Рыцарский роман
Подлинный образец рыцарского романа, получившего широчайшее распространение в Европе в XI-XIV вв. в условиях становления зрелого феодального общества, формирования его сословной структуры,- это “Тристан и Изольда”. В наиболее ярком, законченном виде рыцарская литература представлена во Франции. В этой стране складывается рыцарский идеал (его иногда называют куртуазным, от французского слова “курт” – двор).
В основе его лежит рыцарское благородство. Идеалом рыцаря стала не только физическая сила и доблесть на. поле боя –
Любовь, как правило, возвышенная – непременный мотив рыцарской литературы, как прозы, так и поэзии. В рыцарском романе, отмеченном изяществом, обычно немало фантастических мотивов, всяких экзотических описаний, что сближает его со сказкой. Дается психологическая характеристика
Замечательное явление рыцарской поэзии – лирика трубадуров. Рыцарская проза представлена повестями и романами, получившими распространение в разных странах Европы. Роман группируется по нескольким циклам.
Самый известный – цикл короля Артура, или цикл “круглого стола”. Эти романы объединяются образом легендарного Артура, короля бриттов, носителя рыцарских добродетелей. Ко двору Артура собираются рыцари, которые соревнуются на поединках, совершают подвиги во имя прекрасных дам, а потом собираются за “круглым” пиршественным столом.
В основе романа “Тристан и Изольда” – древнее предание, популярное у кельтов. Этот сюжет на протяжении веков бытовал в Европе, причем в разных версиях включался в романы, входившие в цикл “круглого стола”. Успех истории Тристана и Изольды связан прежде всего с трогательной трактовкой любви, которая воспринимается читателем не как плод зелья, напитка, а как выражение естественного, неодолимого человеческого чувства.
Драматизм романа в том, что любовь героев вступает в непримиримый конфликт с законами и нормами феодального мира. Жертвами его оказываются не только Тристан и Изольда, но и король Марк.
В 1902 г. французский ученый Жан Бедье на основе различных сюжетных вариантов издал сводный текст романа. Легенда о Тристане и Изольде была чрезвычайно популярна в различных национальных литературах, обрабатывалась многими писателями (Готфрид Страсбургский, Вальтер Скотт, Томас Манн и др.). На ее основе создана опера Рихарда Вагнера “Тристан и Изольда” в 1859 г.
- Характеристика героев по произведению “ЛЕГЕНДА О ТРИСТАНЕ И ИЗОЛЬДЕ” &;#124; ИЗОЛЬДА БЕЛОКУРАЯ (ЗЛАТОВЛАСАЯ) ИЗОЛЬДА БЕЛОКУРАЯ (ЗЛАТОВЛАСАЯ) Изольда – по происхождению кельтская принцесса. Она достается Тристану в качестве приза за победу над драконом, в других вариантах произведения Изольда исцеляет раны Тристана, нанесенные великаном Морфолком и сама готовит любовный напиток, который потом по ошибке выпивает вместе с Тристаном. Однако в отличие от Тристана, она не пытается изгнать чувство любви из […]...
- Характеристика героев по произведению “ЛЕГЕНДА О ТРИСТАНЕ И ИЗОЛЬДЕ” &;#124; ТРИСТАН ТРИСТАН Посланный на поиски невесты для короля Марка, своего дяди, Тристан попадает в Ирландию и побеждает там огнедышащего дракона, который пожирал людей и наводил ужас на всю страну. Призом отважному герою становится королевская дочь Изольда, предназначенная в жены королю Марку. Мать дает Изольде любовный напиток, приготовленный для дочери и ее мужа. На обратном пути Тристан […]...
- Средневековый рыцарский роман (жанр) Средневековый рыцарский роман (жанр) Рыцарский роман – новый эпический жанр, который складывается в европейской литературе в XII веке. Первоначально слово “роман” относилось к произведениям, написанным не на латинском, а на одном из романских языков (отсюда же и слово “романс”). Однако позже оно стало обозначать новый эпический жанр, сложившийся в рамках рыцарской куртуазной культуры. В отличие […]...
