Рыцарский турнир на уроке литературы

Глагол “читать” не терпит повелительного наклонения.
Даниэль Пеннак

Наверное, каждый учитель­словесник понимает, что насилие и любовь к чтению – “две вещи несовместные”, и потому ищет свои пути, чтобы его ученики ждали встречи с книгой, как ждут праздника. И такой праздник можно организовать, например, при изучении средневековых народных баллад (в разных программах эта тема встречается в разных классах – от шестого до восьмого). Помощником учителя литературы станут в подготовке и проведении праздника коллеги – учителя

истории и английского языка.

В начале изучения темы я предлагаю ребятам совершить путешествие в средневековую Англию, узнать, как можно больше об этом времени из исторических источников, а также народных преданий и баллад, а потом самим стать участниками интеллектуального рыцарского турнира XXI века. Предложение с воодушевлением принимается.

Турнир может состояться между двумя классами в параллели или между командами одного класса (в соответствии с делением на группы по изучению английского языка).

На Этапе подготовки каждая из двух команд – участниц турнира – с помощью голосования выдвигает

из своих рядов трех мальчиков, которым будет доверено исполнять роль рыцарей. Потом каждый из рыцарей выбирает себе Прекрасную даму и формирует свой отряд, предлагая одноклассникам роли оруженосцев и герольдов.

Рыцари и их команды, готовясь к турниру, выполняют следующие задания:

1) выбрать исторического или легендарного героя, подготовить яркий и выразительный рассказ о нем;

2) придумать девиз и нарисовать на щите герб его владельца.

Прекрасные дамы также должны определиться с выбором легендарной или литературной героини, подготовить рассказ о ней, продумать элементы костюма.

Есть и Общее задание Для каждой из двух противоборствующих сторон: подготовить инсценировку на английском языке баллады (легенды) о Робин Гуде (при выполнении этого задания неоценимую помощь оказывают учителя английского языка).

Между тем на уроках литературы погружаемся в мир народной баллады и читаем не только предложенные в учебниках, но и внепрограммные баллады: “страшные” (“Два ворона”, “Лорд Рэнделл”, “Эдвард”), “героиче­ские” (о Робин Гуде), “любовные” (“Прекрасная Маргарет и милый Вильям”, “Василий и Софья”, “Трагедия Дугласов”), “исторические” (“Королева Элионор”, “Юный Уотерс”), “комические” (“А ну, закройка дверь!”, “Старый плащ”), “волшебные” (“Мальчик и мантия”, “Леди и кузнец”, “Том Лин”). Если после вводного урока, где пойдет речь о жанровых признаках баллады, организовать работу в группах, то количество уроков, где читаются, инсценируются, обсуждаются все эти баллады, не превысит положенного по программе.

После изучения темы ребятам предлагается сформулировать три вопроса по каждому виду баллад и сочинить свою балладу.

И вот настает день турнира. Кабинет преображается в ристалище: команды противоборствующих сторон занимают за столами места друг напротив друга, есть места для зрителей и жюри (из учителей и старшеклассников). Звучит “Баллада о времени” В. Высоцкого: “…И холодное прошлое заговорит // О походах, боях и победах…”

Оглашаются Правила турнира (они заранее обговариваются с ребятами, ведь “слово не стрела, но ранит больнее стрелы”). Вот пример таких правил.

Во время турнира участники должны показать свои знания по истории, литературе и английскому языку. Им разрешается принимать помощь от любого из членов своей команды.

Во время турнира запрещается:

Нарушать дисциплину, отвлекаясь на посторонние разговоры или занятия; Критиковать и оскорблять своих соперников; Громко и явно выражать эмоции удовольствия или неудовольствия, радости или разочарования.

В случае несоблюдения этих правил рыцарь и его команда подвергаются “штрафу” (лишению баллов),
а при повторном нарушении – исключаются из числа участников турнира и выдворяются с ристалища.

Исторический этап турнира состоит из двух туров.

Первый – это представление рыцарей их герольдами и оруженосцами: рассказ об историческом или легендарном герое и объяснение символики герба (максимальная оценка – по 5 баллов).

