Русские женщины характеристика образа Волконской М. Н
РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ
(Поэма, 1871-1872)
Волконская М. Н. – главная героиня второй части дилогии Русские женщины” – “Княгиня М. Н. Волконская”, ее прототип – княгиня Мария Николаевна Волконская (1805-1863), дочь героя войны 1812 г. генерала Н. Н. Раевского, жена декабриста С. Г. Волконского (1788-1865). Ее жизнеописание имеет жанровый подзаголовок “бабушкины записки”. Повествование действительно основано на воспоминаниях М. Н. Волконской, сообщенных Некрасову ее сыном Михаилом, и представлено в форме рассказа “проказникам внукам”.
Внезапная разлука с мужем, тяжелые роды, поездка в Петербург в надежде получить известия о пропавшем Волконском, открывшаяся правда о восстании, тягостные свидания с мужем в тюрьме, решимость ехать за ним в Сибирь и последовавший за этим кон-фликт с семьей – обстоятельства, способствовавшие появлению “грандиозного, – по мнению А. С. Суворина, – образа созревшей
Ее появление уподобляется каторжниками сошествию “ангела Божия” в “проклятую шахту”, “похожую на ад”. Поэму венчает сцена встречи В. с мужем: прежде чем обнять его, она “склоняет колени” и “прикладывает к губам оковы”. Многие критики (в частности, Ф. М. Достоевский) говорили о психологической недостоверности этой сцены, тем более что, согласно мемуарам, встреча супругов Волконских происходила в тюрьме, а не в шахте.
Но в данном случае Некрасову была важна не психологическая достоверность, а изображение мученичества и жертвенности декабристов и их жен.
Постоянно сопровождающая В. тема страдания окрашивает в соответствующие тона ее чувство к мужу: “И я полюбила его как Христа / В своей арестантской одежде “, страданием соединяется ее судьба с судьбами других декабристок: “И тот же поток твое счастье умчал, в котором мое потонуло”; страдания, по собственному признанию княгини, “породнили” ее с народом. В этой связи Некрасову указывали на опрощение и огрубление характеров его персонажей. П. В. Анненков сетовал на то, что поэме недостает “благородного аристократического мотива, который двигал сердца этих женщин”.
Критик А. М. Скабичевский писал о модернизации Некрасовым мнений и поступков его героинь: они “мыслят, говорят и действуют подобно тому, как стали бы мыслить, говорить и действовать лучшие и образованнейшие женщины того же круга в наше время”.