- Рыцарский роман средневековья и его основные циклы 1. История развития – раньше всего появились во Франции. Сначала – обработки произведений античной литературы (брали любовную историю, приключения, мифологию убирали) – “Роман об Александре Македонском” – “предроман”: любовной темы нет, но показан верх земного величия и власть судьбы над ним → “александрийский стих”: парные рифмованные 12-тисложные стихи с цензурой после 6-го слога (в отличие […]...
- Рыцарский роман в русской литературе Среди переводов XVII в. большое место занимают рыцарские романы, причем интерес к ним постоянно возрастал. Если в первой половине столетия читатель знал лишь “Бову королевича” и “Еруслана Лазаревича”, то к концу века в литературном обороте – было не меньше десятка произведений этого жанра. Рыцарский роман удовлетворял читательскую потребность в “неофициальном”, индивидуальном чтении. Он не поучал, […]...
- Повесть-пародия на рыцарский роман “Пайен из Мезьера” Итак, начинается рассказ: ко двору легендарного короля Артура, где собираются отважные и знатные рыцари, является девушка на муле. Красавица едет “вовсе без узды” и горько плачет. Благородные дамы и рыцари посылают сенешаля Кея узнать, в чем дело. Вскоре Кей возвращается и докладывает: девица печалится о том, что нет у ее мула узды, и ищет она […]...
- Что такое рыцарский долг (по сказанию “Песнь о Роланде”) (2) У любого народа во все времена были свои герои. Они носили разную одежду, говорили на разных языках, пользовались различными видами оружия, но практически все обладали сходными качествами характера: бесконечной любовью к Родине, мужеством, гордостью, ярко выраженным чувством долга. И неважно, существовали эти герои когда-нибудь на самом деле или были вымышлены, представляя из себя собирательный образ […]...
- Определение “Роман” Роман – большая форма эпоса. Содержание романа не ограничено ни во времени, ни в направлении, может охватывать целую эпоху. По словам В. Г. Белинского, именно в романах “излагается и жизнь человеческая, и правила нравственности, и философические системы”. В романе воссоздаются история формирования человеческих характеров, исторические и общественные процессы, происходящие в окружающей действительности, и психологические – […]...
- Тристан и Изольда герои литературных памятников средневековья Легендарными прототипами Тристан и Изольда. считаются образы кельтских, ирландских и шотландских легенд. Имя Т. впервые встречается в форме Дроостан (Дрост, Дрест) в генеалогиях пиктских королей VIII в. Многие сюжетные параллели к Т. и И. можно обнаружить в двух ирландских сагах – “Изгнание сыновей Уснеха” и “Бегство Ди-армайда и Грайне”. Л. Д. Михайлов считает, что И. […]...
- Что такое рыцарский долг (по сказанию “Песнь о Роланде”) (1) Не потеряет Франции король, Пока я жив, коня ни одного. Песнь о Роланде “Песнь о Роланде” – величайший памятник французского народного героического эпоса. Ее автором считается некий гениальный поэт Турольд, а вопрос об истоках поэмы до сих пор остается не до конца разрешенным. Одни исследователи считают поводом к созданию произведения поход Карла Великого против мусульманского […]...
- Что такое рыцарский долг (по сказанию “Песнь о Роланде”) (3) Основой средневековой французской поэмы “Легенда о Роланде” являются легенды о походах Карла Великого. Походы эти назывались крестовыми, так как предпринимались императором для обращения язычников в христианство. Из “Песни” мы много узнаем о правилах рыцарской доблести и чести, ведь в образе главного действующего лица – рыцаря Роланда народ воплотил все свои представления о воине-герое. Речь в […]...
- Герой романа Кретьена де Труа “Ланселот или Рыцарь Телеги” Ланселот одержим любовью к жене короля Артура королеве Геньевре. Это чувство, выражающееся в куртуазном служении Даме, определяет все поведение Л.: ради Геньевры он совершает невероятные подвиги и, попадая в опаснейшие ситуации, оказывается победителем, ибо любовь придает ему силы. Одно из безумств героя проявляется, когда он сражается с похитившим королеву волшебником спиной к противнику, чтобы не […]...
- Роман о Тристане и Изольде. История сюжета Роман принадлежит к бретонскому циклу. А некоторые романы этого цикла основывались на кельтских сказаниях. Параллели роману в ираландских сагах – “Изгнание сыновей Уснехта”, “Преследование Диармайнда и Грайне”. Кельтское сказание о Тристане и Изольде было известно в большом кол-ве обработок на французском языке, но многие из них совсем погибли, а от других сохранились лишь небольшие отрывки. […]...
