Самостоятельная работа по теме “Бессоюзное сложное предложение”

Цели: контроль и коррекция уровня усвоения учебного материала, умения применять на практике полученные знания. оборудование: учебные тексты, раздаточный материал, репродукция картины В. Поленова “Осень в абрамцеве”. тип урока: урок применения знаний и формирования умений. Ход урока
I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний
1.

Слушание 2-3 творческих работ (см. Домашнее задание
предыдущего урока) 2. наблюдение над языковым материалом (запись на доске) Сравните данные бессоюзные предложения с синонимичными им союзными.

Почему здесь более уместно использование бессоюзных конструкций?

Глядь: опять перед ним землянка; на пороге сидит его старуха, а перед ней разбитое корыто (А. Пушкин). Под окном Гвидон сидит, молча на море глядит: не шумит оно, не хлещет, лишь едва-едва трепещет (А.

Пушкин). Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая (И.

Никитин). мирный звук воркующей горлинки свидетельствует в лесу всем живущим: жизнь продолжается (М.

Пришвин). мало – помалу я догадался: это не человек, а барсук возвращался утром в нору из ночных своих похождений (М. Пришвин). Садясь на школьную

скамью, не забывайте: вы в строю (С.

Маршак).

III. Постановка целей и задач урока
. Мотивация учебной деятельности Бессоюзные предложения отличаются от сложноподчиненных экспрессивностью, лаконичностью и ярко выраженной разговорной окраской. Они широко используются в разговорной речи и в стилях, допускающих разговорную экспрессию,- художественном и публицистическом. В бессоюзных предложениях связь между частями внутренняя, скрытая, но она обычно легко угадывается. а раз нет союзов – текст более сжат, усилен динамизм содержания.

Разнообразнее и выразительнее интонация таких предложений. а на письме ее роль выполняют знаки препинания: тире, двоеточие, запятая, точка с запятой. Цель нашего урока – систематизировать, обобщить и закрепить знания о правилах постановки знаков препинания в данных конструкциях, совершенствовать умение строить, правильно произносить, писать и употреблять в речи бессоюзные сложные предложения различных видов. IV. Совершенствование пунктуационных навыков и речевых умений 1. творческая работа А) Восстановите авторский текст, заменив сложные предложения С союзами – бессоюзными.

Прекрасны в средней полосе России пушкинские места.

Эти места очаровали Пушкина, а он очаровал нас ими в своих стихах. Но в войну само михайловское было превращено в узел обороны, а в доме Пушкина была огневая позиция фашистских артиллеристов. Колокольня в Святогорском монастыре была взорвана, а могила Пушкина заминирована.

Но директор заповедника и люди, работавшие в нем, верили, что все будет так, как было при Пушкине, и не жалели для этого сил, работая от зари до зари. (По М. Дудину) Б) Творческий диктант.

Объедините простые предложения в бес Союзные сложные. 1) Пушкин задержался в Тамани из-за непогоды. (:) На море разыгрался шторм.

Плыть через Керченский пролив было нельзя. 2) Утром 15 августа 1820 года бушевавшее несколько дней подряд море стихло. (-) Несколько часов спустя вместе с семьей генерала Раевского на корабль поднялся и александр Пушкин.

3) Позади трогательное прощание. (,) Позади длинный многоверстный путь по Кубани. 4) Ветер наполнил паруса. (-) Корабль легко и плавно заскользил по воде, взяв курс на Керчь. 5) На берегу их встретил сорокалетний седовласый начальник флотилии Патиниоти. (:) Этому морскому офицеру выпало счастье общаться со многими впоследствии знаменитыми писателями. (По Н. Веленгурину). 2. Конструирование бессоюзных сложных предложений По данному началу Продолжите начатые предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные: А) с запятой и точкой с запятой: Образец.

Закат уже начал темнеть… Закат уже начал темнеть, кое-где на небе зажглись первые звезды. Закат уже начал темнеть; кое-где на небе, одиноко мерцая вдали, зажглись первые звезды. Река в половодье сильно разлилась…

Вся природа дышит свежестью… ; Б) с двоеточием: Растения освежают воздух:… Лес влияет на температуру воздуха:… Вглядываюсь вдаль и вижу:… ; В) с тире: Наступит весна -… Знай я ремесло -…

Дунул ветер -… Мы хотели закрыть окно -… . Составьте сложные предложения, а затем перестройте их в бессоюзные: А) с союзами и, а, когда, если: Раздался звонок… (ученики вошли в класс). Наступят каникулы… (поеду в лагерь). Коля поступил в техникум… (Сережа пошел работать); Б) с союзами потому что, так что, что: Я встал рано… (завтра первый день занятий в школе).

Было уже светло… (свет в комнате не зажигали). Радовался… (встречусь с друзьями). 3. Конструирование бессоюзных сложных предложений по данным схемам Рассмотрите схемы.

Составьте по одному предложению на каждую схему. А) [ ] ; [ ] . Перечисление Б) [ ] : [причина] . II вариант А) [ ] : [пояснение]. Б) [ ] – [ ] . Противопоставление III вариант А) [время или условие] – [ ] . Б) [ ] : [дополнение, изъяснение]. 4. творческая работа: употребление бессоюзных сложных предложений в речи вариант Сочинение-миниатюра – По данному началу напишите сочинение-миниатюру, употребляя бессоюзные сложные предложения. – Определите тип и стиль речи.

Обоснуйте свой ответ. В. Д. Поленов. “Осень В АБРАМЦЕВЕ” Это картина-воспоминание. Она получилась очень поэтичной, проникновенной и немного грустной.

Тихий лесной уголок осенней порой. Дремучий смешанный лес сплошной стеной окружил прозрачную речку… Образец сочинения Это картина-воспоминание.

Она получилась очень поэтичной, проникновенной и немного грустной. Тихий лесной уголок осенней порой. Дремучий смешанный лес сплошной стеной окружил прозрачную речку; золотые и оранжевые березы чередуются с темными елями; маленькая одинокая осинка горит пунцовым пламенем; налево высится еще по-летнему зеленый дуб.

Краски яркие, нарядные, звонкие и одновременно какие-то тревожные. И кажется нам: поет где-то в лесу нежная и тонкая скрипка. (По С. Голицыну) II вариант Напишите часть сказки. Придайте повествованию разговорную окраску, используя бессоюзные предложения. Образец.

Посмотрел Иванушка налево – видит непроходимое болото, посмотрел направо – видит глубокий овраг с водой. Вперед идти – не проберешься. Лес стеной стоит.

Что делать? V. Рефлексия. Подведение итогов урока Фронтальная беседа (интерактивный прием “микрофон”) – Какие сложные предложения называются бессоюзными? – В каких случаях между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая? точка с запятой? Приведите примеры. – Когда между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие?

Когда – тире? Приведите примеры на каждый случай. VI. Домашнее задание
Выпишите из романа м. лермонтова “Герой нашего времени” по одному предложению на употребление запятой и точки с запятой в бессоюзных сложных предложениях и по два предложения на употребление двоеточия и тире.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Самостоятельная работа по теме “Бессоюзное сложное предложение”