Русская церковь в IX-XVII вв.
Русская православная церковь, возникшая в конце X в. вслед за крещением Руси в 988 г., сыграла значительную роль в истории нашей страны.
После захвата Константинополя турками в 1453 г. и падения Византийской империи Россия превратилась в мировой центр православия и примеряла на себя функции защитника всех православных.
Основные тенденции в истории русской православной церкви:
превращение русской церкви в автокефальную, то есть независимую от церквей других стран (а именно — от византийского патриарха,
находившегося в Константинополе): в конце X в. была создана Киевская митрополия (главой русской церкви был митрополит Киевский, назначавшийся константинопольским патриархом), с 1448 г. российского митрополита не назначали из Константинополя, а избирали русские епископы с согласия московского князя. Наконец, в 1589 г. русская церковь окончательно стала независимой: ее главой теперь был не митрополит, а патриарх всея Руси, с чем согласился Константинополь; перемещение центра русской церкви: сначала ее центром был Киев, в 1299 г. из-за падения роли Киева и частых монгольских набегов митрополит переехал из Киева
во Владимир, а в 1328 г. митрополичья кафедра была перенесена из Владимира в Москву (что сыграло важную роль в превращении Москвы в центр объединения Русского государства); создание монастырей: первый монастырь на Руси — Киево-Печерская лавра (1050-1060-е гг.), другие наиболее крупные и известные — Иосифо-Волоколамский, Соловецкий, Кирилло-Белозерский, а также основанная в 1337-1338 гг. Сергием Радонежским Троице-Сергиева лавра; церковь постоянно накапливала богатства и превратилась в весьма крупного собственника (ее имущество будет передано государству только в 1764 г. Екатериной И).
Источниками богатства церкви служили доходы от принадлежавших ей земель (на них трудились монастырские крестьяне или сами монахи), церковная десятина (налог в пользу церкви), занятия ростовщичеством и промыслами, взимание платы за церковные службы, дары от государей и феодалов. По поводу церковного имущества на рубеже XV-XVIвв. (при Иване III) в самой церкви развернулась острая дискуссия, закончившаяся победой иосифлян (табл. 4.1);
Таблица 4.1. Дискуссия иосифлян и нестяжателей (конец XV — первая половина XVI в.)Критерии | Нестяжатели | Иосифляне (стяжатели) | Основатели и представители | Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Максим Грек | Иосиф Волоцкий | Церковь и мирские дела | Церковь должна быть далека от мирских дел | Церковь направлена на мирскую деятельность | Проблема церковной собственности | Осуждали церковные богатства и выступали за аскетизм, монахи сами должны трудиться | «Богатый монастырь и нищая братия» (монахи не должны иметь собственность, а монастыри должны быть богатыми и активно заниматься промыслами, торговлей и пр.) | Проблема соотношения светской и церковной властей | Исходили из того, что у церкви и государства разные сферы деятельности, подчеркивали ценность свободы и независимости человека | Церковная и светская власть должны действовать совместно, нужно повиноваться светским властям |
|
Таким образом, в XVI-XVIIвв. в России сформировались феодальные отношения (не в классическом западно-европейском виде, а с российскими особенностями) и уже начали складываться предпосылки для отношений капиталистических. Однако из-за отставания от Европы, отсутствия выхода к морям и других факторов Россия нуждалась в глубокой модернизации, что и произойдет в начале XVIII в. при Петре I.