Русский писатель XX века (идеалы, творчество, судьба) А. И. Солженицын
1. Противостояние Системе.
2. Герои рассказов А. И. Солженицына.
3. Правда о русской истории.
Может быть, такой же жребий выну,
Горькая детоубийца – Русь!
И на дне твоих подвалов сгину.
Иль в кровавой луже поскользнусь,
Но твоей Голгофы не покину,
От твоих могил не отрекусь.
Доконает голод или злоба,
Но судьбы не изберу иной:
Умирать, так умирать с тобой
И с тобой, как Лазарь, встать из гроба!
М. А. Волошин
Имя А. И. Солженицына долгие годы ассоциировалось в Советском Союзе с чем-то запретным, недостойным.
А еще то, что все они, кроме А. Д. Сахарова, были вынуждены уехать за границу – страна выталкивала, “выдавливала” своих граждан в 70-х – 80-х годах XX века. А. И. Солженицын до 1961 года жил так, как жили многие его
После обучения в артиллерийском училище в конце 1942 года А. И. Солженицын был отправлен на фронт и назначен командиром батареи звуковой разведки, получил звание капитана, был награжден орденом, а в феврале 1945 года его арестовали за резкие высказывания против политики И. В. Сталина, обнаруженные военной цензурой в частной переписке.
С 1962 года судьба писателя подчинена как бы воле свыше. Именно в этом году выходит рассказ “Один день Ивана Денисовича”, потрясший страну. За его текстом стояли в очередях библиотек, перепечатывали на пишущих машинках, переписывали от руки…
Иван Денисович Шухов, о котором идет речь в этом произведении А. И. Солженицына, – воплощение народной практичности и сметливости. Он обыкновенный человек, заключенный в лагерь ни за что. Шухов, попав в окружение, пробыл в плену пару дней. Он не подвижник, не герой.
Автор не дает прямой оценки своему герою: плох он или хорош.. Ему важно, что Иван Денисович остается самим собой, он ухитряется прожить почти счастливый день в тех нечеловеческих условиях, и этим дорог писателю. В рассказе описан только один день лагерной жизни, но сколько он вместил в себя, сколько искореженных судеб прошло перед глазами читателей.
Особенность произведений А. И. Солженицына такова, что в них, по сути, затронута одна и та же проблематика – проблема противостояния Системе, будь то архипелаг ГУЛАГ или деревня Тальново. В 1961 году все понимали, что в литературу вошел мастер слова.
Еще в ссылке у Солженицына обнаружили рак. Вопреки ожиданиям, злокачественная опухоль, то ли благодаря операции, то ли благодаря целебным травам исчезла. Писатель увидел в этом проявление Божественной воли: пережив восьмилетний кошмар каторги, он должен жить ради правды.
Уметь видеть и слышать – это, пожалуй, главное качество писателя, призванного Богом разрушить ложь.
“Матренин двор”, опубликованный в 1963 году, тоже поразил советских читателей. Матрена, главная героиня рассказа, – простая русская крестьянка, праведница. Она всегда готова поделиться последним, она, в отличие от Шухова, покорна не потому, что это выгодно, а потому, что так велит ей сердце.
Матрена хранит высшие черты русской духовности, но односельчане считают ее странной, не от мира сего. Рассказ построен как житие, хотя житийный жанр не выдержан полностью: умирает Матрена горько-нелепой смертью, попав под поезд.
Праведники живут в жестоком, бессмысленном мире; человек, ко многому способный, вместо того, чтобы жить, должен научиться выживать. То же можно сказать и о самом Солженицыне. Но он не выживает – он живет.
В середине 60-х годов, когда власть не желала больше вспоминать о репрессиях, в А. И. Солженицыне стали видеть опасного противника. Его перестают печатать, а уже опубликованное изымают из библиотек. КГБ распространяет слухи, что во время войны Солженицын сдался в плен и сотрудничал с фашистами.
Союз писателей не вступился за него, а потом и исключил из своих рядов. В 1973 году на Западе выходит первый том “Архипелага ГУЛАГ”, над которым писатель работал с 1958 года. Резонанс мнений о книге можно сравнить с эффектом разорвавшейся бомбы. “Архипелаг…” развеял миф о прогрессивном и гуманном социализме, который, как верили многие деятели культуры на Западе, построен в СССР.
А. И. Солженицын не пишет “в стол”. Он не писатель, а воин с разящим мечом. Этого меча боялись власти.
В 1974 году А. И. Солженицына арестовывают и спустя сутки высылают из страны. Сразу после ареста он пишет статью “Жить не по лжи” – призыв отказаться от лжи, которую от каждого жителя СССР требует власть.
И вот в стране перемены. Конец 80-х – 90-е… Газеты наперебой спорят, вернется ли на родину из далекого Вермонта А. И. Солженицын.
В 1994 году он возвращается. Возвращается, потому что верен своим жизненным идеалам: Родине и Истине. Он едет по России, выступает в газетах и на телевидении с оценкой увиденного, сделанного в обновленной стране.
Его слушают плохо, он раздражает несогласием с переменами. Раздаются возгласы о том, что обвинять легко… И вот телевизионные беседы отменены, газеты, близкие к правительственным кругам, отвернулись.
Но писатель продолжает занимать критическую позицию по отношению к тому, что происходит в стране. Он размышляет в книге “Россия в обвале” (1998) о необходимости возрождения русского национального самосознания, о возвращении к традициям, о земстве…
А. И. Солженицын в России. Но изменилась ли она? Страшное слово “Система” по-прежнему определяет все, только теперь еще и “обвал” Системы, за которым бесконтрольность, преступность, вырождение…
И по-прежнему страшно за всех нас.
Солженицына многие называют проповедником. Может быть, в нем жив дух протопопа Аввакума, который за веру, за правду пошел на костер? А. И. Солженицын многое успел, многое сделал. И судьба Аввакума имеет другой финал, в данном случае не костер, а счастливая старость.
Вот только может ли быть человек счастлив в России? Наверное, может, если его судьба – служение Правде.