир Чичиковых, мир капиталистического хищничества.

Но где же та сила, которая принесет спасение России? Гоголь не видел ее и свои тревожные раздумья воплотил в поэтическом образе “птицы-тройки”, которая несется неизвестно куда – “Русь, куда же несешься ты? Дай ответ…

Не дает ответа”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сарказм как средство разоблачения (на примере характеристики Чичикова)