Русское дворянство помещик в литературе первой половины XIX века
Герой повести А. С. Пушкина «Дубровский» Кирила Петрович Троекуров живет не в городе, как Фамусов, а в своем имении и, следовательно, имеет непосредственную власть над десятками или даже сотнями людей. Он даже не помещик, он настоящий «русский барин». Он ни во что не ставит даже тех, кто ему не принадлежит, и считает себя вправе распоряжаться их судьбами. Так распоряжается Троекуров и своей дочерью.
Он не удостаивает девушку отеческой любви, она для него собственность, а владение, власть для Кирилы Петровича заключается в возможности
Троекуров очень ограничен, его интересы сводятся к обжорству и изобретению новых варварских забав. Он, выращивая медвежат для своих жестоких развлечений, сам стравливает их с кошками и собаками! Такова его жизнь. В начале повести есть у Троекурова положительные черты: он уважает старого товарища Дубровского.
Но тем отвратительнее проявляется сущность Кирилы Петровича в последующей травле бывшего друга. Следует отметить, что А. С. Пушкин изобразил народ, окружающий барина, не просто послушным, а именно потакающим его прихотям. Вспомните, как мужики
Люди сами создают тиранов, так и был сотворен Троекуров.
Лишь старый, а затем и молодой Дубровские держали себя с ним достойно. Они тоже помещики, но, в отличие от Кирилы Петровича и его «друзей», не сделали деньги своим кумиром. Однако автор заставил их проиграть в этой борьбе.
Общество, как показал А. С. Пушкин, безнадежно погрязло в стяжательстве, и поэтому стало возможным появление таких чудовищ, как Троекуров.
Более мягко рисует А. С. Пушкин помещичье семейство Лариных в романе «Евгений Онегин»:
Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины; У них на масленице жирной Водились русские блины; Два раза в год они говели; Любили русские качели, Подблюдны песни, хоровод; В день Троицын, когда народ Зевая слушает молебен, Умильно на пучок зари Они роняли слезки три; Им квас как воздух был потребен, И за столом у них гостям Носили блюда по чинам.
Жизнь Лариных размеренна и однообразна, они придерживаются старинных обычаев, чтут людей «по чинам», как и Фамусов. Мать Татьяны нашла себя, свое призвание в «бритье лбов», битье служанок, домашней бухгалтерии и солении грибов на зиму. Ларины — поместные дворяне, жизнь их обыденна, мало дурного они натворили, но и ничем хорошим не отличились.
Самым, пожалуй, крупным знатоком помещичьей психологии в литературе первой половины девятнадцатого века был Н. В. Гоголь. В одной только поэме «Мертвые души» представлена целая галерея портретов.
Манилов бесхозяйственен, рассеян, не способен мыслить и замечать что-либо вокруг. Его крестьяне столь же небрежны, ленивы и лживы, как и он сам. И живет он в обстановке полной небрежности: читает книгу уже не один год на одной и той же странице, мебель, привезенная много лет назад, стоит все еще в чехлах.
На столе рядом с дорогим канделябром — кривой подсвечник. Трудно себе представить такого человека в действительности, в образе Манилова преувеличена намеренно одна из черт, присущая определенному типу людей.
Коробочка — накопительница, даже имя ее напоминает ту самую кубышку, куда деньги прячут. Дом ее похож на комод, дышащий темнотой, старостью (но не ветхостью) и громоздкостью. Хозяйство далеко не в упадке, во всем видна рука хозяйки, женщины аккуратной, осторожной, расчетливой. Мысль ее направлена на деньги, хозяйство.
В этом она уже не проиграет. Крепко и положение крестьян Коробочки: ворота нигде не косились, крыши были перекрыты, в сараях стояли новые телеги.
Ноздрев — кутила, враль, хам, игрок по натуре. Он и «русака за задние ноги поймал», и кобылу за десять тысяч купил. Врет он, божась, что говорит правду, но на деле его не заботит даже, верит ему кто-нибудь или нет.
Живет, играет он с азартом, будь-то карты, драка или продажа мертвых душ. Чего только не предлагал Ноздрев купить Чичикову впридачу к ним! Неважно, что продать или обменять, главное — продать.
Притом жульничает Ноздрев постоянно. Просто так, без цели, в азарте. Даже повар Ноздрева жульничает: нигде не угощали Чичикова обедом, приготовленным столь небрежно.
Главная черта Собакевича — стремление к прочности: все вещи, по его мнению, должны отвечать своему назначению, эстетика для него не важна. И сам Михайло Семенович не отличается приятной внешностью, и мебель его медведеподобна. Удивительно, как только Н. В. Гоголь дал ему отчество «Семенович, а не «Потапович»! В суждениях Собакевич категоричен, каждый в его глазах мошенник.
Отдельно следует сказать о кухне в его доме. Такое разнообразие и количество блюд даже представить себе трудно. Собакевич — единственный из всех помещиков, кто ценит своих крестьян, а также понимает, что дело с покупкой мертвых душ обстоит нечисто.
Он не привык верить на слово людям: просит у Чичикова задаток.
Самое глубокое дно, на которое способен упасть человек, олицетворяет в поэме Плюшкин. Потрясает беспорядок и бесхозяйственность в его доме в сравнении с жаждой к стяжательству. Он ворует у собственных крестьян и складывает «добро» в кучи. Он сам погубил свою семью и самое доброе начало в душе.
Мелочность и никчемность интересов Плюшкина показывает то, что именно у него купил Чичиков души наиболее дешево. Образ Плюшкина гиперболизирован в своей мании к бесцельному собирательству.
Писатели по-разному видят и изображают русского помещика, но во всех произведениях помещики близки в своих наклонностях к русскому народу в целом. Они часть этого народа, и только в среде его могли сформироваться самые негативные качества помещиков: лень, пьянство, тирания, невежество, глупость, чинопоклонство. В литературе первой половины девятнадцатого века изображены два основных типа помещиков: скупердяи в той или иной мере и кутилы. Основной предмет, определяющий их характер в ту или иную сторону, — деньги.
Единственный достойный уважения помещик — Дубровский — беден. Внешняя обстановка жизни помещика, его люди полностью соответствуют сущности хозяина. Народ, таким образом, сам предопределяет свою судьбу, коснея вслед за барином.