Русская революция в творчестве Андрея Белого (“Пепел” и “Петербург”)



Книга стихов Андрея Белого “Пепел” вышла в 1909 г., через два года после окончания первой русской революции. Она посвящена памяти Некрасова и открывается эпиграфом из его стихотворения.

Казалось бы, этого достаточно, чтобы воспринять “Пепел” как произведение, близкое демократическим настроениям русской интеллигенции. Однако некрасовский эпиграф гласит: Мать-отчизна! Дойду до могилы, Не дождавшись свободы твоей!

Похоже, что и Белый в 1909г. не слишком надеялся дожить до свободы.

По крайней мере, стихотворения, собранные им под обложкой “Пепла”, вряд ли можно назвать оптимистическими. Не случайно уже первое из них так и называется – “Отчаяние”.

И в нем Белый призывает свой “бедный народ” рассеяться, а Россию – “исчезнуть в пространство”. Какая уж тут свобода! Не прибавляют веры в Россию и ее грядущее освобождение и следующие стихи “Пепла”.

Так, в “Деревне” живет немой народ, который переживает “недород за недородом”, который пожирают болезни. А в стихотворении “На вольном просторе” желанная и свободная воля

открывает перед поэтом только холодную бледную даль. И он плачет от охватившей его боли и безысходности. Потом в “Пепле” один за другим появляются герои.

Сначала это одинокий телеграфист, жизнь которого – холодная и тоскливая бессмыслица. В стихотворениях “Веселье на Руси” и “Песенка комаринская” описывается деревенское пьянство. Многие стихи, книги посвящены арестантам и беглым каторжникам.

Позднее Белый даже собрал эти стихи в поэму-цикл. Во многих стихотворениях “Пепла” люди пляшут, но эти лихие и пьяные пляски больше всего напоминают знаменитые “пляски смерти”. В городках и в больших городах жизнь ничуть не лучше.

Даже если Белый описывает праздники, то это чаще всего злой маскарад, на котором обязательно появляется гостья-смерть. На улицах его города пусто и холодно, но всегда может вспыхнуть пожар. Или пройти похоронная процессия.

Стихотворение, описывающее революционную демонстрацию рабочих, поэт так и называет – “Похороны”.

В городских стихах книги “Пепел” появляется и образ “красного домино” – роковой фигуры, появляющейся на балу и символизирующей грядущую смерть всех собравшихся. Этот образ напоминает нам новеллу Эдгара По “Маска красной смерти”. Но у американского писателя перед нами смерть вообще, а в книге Белого. она связана с революционными событиями.

По мнению поэта, они ничего не дают людям, кроме многочисленных смертей и похорон.

Красное домино появляется затем и в главном романе Андрея Белого, написанном несколькими годами позже,- романе “Петербург”. Здесь, правда, мы точно знаем, кто носит этот зловещий маскарадный костюм. Но атмосфера книги настолько таинственная и зловещая, что мы тоже начинаем сомневаться, действительно ли домино, – это Николай Аполлонович Аблеухов, решивший таким переодеванием напугать свою неверную возлюбленную.

Тем более что на балу к его танцу присоединяются ничем не объяснимые черные монахи. В общем, перед нами не просто переодетый герой романа, но и символ страшного времени “между двух революций”, когда Россия теряла последние надежды на свое будущее. Правда, в “Петербурге” главной угрозой миру Белому кажется “желтая опасность”, наступающая на Россию и Европу с Востока.

Но то, что она таится и в русском человеке, он прекрасно показал и в “Петербурге”, и в “Пепле”.

Недаром выведенные в романе революционеры-террористы столь несимпатичны. Больше того – их вожди оказываются связанными с охранкой. А рабочие с петербургских окраин в этой книге показаны бунтующей толпой, готовой, как и террористы, к разным преступлениям. …Следующую русскую революцию – 1917 г. – Белый приветствовал поэмой “Христос воскрес”.

Ему казалось тогда, что победу большевиков можно сравнить с Христовым Воскресением.

Но очень скоро поэт, мечтатель и идеалист, понял, что все не так просто. Расстрелов в стране меньше не стало, а вот художнику стало жить намного труднее.

Белый даже отправляется за границу, но жить без России он не мог и вскоре вернулся на Родину. Его печатали, но критика относилась к нему очень сурово.

По сути дела, до конца своей жизни Андрей Белый оставался внутренним эмигрантом. Так что его предвидение, так сильно высказанное в “Пепле” и “Петербурге”, оказалось пророческим, в том числе и для него самого.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Русская революция в творчестве Андрея Белого (“Пепел” и “Петербург”)