Самобытность и оригинальность жанра “Горя от ума”

Комизм в “Горе от ума” создается не нарочитыми комическими положениями, а правдивым изображением пошлых сторон жизни, осмеянием всего низкого и подлого. С русской комедией XVIII – начала XIX в. “Горе от ума” роднят также некоторые особенности ее сюжетного содержания и композиции. В “Горе от ума” Грибоедов бесспорно соблюдает три знаменитых единства: действие совершается в течение одних суток, в одном месте, вокруг одного главного героя.

Но он блестяще показал своим современникам, что и при соблюдении классицистических единств

пьеса может быть глубоко реалистической, если она воссоздает правду жизни. В отличие от классицистической комедии, в которой всегда в конце наказывался порок и награждалась добродетель, у Грибоедова читатель не находил привычной нравоучительной концовки. Так он отказался от всего, что мешало развитию русской драматургии.

Катенин упрекал Грибоедова в том, что он своей комедией создает “новую пиитику”. Но в этом и заключалась его подлинная заслуга. Писатель создавал новую поэтику – поэтику реализма в русской драматургии.

Он шел в том же направлении, в каком шел и молодой Пушкин.

“Его

рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами”,- сказал Пушкин. Проницательную оценку “Горя от ума” дала демократическая критика, разъяснившая значение комедии Грибоедова в русском освободительном движении, в истории русской литературы и театра. Вслед за декабристами и Пушкиным Белинский увидел в “Горе от ума” гениальную русскую комедию, образцовое произведение, а в Грибоедове – “Шекспира комедии”.

В статье 1841 г. “Разделение поэзии на роды и виды” Белинский, признавая великое общественное значение за сатирической комедией, если она “выходит не из невинного желания поострить, но из глубоко оскорбленного пошлостью жизни духа”, пишет: “Высочайший образец такой комедии имеем мы в “Горе от ума” – этом благороднейшем создании гениального человека, этом бурном дифирамбическом излиянии желчного, громового негодования при виде гнилого общества ничтожных людей, в души которых не проникал луч божьего света, которые живут по обветшалым преданиям старины, по системе пошлых и безнравственных правил, которых мелкие цели и низкие стремления направлены только к призракам жизни – чинам, деньгам, сплетням, унижению человеческого достоинства, и которых апатическая сонная жизнь есть смерть всякого живого чувства, всякой разумной мысли, всякого благородного порыва… “Горе от ума”,- заключает Белинский,- имеет великое значение и для нашей литературы и для нашего общества”.

Освободительные идей грибоедовской комедии воспитывали и последующие поколения передовых людей России. Н. А. Добролюбов видел в Чацком вечного обличителя лжи. Н. Г. Чернышевский считал Грибоедова прямым предшественником Гоголя. Широко использовал в своих трудах грибоедовские образы и цитаты Писарев.

Ни одно произведение русской и западноевропейской литературы не цитировалось Писаревым чаще, чем “Горе от ума”. К язвительным и гневным репликам Чацкого Писарев прибегает для выражения своего отвращения ко всякого рода примиренчеству и оппортунизму. Цитаты из “Горя от ума”, использованные Писаревым, свидетельствуют о жизненности и политической остроте грибоедовской комедии, о типичности ее обличительных образов, о неисчерпаемом богатстве ее яркого сатирического языка.

Исключительно велико значение комедии Грибоедова в развитии русского театра. Грибоедовская комедия – одна из любимейших пьес советского зрителя. Бессмертное творение Грибоедова дорого всем народам социалистической родины. В докладе на юбилейном заседании в Большом театре в Москве, посвященном 150-летию со дня рождения Грибоедова, писатель Леонид Леонов отметил, что “…освобожденный народ высоко оценил благородный гнев “Горя от ума” и, отправляясь в дальний и трудный путь, взял эту книгу с собою”.

Гениальная комедия, говорил он, учит “вражде к национальному застою, презрению к социальным порокам, гадливости к любой душевной грязи”. Далеко отстоит от нас время Грибоедова, но смелая борьба патриота-новатора Чацкого против всего отсталого, пошлого и низкого в человеке вызывает сочувствие и симпатию советского зрителя и читателя.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Самобытность и оригинальность жанра “Горя от ума”