Русские поэты XX века о духовной красоте человека (На примере творчества Е. А. Евтушенко)



1. Личность Е. А. Евтушенко.
2. Творческий путь.
3. Духовно и душевно чистые люди в лирике поэта.
4. “Свадьбы” – сильный характер русского народа.
5. “Настя Карпова” – пример чистого и сильного женского образа.
Людей неинтересных в мире нет
Е. А. Евтушенко
Е. А. Евтушенко – лидер молодой волны поэзии 50-60-х годов. Для него как для поэта характерны неординарность мышления, самостоятельность в разработке и создании тем, особенные поэтические интонации. Многое из того, что есть в его творчестве, возникло под влиянием

известных поэтов-классиков и поэтов-современников: Н. А. Некрасов, С. А. Есенин, А. П. Межиров, М. К. Луконин, Е. М. .Винокуров, Я. В. Смеляков оказали воздействие на становление поэта.

Много его произведений посвящено человеческим судьбам – мужским и женским, простым и сложным. В стихотворениях “Спутница”, “Свадьбы”, “Играла девка на гармошке…”, “По ягоды”, “Кассирша”, “В магазине”, “Мама”, “Настя Карпова”, “Памяти” Евтушенко выступает не только как поэт, но и как публицист, блестящей летописец судьбы человеческой. Женские образы, созданные лириком, прошли

через года, сохранившись в памяти читателя. Через них он постигает нравственный облик России, прошлой и сегодняшней.

Часть его ранних стихотворений Д. Д. Шостакович использовал при создании 13-ой симфонии. В эпоху возвращения сталинского режима с приходом к власти Л. И. Брежнева гражданская поэзия начинает затухать, то уходя в подполье, то не находя своих последователей. Ее нишу занимает так называемая “тихая поэзия”, на приход которой поэт отвечает следующими строками:
Поэзия, будь громкой или тихой,
Не будь тихоней лживой никогда!
Сам он, не примкнувший к диссидентскому движению тех лет, несмотря ни на что, остался инакомыслящим по отношению к официальной идеологии Советского Союза. Он остается верным своим нравственным и моральным идеалам и не собирается примерять на себя чужую веру. Под действием таких внешних сил меняется стихотворная форма поэта – интонации становятся более мягкими, ритм смягчается и успокаивается, но мысль становится ярче и острее, нежели это было в ранней лирике.

В программных стихотворениях этого периода – “Пушкинский перевал” (1965), “Коррида” (1967), “Под кожей статуи Свободы” (1968), “Казанский университет” (1970), “Снег в Токио” (1974), “Просека” (1975), “Ивановские ситцы” (1976), “Северная надбавка” (1977), “Голубь в Сантьяго”, “Непрядва” (1980), “Мама и нейтронная бомба” (1982), “Фуку!” (1985) – стихотворная речь все больше напоминает прозаическую, по форме и ритмике приближаясь к ней.
Пробует Евтушенко себя и в кино – играет роль К. Э. Циолковского в картине С. Я. Кулиша “Взлет” да и сам снимает автобиографичные фильмы “Детский сад” и “похороны Сталина” по своим сценариям.
Во многих произведениях поэта читатель может заметить постоянное сравнение России с другими странами. Это сравнение, не всегда в ползу России, но всегда объективное, позволяет считать поэта и публицистом, с образным, но точным видением исторического полотна событий. С 80-х годов XX века Евгений Евтушенко живет и издается в США.
Стихотворение, строка которого приведена здесь в виде эпиграфа, также принадлежит Евтушенко и относится к творчеству 1960 года. Уже тогда этой строкой поэт выказал свое отношение к судьбам простых людей в том числе и в рамках поэтического текста. В каждом человеке кроется особый, интригующий мир, а в каждом простом явлении скрывается необыкновенное и таинственное. В стихотворении “Старухи” автор замечает женское достоинство, силу и мощь духа наследниц характеров декабристок, еще более крепких духом. “Размышления над Клязьмой” передают читателю мысли человека, внезапно осознавшего свое отдаление, отчуждение от природного мира.

А вот более простые по своей природе девушки-хохотушки из фрезеровочного цеха и парни с завода, напротив. Тягу и любовь к природе они не утратили и испытывают искреннюю радость от пребывания в ее лоне. Значит, более простые по сравнению с главным героем люди оказываются эмоционально и духовно богаче его, раз не потеряли способности искренне наслаждаться миром.
Нравственный стержень характера лирических героев произведений Евтушенко проявляется в стихотворениях о людях, прошедших жесткую проверку на прочность характера через войну и выдержавшие ее. Одно из таких стихотворений – “Свадьбы”:
О, свадьбы в дни военные!
Обманчивый уют,
Слова неоткровенные
О том, что не убьют…
В этом стихотворении несколько главных героев. Это – “плясун прославленный”, сам авто, это мобилизованные и растерянные женихи, это – заплаканные невесты. Стихотворение воспевает силу и стойкость русского народа, способного справлять свадьбы во время войны, знать, что
Быть может, ночь их первая –
Последняя их ночь.
Но при этом не печалиться сверх меры, а находить в себе силы продолжать жить дальше. Последние строки, кажется, не проговариваются, а выкрикиваются изможденным, но живым героем:
Мне страшно.
Мне не пляшется,
Но не плясать –
Нельзя.
Одна из самых драматических судеб раскрывается в произведении “Настя Карпова”. И здесь автор возвращается к тематике военного времени, но на этот раз не может простить солдату, несомненно заслуживающему уважения, его черствости и душевной холодности. Поэтому здесь возвышается образ русской девушки, верно ждущей своего возлюбленного:
Настя Карпова, наша деповская –
Говорила мне пацану:
Чем я им всем не таковская?
Пристают они почему?
Неужели нету понятия –
Только Петька мне нужен мой!
Красавица, кареглазая и веселая девушка верно ждала своего возлюбленного несмотря на внимание со стороны чужих людей и зависть окружающих женщин:
Сколько баб ей в Зиме завидывало
Что такая она была.
Настя Карпова, Настя Карпова
Сколько помню, со всех сторон
Над ее головою каркало
Молодых и старых ворон.
Но не прощает людской нрав людей, в чем-то лучше и успешнее их. Потому пытались навредить Насте и завистницы, и неудачливые ухажеры, распуская про нее грязные сплетни:

И когда, в конце сорок третьего

Прибыл раненый муж домой,

Он сначала со сплетнями встретился,

А потом уж с Настей самой.

И поверил досужим домыслам солдат, и прогнал девушку из дома. Гордая Настя ушла, не унизив себя объяснениями, только

Шла она от дерева к дереву,

Посреди труда и войны,

Под ухмылки прыщавого деверя

И его худосочной жены…
Финал стихотворения – призыв всем, кто любит, кто оказался далеко от своего любимого человека:

Если вам на любимых капают,

Что в дали остались без вас,

Настя Карпова, Настя Карпова

Пусть припомнится вам хоть раз.

Душевная чистота, по мнению Евтушенко, в каждом человеке, способном на сильные, смелые поступки, не потерявшим себя, пройдя через серьезные испытания. И в силах каждого из нас сохранить частицу заложенной в нас самих чистоты.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Русские поэты XX века о духовной красоте человека (На примере творчества Е. А. Евтушенко)