- Романы Бритонского цикла – Артуровы легенды Артур – реальное лицо, предводитель бриттов, в V-VI вв. отступавших в Уэльс под натиском германских племен англов, саксов и ютов. В романах Артур предстает как самый могущественный король Европы, только при его дворе герой может стать подлинным рыцарем. Наиболее совершенные рыцари короля Артура объединены названием рыцари Круглого стола (символ равенства). За круглым столом король оказывался […]...
- “Роман о Тристане и Изольде” и его место в бретонском цикле Первая проблема, с которой мы сталкиваемся при анализе романа – его генезис. Есть две теории: первая исходит из наличия недошедшего до нас романа-первоисточника, породившего известные нам варианты. Вторая утверждает самостоятельность этих вариантов, самые известные из которых – французские романы Тома и Береоле, дошедшие во фрагментах, и немецкий – Готфрилд Страсбургского. Научные рекомендации романа-прототипа осуществлена в […]...
- Романы о Тристане и Изольде Романы о Тристане и Изольде В начале ХХ века французский академик Жозеф Бедье показал, что дошедшие не полностью стихотворные “Роман о Тристане” Беруля (Beroul) и “Роман о Тристане” Тома (Thomas), лэ Марии Французской “О жимолости” (XII век), роман “Тристан” Готфрида Страсбургского (начало XIII века), прозаический “Роман о Тристане” Люса дель Гата и Эли де Борона […]...
- Что сближает роман Замятина “Мы” и роман Салтыкова-Щедрина “История одного города”? “История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина и роман Замятина “Мы” были написаны в разное время, даже в разных веках. Их жанр также различен: “История одного города” – сатирический роман-хроника, роман “Мы” – антиутопия, роман-предупреждение. Различны герои этих произведений, различен язык, художественные приемы… Но, несмотря на все отличия, данные романы имеют и общие черты. Мне кажется, […]...
- Рыцарский турнир на уроке литературы Глагол “читать” не терпит повелительного наклонения. Даниэль Пеннак Наверное, каждый учительсловесник понимает, что насилие и любовь к чтению – “две вещи несовместные”, и потому ищет свои пути, чтобы его ученики ждали встречи с книгой, как ждут праздника. И такой праздник можно организовать, например, при изучении средневековых народных баллад (в разных программах эта тема встречается в […]...
- Тристан и Изольда характеристика образа Изольды Белокурой Изольда Белорукая – персонаж сказаний о Тристане и Изольде, сестра герцога Каэрдина, жена Тристана. Женитьба Тристана на И. особенно подробно осмысляется в романе Тома, где автор подробно анализирует, почему Тристан решил жениться и почему именно на И. Особую роль здесь сыграло имя: Тристан пытается заменить одну И. другой. Немаловажной оказывается и красота И. Белорукой. Кроме […]...
- Роман о Тристане и Изольде. Анализ 1) История сюжета. Роман принадлежит к бретонскому циклу. А некоторые романы этого цикла основывались на кельтских сказаниях. Параллели роману в ираландских сагах – “Изгнание сыновей Уснехта”, “Преследование Диармайнда и Грайне”. 2) Версии романа. Кельтское сказание о Тристане и Изольде было известно в большом кол-ве обработок на французском языке, но многие из них совсем погибли, а […]...
- Роман Е. И. Замятина “Мы” – роман-антиутопия, роман – предупреждение Е. И. Замятин написал свой роман-антиутопию “Мы” в 1920 году. В центре произведения находится описание государства, добившегося утопической идеи коммунизма и социализма. Все жители этого общества вместо имен имеют только “нумера”. Главный герой романа – Д-503. Именно от его лица ведется рассказ о жизни общества далекого будущего. Д-503 пишет дневник, благодаря его записям читатель может […]...
- Три цикла средневековых рыцарских романов: (по Вл. Лукову) Романы Бритонского цикла – Артуровы легенды, впервые легенды о короле Артуре (культское происхождение). Но литературное оформление Артур получает во французской литературе. Появляется идея круглого стола – образец культуры рыцарства. Артур – реальное лицо, предводитель бриттов, в V-VI вв. отступавших в Уэльс под натиском германских племен англов, саксов и ютов. В романах Артур предстает как самый […]...
