Русский писатель XX века (идеалы, творчество, судьба). М. А. Булгаков

Настоящие писатели – совесть человечества.
Л. Фейербах
Первая треть XX века в России была описана многими советскими писателями. Ho лишь несколько авторов решились написать действительную правду, не побоялись преследований со стороны власти.
Одним из таких писателей был Михаил Афанасьевич Булгаков – человек твердых убеждений и непоколебимой порядочности. Учителем своим автор “Мастера и Маргариты” называл Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Любимым нее его писателем с детства был Николай Васильевич Гоголь.

Булгаков

писал о Гоголе: “Он придет в первых картинах представления, а в последней уйдет, подернутый пеплом больших раздумий”.
В этих словах не только судьба Николая Васильевича Гоголя, но и пророческое предсказание жизни самого Булгакова. Как и Гоголь, писатель ставил человека перед лицом вечности, задавался вопросом о нравственной цели бытия. Извечная борьба добра и зла – постоянная тема произведений писателя.

Разочарование в человеческом мире он надеялся победить любовью, добром, справедливостью, честью и творчеством. Любовь и семейный уют с кремовыми шторами, зеленой лампой над столом, цветами,

музыкой и обязательными в этой обстановке книгами царят во всех произведениях писателя, начиная с “Белой гвардии” и кончая “Мастером и Маргаритой”.
Идея служения добру пронизывает еще “Записки юного врача”, его первое произведение, связанное с профессиональными интересами в молодости. Однако здесь уже проступал свойственный Булгакову беспощадный взгляд на вещи, драматизм, граничащий с трагедийностью. К “Запискам юного врача” примыкает рассказ “Морфий” о судьбе врача, не выдержавшего однообразия провинциальной жизни. В рассказе явственно звучат автобиографические ноты: “Велика штука, подумаешь, уездный город?

Ho если кто-нибудь подобно мне просидел в снегу зимой, в строгих и бедных лесах летом, полтора года, не отлучаясь ни на один день, если кто-нибудь разрывал бандероль на газете от прошлой недели с таким сердечным биением, точно счастливый любовник голубой конверт, ежели кто-нибудь ездил на роды за восемнадцать верст в санях, запряженных гуськом, тот, надо полагать, поймет меня”.
Ho как ни близка была Булгакову врачебная практика, социальные катаклизмы тех лет, трагедийные месяцы Киева стали более мощным эмоциональным и сюжетным источником художественных исканий молодого писателя. Известно, что, проехав через всю революционную Россию и попав в тысяча девятьсот восемнадцатом году в родной Киев, писатель пережил многие повороты судьбы и опаснейшие приключения, был мобилизован одной из банд, бежал, спасся чудом. Его впечатления о том периоде жизни отразились в рассказах “Я убил” и “Налет”.

Ho понадобилось несколько лет, чтобы утихла боль воспоминаний и из доставшегося жизненного опыта родился знаменитый роман “Белая гвардия”.
“Белая гвардия” – одно из первых произведений в нашей литературе, запечатлевшее глубокую драму представителей русской потомственной интеллигенции, не принявших революции. Оказавшись в белом стане, Алексей Турбин и Мышлаевский переживают духовную трагедию, крах своих жизненных представлений.
В 1925 году первые главы романа “Белая гвардия” вышли и свет, и через некоторое время Московский художественный театр поставил написанную Булгаковым на материале романа “Белая гвардия” пьесу “Дни Турбиных”, принесшую и театру, и ее автору как славу, так и множество неприятностей: спектакль то запрещалин, то вновь разрешали.
С этого времени жизнь писателя тесно связана с театром. Им написаны несколько пьес, но ни одна из них не была разрешена к постановке.
Приблизительно в этот нее период жизни Булгакова появились повести “Дьяволиада”, “Роковые яйца” и “Собачье сердце”. В этих повестях ярко проявляется сатирический дар писателя.
Обращает на себя внимание повесть “Роковые яйца”. Всего год-полтора отделяют “Дьяволиаду” от этой повести, но какой путь проделала мысль писателя-сатирика, насколько емкая, прозрачная проза стала выходить из-под его пера!
Главный герой повести – профессор Владимир Ипатьевич Персиков, изобретатель красного “луча жизни”. Именно с помощью этого луча выводятся на свет чудовищные пресмыкающиеся, создающие угрозу гибели страны. Красный луч – это символ социалистической революции в России, совершенной под лозунгом построения лучшего будущего, но принесшей террор и диктатуру.

