Русские женщины характеристика образа Трубецкой

РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ

(Поэма, 1871-1872)

Трубецкая – главная героиня первой части дилогии “Русские женщины” – “Княгиня Трубецкая”, реальным ее прототипом была княгиня Екатерина Николаевна Трубецкая (1802- 1854), урожденная графиня Лаваль, последовавшая в Сибирь за мужем С. П. Трубецким (1790-1860), полковником лейб-гвардии Преображенского полка, приговоренным после декабрьского восстания 1825 г. к бессрочным каторжным работам. При воссоздании образа героини основными источниками Некрасову послужили мемуары декабристов С. П. Трубецкого

и А. Е. Розе-на, а также, возможно, воспоминания сына Трубецкой И. С. Трубецкого, с которым Некрасов был лично знаком. Чувство долга, основное в характеристике героини, призывает ее оставить семью и столицу и отправиться вслед за мужем в Сибирь (“Но долг и выше, и трудней /Меня зовет”). Героине предстоит полная трудностей дорога.

В дорожной кибитке она вспоминает свои детские и юношеские балы, поездку с мужем в Италию, запавшие в душу встречи с бурлаками и бедными крестьянами, а также декабрьское восстание и свидание с Трубецким в тюрьме. Вторая глава изображает встречу героини с иркутским губернатором, красноречивые

доводы которого не могут поколебать ее решимости и лишь укрепляют в сознании необходимости своей миссии (“Я гордость, гордость в нем спасу, / Я силу дам ему”). Чтобы ускорить встречу с мужем, Т. готова на любые жертвы: подписать отречение от своих прав и даже идти до Нерчинских рудников под конвоем.

Получив, наконец, разрешение губернатора, героиня снова отправляется в путь; следующая встреча читателя с ней происходит уже во второй части дилогии, где Т. играет скорее пассивную роль, поскольку на первую встречу с декабристами в рудниках Некрасов “отправляет” Марию Волконскую.

В первой части Т. доверено выражение резкого мнения о петербургском светском обществе (“Там люди заживо гниют – / Ходячие гробы, / Мужчины – сборище Иуд, / а женщины – рабы”); против включения этого монолога в окончательный текст поэмы резко протестовал сын М. Н. Волконской, но Некрасов не внял его совету, поскольку, очевидно, именно этот эпизод поэмы был, по авторскому замыслу, одной из важнейших кульминационных точек.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Русские женщины характеристика образа Трубецкой