- Что такое Роман? Определение Роман (франц. roman or contre roman – рассказ на романском языке) – один из больших повествовательных прозаических жанров, воссоздающий всестороннюю картину жизни общества в тот или иной период через глубокий анализ частной человеческой судьбы, дающий характеры в их многогранности, в развитии и становлении. В центре внимания романиста – судьбы обыкновенных людей, их будничная, повседневная жизнь. Первоначально […]...
- Отзыв на прочитанный роман Э. Л. Войнич “Овод” Мы живем в век цифрового телевидения, компьютеризации, мобильной связи, но, несмотря на это все я очень люблю читать. Лето запомнилось мне не только жарким солнцем, Черным морем, но и художественным произведением, которое прочитала на одном дыхании, так как и моя учительница мировой литературы, когда была в таком возрасте, как я теперь, ведь это она рекомендовала […]...
- Роман “Дон Кихот” – пародия на рыцарские романы В странах Западной Европы рыцарский роман возник и достиг расцвета за период средневековья. Родина этого романа – Франция XII ст. Сначала рыцарские романы были стихотворными, со временем их стали создавать прозой. Рыцарский роман отчасти является наследником героического эпоса, так как в этом жанре, как и в героическом эпосе, ведущими мотивами является безграничная смелость, благородство героев. […]...
- Марк, Король – персонаж сюжета о Тристане и Изольде Марк, Король – персонаж сюжета о Тристане и Изольде, дядя Тристана (брат его матери) и муж Изольды Белокурой. М. – правитель Корнуэльса (иногда его столицей называется Тинтажель, иногда – Лондон). Образ М. – один из самых интересных во всех версиях сюжета. По традиции М. должен был быть мудрым правителем или же слабым королем, которого спасает […]...
- Роман Вальтера Скотта “Айвенго”. Анализ В романе “Айвенго” описывается конец ХV века, царствование Ричарда Львиное сердце. Т. е. период, когда начинает формироваться английская нация, складывающаяся из местного населения – англосаксов, французских рыцарей, потомков завоевателей-норманов и широких народных масс, еще сохраняющих общинный или племенной уклад жизни. После норманнского завоевания 1066 года в действительности происходила длительная и кровавая общественная и национальная борьба. […]...
- Сочинение на тему: Вечная любовь Тристана и Изольды Сочинение по “Роману Тристан и Изольда”. Уже тысячу лет жива среди людей история любви Тристана и Изольды. Еще в X столетии существовала легенда о короле Марке, его племяннике Тристана и ирландскй принцессе Изольде Белянке. По мотивам легенды было создано несколько средневековых романов. Известнейший – стихотворные версии французского поэта Беруля и нормандйца Тома. 1900 года Жозеф […]...
- Новый социальный роман Арнольд Цвейг Наглядным примером того, какие исторические предпосылки потребовались для становления нового социального романа, явилось творчество Арнольда Цвейга (1887-1968). Арнольд Цвейг родился в городе Гросс-Глогау в еврейской семье. Его отец был экспедитором и шорником. Арнольд Цвейг был долгие годы “вечным студентом” гуманитарных факультетов. Литературой он поначалу занимался между делом, затем стал писать всерьез. За пьесу “Ритуальное убийство […]...
- Тристан и Изольда характеристика образа Марка Марк, король – персонаж сюжета о Тристане и Изольде, дядя Тристана (брат его матери) и муж Изольды Белокурой. М. – правитель Корнуэльса (иногда его столицей называется Тинтажель, иногда – Лондон). В Тинтажеле протекает действие ряда рыцарских романов. Однажды к берегам королевства, где правит Марк, пристает корабль норвежских купцов. Они высаживают на берег юношу, который оказывается […]...
- Памятник городской литературы “Роман о Лисе” Король зверей лев Нобль устраивает прием по случаю праздника Вознесения. Приглашены все звери. Лишь пройдоха Лис дерзнул не явиться на королевский пир. Волк Изенгрин подает льву жалобу на Лиса, своего давнего врага: мошенник изнасиловал жену волка Грызенту. Нобль устраивает судебное разбирательство. Он решает дать Лису шанс исправиться и вместо жестокого наказания приказывает Изенгрину заключить с […]...