Второй – поединки на знание истории Англии Средних веков. (Тестовые вопросы­задания для этого тура готовит учитель истории.) В единоборство попарно вступают рыцари, находящиеся друг против друга. Каждая команда получает варианты ответов. После заданного вопроса нужно поднять карточку, содержащую правильный ответ.

Если рыцарь поднимает карточку (наносит удар) первый и этот ответ верный (попадает в цель), он получает 2 балла, если ответ верный, но запоздавший – 1 балл.

Примеры вопросов (верные ответы выделены курсивом).

1. Против кого объединил кельтов король Артур?

– Против данов;

– римлян;

– Англов и саксов;

– нормандцев.

2. Кто пришел в Британию во главе с Вильгельмом Завоевателем?

– Даны;

– римляне;

– англы и саксы;

– Нормандцы.

3. Кто издал “Лесной закон”, который нарушали Робин Гуд и его вольные стрелки?

– Ричард Львиное Сердце;

– Вильгельм Завоеватель;

– Генрих II;

– Эдуард III.

4. В какой битве Вильгельм Завоеватель одержал победу в 1066 году?

– При Гастингсе;

– при Пуатье;

– при Суасоне;

– при Таласе.

5. Как назывался документ, который в 1215 году подписал Иоанн Безземельный?

– Великая хартия вольностей;

– Золотая Булла;

– Сент-Жерменский мирный договор;

– Нантский эдикт.

6. Какое название получило собрание представителей всех сословий, которое в 1265 году созвал Симон де Монфор?

– Кортесы;

– ландтаги;

– Генеральные штаты;

– Парламент.

7. Что в Англии называют “Книгой Страшного суда”?

– Сборник законов английских королей;

– суд священной инквизиции;

– Книги с результатами переписи населения;

– литературное произведение, написанное при дворе Вильгельма Завоевателя.

8. Слова из какого языка появились в речи жителей Британии с приходом нормандцев?

– Из старонемецкого;

– латинского;

– греческого;

– Старофранцузского.

9. Какая королевская династия никогда не правила в Англии?

– Плантагенеты;

– Ланкастеры;

– Йорки;

– Капетинги.

10. Кто из этих героев не был рыцарем Круглого стола?

– Ланселот;

– Гавейн;

– Роланд;

– Парсифаль.

После подведения итогов исторического этапа начинается “английский” этап, где участники должны продемонстрировать, насколько хорошо они владеют английским языком. Каждая из противоборствующих сторон разыгрывает поанглийски сценку о народном герое средневековой Англии – Робин Гуде. Их соперники, внимательно посмотрев сценку, отвечают на вопросы учителя английского языка по ее содержанию.

За полный и правильный ответ команда максимально может получить 3 балла.

Литературный этап Открывают выступления Прекрасных дам. Каждая из них представляет какуюнибудь литературную героиню (максимальная оценка – 5 баллов).

Затем в дело вступают рыцари. Словами из баллады Владимира Высоцкого:

Упадут сто замков и спадут сто оков,
И сойдут сто потов целой груды веков,
И польются легенды из сотен стихов
Про турниры, осады, про вольных стрелков –

Учитель литературы предваряет конкурс, где рыцарю и его отряду предстоит отразить нападение объединенных сил соперника, каждая команда которого задаст свой трудный и неожиданный вопрос по тому типу баллад, что определит для отряда жребий: “страшные”, “героические”, “исторические”, “любовные”, “комические”, “волшебные”. (За правильный и полный ответ на один вопрос – 2 балла.)

Завершает литературный этап турнира творческий конкурс менестрелей, создателей и исполнителей своих собственных баллад (максимальная оценка – 7 баллов).

После этого конкурса жюри подводит итоги турнира и вручает призы. Напутственным аккордом участникам состязания звучат слова В. Высоцкого:

Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки – из прошлого тащим,
Потому что добро остается добром
В прошлом, будущем и настоящем!


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Рыцарский турнир на уроке литературы