Самостоятельная работа с текстом по поэме А. Т. Твардовского “Василий Теркин”



Эту работу ученики выполняют дома: она заставляет внимательно и вдумчиво читать текст поэмы. А потом, отталкиваясь от ответов ребят, мы ведем обсуждение в классе. Такая форма работы позволяет “услышать” ответы тех, кто обычно в классе отмалчивается, откорректировать неправильно понятые строчки.

№ 1. По главе “Переправа”

1. В главе “Переправа” солдат назван “тружеником”. Выберите именно те детали, которые подчеркивают, что война – это не только боевые подвиги, но и изнурительный труд солдат.

– налегли, гребут,

потея, управляются с шестом…
– и плывут бойцы куда-то, притаив штыки в тени…
– и, усталая с похода… дремлет, скорчившись, пехота…
– и в лесу, в ночи глухой сапогами пахнет, потом, мерзлой хвоей и махрой…
– как плоты, пошли понтоны, громыхнул один, другой…

2. В конце главы “Переправа” Твардовский соединяет рассказ о величии подвига с веселой шуткой. Какие фразы можно отнести к тем, что рассказывают о подвиге (А), а в каких сквозит шутка (Б)?

– Он как он, Василий Теркин, встал живой, – добрался вплавь.
– Доктор, доктор, а нельзя ли изнутри погреться мне?

/> – Дали стопку – начал жить, приподнялся на кровати…
– Молодец, – сказал полковник. – Молодец! Спасибо, брат.

№ 2. По главе “О награде”

Ответьте на вопросы.

1. Почему Теркин “не стал курить махорку, // А достал бы… “Казбек””?

2. Почему ему важно сидеть именно на том месте, “где мальцом под лавку прятал // Ноги босые свои”?

3. Почему на всякие вопросы он отвечал бы “не вдруг”?

4. – Нет, – сказал Василий Теркин. // И вздохнул. И снова: – Нет.
О чем вздыхает Теркин?

5. Почему у Теркина “нету права побывать в родном селе”?

№ 3. По главе “Гармонь”

Внимательно читая главу, найдите пропущенные в цитатах слова. (Слова стоят в той же форме, что и в тексте.)

1. догонял свой полк…
2. Доставал тогда…
3. и ранение имею, и… одну
4. Грузовик гремит…
5. Хорошо – как есть…
6. Во всей колонне // Завалящей нет…
7. Словно он кого ошибкой, // Нехотя… вдруг
8. Оглянулся… // На водителя стрелок.
9. Только взял боец… // Сразу видно – гармонист.
10. …наш был любитель.
11. Стороны родной… // Грустный, памятный…
12. И потупились сурово // В шлемах… друзья.
13. Веселей кружитесь…
14. … на пару пара, // С места кинулися вдруг
15. Дайте мне, а то…
16. Что-то помнится, из боя // Доставляли мы в…

№ 4. По главе “Два солдата”

1. О каких качествах Теркина как человека говорят следующие слова?

А) Сам пилу берет: – А ну-ка… // И в руках его пила, // Точно поднятая щука, // Острой спинкой повела.
Б) Но куда-то шильцем сунул, – // Что-то высмотрел в пыли, // Внутрь куда-то дунул, плюнул, – // Что ты думаешь, – пошли!
В) …А парень услужить еще не прочь. // – Может, сало надо жарить? // Так опять могу помочь.
Г) И, как долг велит в дому, // Поклонился в страхе, // И солдату самому.
Д) Молча в путь запоясался, // Осмотрелся – все ли тут?.. Все припомнил, все проверил.

2. Почему Теркин не сразу ответил на вопрос деда “побьем мы немца // Или, может, не побьем?”

№ 5. Твардовский говорил о Теркине, что это “обыкновенный парень”, что “парень в этом роде” найдется в любой роте. Словарь дает следующие значения слова “обыкновенный”: Обычный, ничем не выделяющийся, заурядный. А какое значение вкладывает автор в это слово?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Самостоятельная работа с текстом по поэме А. Т. Твардовского “Василий Теркин”