- “Тристан и Изольда”; композиции, особенности конфликта В рыцарском романе и его разновидности – рыцарской повести – мы находим в основном отражение чувств и интересов, которые составляли содержание рыцарской лирики, это прежде всего тема любви, понимаемая в более или менее возвышенном стиле. Другим столь же обязательным элементом РР является фантастика в двояком понимании этого слова – как сказочное, не христианское и как […]...
- Роман Лермонтова “Герой нашего времени” роман с “грустной думой” Роман Лермонтова был не только “грустной думой” о времени, но и “грустной думой” о судьбе героя времени. Белинский лучше других понял внутреннюю сущность, объективный смысл образа Печорина, указав на действительность как источник раздвоенности его внутреннего мира. Объективными предпосылками для глубокого постижения романа послужили не только чуткость и проницательность Белинского, но и духовная близость его с […]...
- ПЕРВЫЙ РУССКИЙ РОМАН (роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”) “Евгений Онегин” – самое крупное произ- ведение поэта. Роману были отданы восемь лет упорной работы (1823-1831). То обстоя- тельство, что поэт работал над “Евгением Оне- гиным” долгие годы, сыграло свою роль. Шло время, совершались значительные события в мире, в стране, в жизни самого по- эта. Заканчивал роман уже и тот и не тот че- ловек, […]...
- Раскольников роман Преступление и наказание и Лунев роман Трое (Горький А. М.) Есть определенное сходство в тематике и проблематике первых романов Горького – “Фома Гордеев” и “Трое”. Каждый из этих романов, если воспользоваться философско-литературным термином позднего Горького, представляет собой “историю молодого человека”. Так Горький обозначил ряд талантливых произведений XIX столетия, изображающих сложные, иногда весьма драматические, формы взаимоотношений личности и общества – личности, стремящейся обрести свое “я” и […]...
- Роман Е. Замятина “Мы” как роман-антиутопия В первой половине 1920-х годов главной темой в русской художественной литературе была гражданская война. Но роман Евгения Замятина “Мы” (1920) затрагивает совершенно друге темы. Написано произведение в жанре философской антиутопии. В утопиях рисуется, как правило, прекрасный и изолированный от других мир, предстающий перед восхищенным взором стороннего наблюдателя. В антиутопиях основанный на тех же предпосылках мир […]...
- Провинциальный роман в русской литературе Романы Писемского о народной жизни были частью целого движения. Другие молодые писатели из “молодой редакции” Москвитянина создавали литературу, которую можно было бы назвать литературой о народном Характере, в противовес “гуманной” пейзанской литературе западников. Они рассматривали низшие и необразованные классы России не как объект сострадания, а как чистейшее и лучшее выражение русской национальной самобытности – того, […]...
- Роман-завещание Томаса Манна В романе-завещании Т. Манн сделал своего представителя Германии музыкантом – это позволяло, в соответствии с новыми взглядами писателя, оттенить трагические коллизии в судьбе немецкого народа. Конечно, дело было не в самой музыке. Но поворот музыки от активной и нравственной (ХVI в.) к опьяняющей и деморализующей (Вагнер) казался Т. Манну симптоматичным для страны, чьи “революции не […]...
- Любимая героиня Толстого Роман-эпопею “Война Любимая героиня Толстого Роман-эпопею “Война и мир” я прочитал незадолго до начала его изучения в школе. Уже читая роман, я представлял, как и о чем я буду говорить на уроках литературы, когда мы начнем изучать это произведение. Это уже прошло. И вот настало время писать сочинение. Какую же тему выбрать? И не долго думая, я […]...
- Тристан и Изольда ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Тристан и Изольда (Le roman de tristan et iseut) – Рыцарский роман (Xll в.) Королева, супруга Мелиадука, короля Лоонуа, разрешилась от бремени мальчиком и скончалась, едва успев поцеловать сына и наречь его именем Тристан (в пер. с фр. – грустный), ибо рожден он был в печали. Младенца король препоручил Гуверналу, сам же вскоре […]...