Рыцарский турнир на уроке литературы
Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения.
Даниэль Пеннак
Наверное, каждый учительсловесник понимает, что насилие и любовь к чтению — «две вещи несовместные», и потому ищет свои пути, чтобы его ученики ждали встречи с книгой, как ждут праздника. И такой праздник можно организовать, например, при изучении средневековых народных баллад (в разных программах эта тема встречается в разных классах — от шестого до восьмого). Помощником учителя литературы станут в подготовке и проведении праздника коллеги — учителя
В начале изучения темы я предлагаю ребятам совершить путешествие в средневековую Англию, узнать, как можно больше об этом времени из исторических источников, а также народных преданий и баллад, а потом самим стать участниками интеллектуального рыцарского турнира XXI века. Предложение с воодушевлением принимается.
Турнир может состояться между двумя классами в параллели или между командами одного класса (в соответствии с делением на группы по изучению английского языка).
На Этапе подготовки каждая из двух команд — участниц турнира — с помощью голосования выдвигает
Рыцари и их команды, готовясь к турниру, выполняют следующие задания:
1) выбрать исторического или легендарного героя, подготовить яркий и выразительный рассказ о нем;
2) придумать девиз и нарисовать на щите герб его владельца.
Прекрасные дамы также должны определиться с выбором легендарной или литературной героини, подготовить рассказ о ней, продумать элементы костюма.
Есть и Общее задание Для каждой из двух противоборствующих сторон: подготовить инсценировку на английском языке баллады (легенды) о Робин Гуде (при выполнении этого задания неоценимую помощь оказывают учителя английского языка).
Между тем на уроках литературы погружаемся в мир народной баллады и читаем не только предложенные в учебниках, но и внепрограммные баллады: «страшные» («Два ворона», «Лорд Рэнделл», «Эдвард»), «героические» (о Робин Гуде), «любовные» («Прекрасная Маргарет и милый Вильям», «Василий и Софья», «Трагедия Дугласов»), «исторические» («Королева Элионор», «Юный Уотерс»), «комические» («А ну, закройка дверь!», «Старый плащ»), «волшебные» («Мальчик и мантия», «Леди и кузнец», «Том Лин»). Если после вводного урока, где пойдет речь о жанровых признаках баллады, организовать работу в группах, то количество уроков, где читаются, инсценируются, обсуждаются все эти баллады, не превысит положенного по программе.
После изучения темы ребятам предлагается сформулировать три вопроса по каждому виду баллад и сочинить свою балладу.
И вот настает день турнира. Кабинет преображается в ристалище: команды противоборствующих сторон занимают за столами места друг напротив друга, есть места для зрителей и жюри (из учителей и старшеклассников). Звучит «Баллада о времени» В. Высоцкого: «…И холодное прошлое заговорит // О походах, боях и победах…»
Оглашаются Правила турнира (они заранее обговариваются с ребятами, ведь «слово не стрела, но ранит больнее стрелы»). Вот пример таких правил.
Во время турнира участники должны показать свои знания по истории, литературе и английскому языку. Им разрешается принимать помощь от любого из членов своей команды.
Во время турнира запрещается:
Нарушать дисциплину, отвлекаясь на посторонние разговоры или занятия; Критиковать и оскорблять своих соперников; Громко и явно выражать эмоции удовольствия или неудовольствия, радости или разочарования.
В случае несоблюдения этих правил рыцарь и его команда подвергаются «штрафу» (лишению баллов),
а при повторном нарушении — исключаются из числа участников турнира и выдворяются с ристалища.
Исторический этап турнира состоит из двух туров.
Первый — это представление рыцарей их герольдами и оруженосцами: рассказ об историческом или легендарном герое и объяснение символики герба (максимальная оценка — по 5 баллов).
Второй — поединки на знание истории Англии Средних веков. (Тестовые вопросызадания для этого тура готовит учитель истории.) В единоборство попарно вступают рыцари, находящиеся друг против друга. Каждая команда получает варианты ответов. После заданного вопроса нужно поднять карточку, содержащую правильный ответ.
Если рыцарь поднимает карточку (наносит удар) первый и этот ответ верный (попадает в цель), он получает 2 балла, если ответ верный, но запоздавший — 1 балл.
Примеры вопросов (верные ответы выделены курсивом).
1. Против кого объединил кельтов король Артур?
— Против данов;
— римлян;
— Англов и саксов;
— нормандцев.
2. Кто пришел в Британию во главе с Вильгельмом Завоевателем?
— Даны;
— римляне;
— англы и саксы;
— Нормандцы.
3. Кто издал «Лесной закон», который нарушали Робин Гуд и его вольные стрелки?
— Ричард Львиное Сердце;
— Вильгельм Завоеватель;
— Генрих II;
— Эдуард III.
4. В какой битве Вильгельм Завоеватель одержал победу в 1066 году?
— При Гастингсе;
— при Пуатье;
— при Суасоне;
— при Таласе.
5. Как назывался документ, который в 1215 году подписал Иоанн Безземельный?
— Великая хартия вольностей;
— Золотая Булла;
— Сент-Жерменский мирный договор;
— Нантский эдикт.
6. Какое название получило собрание представителей всех сословий, которое в 1265 году созвал Симон де Монфор?
— Кортесы;
— ландтаги;
— Генеральные штаты;
— Парламент.
7. Что в Англии называют «Книгой Страшного суда»?
— Сборник законов английских королей;
— суд священной инквизиции;
— Книги с результатами переписи населения;
— литературное произведение, написанное при дворе Вильгельма Завоевателя.
8. Слова из какого языка появились в речи жителей Британии с приходом нормандцев?
— Из старонемецкого;
— латинского;
— греческого;
— Старофранцузского.
9. Какая королевская династия никогда не правила в Англии?
— Плантагенеты;
— Ланкастеры;
— Йорки;
— Капетинги.
10. Кто из этих героев не был рыцарем Круглого стола?
— Ланселот;
— Гавейн;
— Роланд;
— Парсифаль.
После подведения итогов исторического этапа начинается «английский» этап, где участники должны продемонстрировать, насколько хорошо они владеют английским языком. Каждая из противоборствующих сторон разыгрывает поанглийски сценку о народном герое средневековой Англии — Робин Гуде. Их соперники, внимательно посмотрев сценку, отвечают на вопросы учителя английского языка по ее содержанию.
За полный и правильный ответ команда максимально может получить 3 балла.
Литературный этап Открывают выступления Прекрасных дам. Каждая из них представляет какуюнибудь литературную героиню (максимальная оценка — 5 баллов).
Затем в дело вступают рыцари. Словами из баллады Владимира Высоцкого:
Упадут сто замков и спадут сто оков,
И сойдут сто потов целой груды веков,
И польются легенды из сотен стихов
Про турниры, осады, про вольных стрелков —
Учитель литературы предваряет конкурс, где рыцарю и его отряду предстоит отразить нападение объединенных сил соперника, каждая команда которого задаст свой трудный и неожиданный вопрос по тому типу баллад, что определит для отряда жребий: «страшные», «героические», «исторические», «любовные», «комические», «волшебные». (За правильный и полный ответ на один вопрос — 2 балла.)
Завершает литературный этап турнира творческий конкурс менестрелей, создателей и исполнителей своих собственных баллад (максимальная оценка — 7 баллов).
После этого конкурса жюри подводит итоги турнира и вручает призы. Напутственным аккордом участникам состязания звучат слова В. Высоцкого:
Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки — из прошлого тащим,
Потому что добро остается добром
В прошлом, будущем и настоящем!