Гибель Персикова во время стихийного бунта толпы, возбужденной угрозой нашествия на Москву непобедимых гигантских гадов, олицетворяет ту опасность, которую таил начатый большевиками эксперимент по распространению “красного луча” на первых порах в России, а потом и во всем мире.
Повесть полна трагической символики крови, огня и смерти.
Говоря о “Собачьем сердце”, можно сказать, что это произведение шедевр булгаковской сатиры. Здесь важен образ профессора Преображенского. Достаточно вдуматься в случайно брошенные слова “подходящая смерть”, ведь здесь мы видим отношение профессора к жизни и человеку.

Ho самодовольство профессора, вздумавшего улучшить саму природу и создать по заказу нового человека, было наказано быстро и жестоко.
Булгаков предвидел, что шариковы легко могут сжить со свету не только Преображенских, но и швондеров. Сила Полиграфа Полиграфыча – в отсутствии совести и культуры. Профессор Преображенский грустно пророчествует, что в будущем найдется кто-то, кто натравит Шарикова на Швондера, как сегодня председатель домкома натравливает его на Филиппа Филипповича.

Писатель как бы предсказал кровавые чистки 30-х годов, когда одни швондеры карали других, менее удачливых.
В этом же произведении автор приводит своего героя к знаменательному выводу: “На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками”.
Юмористический сарказм Булгакова настолько меток, беспощаден и вместе с тем обладает такой силой философского обобщения, что понятны злоба тогдашних чиновников и бесконечные нападки критики на его прозу и пьесы.
К концу 20-х годов Булгакова лишили дороги к читателю.
Вынужденная творческая немота угнетала писателя. Ho он, тем не менее, продолжал трудиться над своим романом “Мастер и Маргарита”. Работа над ним началась едва ли не в конце 20-х годов и продолжалась до самой смерти писателя.

Это произведение является вершиной его творчества.
Развитие событий в “Мастере и Маргарите” начинается “однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах”.
Фантастический поворот дела позволяет писателю развернуть перед нами целую галерею персонажей весьма неприязненного характера и резко обнажить алогичное, безнравственное в самой жизни.
Внезапная встреча с нечистой силой выворачивает наизнанку видимость всех этих берлиозов, латунских, майгелей, алоизиев могарычей. Сеанс черной магии, который Воланд со своими помощниками дает в столичном варьете, в буквальном и переносном смысле раздевает некоторых граждан из зала. При этом дьявольские мишени избирательны.
Но не дьявол страшен Булгакову. Дьявол, пожалуй, для Булгакова не существовал, как не существовал и богочеловек.
В его романе живет иная вера, вера в непреложные нравственные законы. Я думаю, что для Булгакова нравственный закон заключен внутри человека и не должен зависеть от религиозного ужаса перед грядущим возмездием, тем самым страшным судом, параллель которому можно найти в бесславной гибели Берлиоза.
В целом все творчество Булгакова наталкивает на мысль о том, что автор, высмеивая быт и нравы своего времени, стремился не дать самодовольству и пошлости проникнуть в паши души.
В жизни у него было два пути: смириться с временем, писать безобидные фельетоны и жить “как все” или же ценой страданий и лишений писать правду. Он выбрал второй путь, путь служения своим идеалам и принципам. В судьбе его нет случайностей. Знакомясь с историей его жизни и творчества, понимаешь, что человек скорее создает, нежели встречает свою судьбу.

А судьба Михаила Булгакова – его книги.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Русский писатель XX века (идеалы, творчество, судьба). М. А. Булгаков