“Русь советская” анализ стихотворения Есенина



Поэзия Сергея Александровича Есенина настолько лирична и напевна, что сразу ложится на музыку. Не случайно на его стихи написано столько известных песен. При этом никто не берется положить на музыку стихи Александра Блока или Владимира Маяковского, а если такое случается, то подобные творения не приживаются в обществе: их никто не исполняет, а произведения так и остаются лирическими, а не музыкальными шедеврами.

Еще Максим Горький писал, что Сергей Есенин не столько человек, “сколько орган, созданный природой для выражения неисчерпаемой “печали полей”, любви ко всему живому в мире и милосердия”. Пожалуй, в этом и состоит основной конфликт Есенина со своей эпохой: конфликт “живого” и “железного”. Видимо, в этом и заключается причина того, отчего поэзия Есенина воспринималась официальной идеологией как чуждая и враждебная, а сам Есенин, революцию принявший (“приемлю все”), воспринимал “чужую юность” как сильного врага.

Ощущение своей ненужности выразит Сергей Александрович во всех произведениях, написанных в 1924-1925 годах, но особенно хочется

выделить стихотворение “Русь советская” , написанное поэтом после его возвращения из-за границы и поездки в мае 1924 года в свое родное село Константиново вместе с близким другом Александром Сахаровым, которому и посвящено это лирическое признание.

Само название – “Русь советская” – звучит несколько декларативно, как будто бы поэт наконец решился сказать о своем отношении к новой стране, новой власти и политическому строю. Однако после прочтения становится понятно, что герой этого стихотворения – человек, потерявший прошлое, но так и не обретший будущее. Как написал позже в статье “Памяти Есенина” Юрий Анненков, “творческая пружина Есенина, разворачиваясь, натолкнулась на грани эпохи и – сломалась”. Действительно, лирическая пружина творчества Сергея Есенина могла по-настоящему развернуться только в обществе, где человек гармонирует с природой.

Такая гармония ощущается в ранних стихах Есенина – “В хате”, “С добрым утром!”, “Береза”.

Эти произведения помогают понять, каково теперь состояние героя, вернувшегося в родное село, где теперь все по-другому: “другие юноши поют другие песни” , “воскресные сельчане… свою обсуживают “жись” , “хромой красноармеец… рассказывает важно о Буденном, о том, как красные отбили Перекоп” . Автору удается очень точно передать контекст эпохи послереволюционных лет и времени после Гражданской войны.

Но, наверное, самым неприятным открытием для героя становится тот факт, что здесь нужны “агитки Бедного Демьяна” , а его “поэзия здесь больше не нужна” , и, видимо, сам он тоже здесь не нужен. С иронией герой восклицает:

Какого ж я рожна Орал в стихах, что я с народом дружен?

Это напоминает ситуацию с героем романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, когда Базаров, утверждал, что он хорошо знает народ, а сам в их глазах был “чем-то вроде шута горохового”.

Герой есенинского стихотворения чувствует себя в своей собственной стране иностранцем. Наверное, поэтому так много звучит в произведении риторических вопросов и восклицаний. Они помогают передать внутренние размышления героя и помогают выразить отношение самого автора. Испытавший разочарование герой утешает себя тем, что пел тогда “когда был край мой болен” .

А потом без ложной скромности заявляет, что он гражданин села, которое “лишь тем и будет знаменито, что здесь когда-то баба родила российского скандального пиита” . Но это все бравада. Осознавая, что выпадает из “обоймы” новой эпохи, герой не просто смиряется со своей участью, он как будто благословляет юных, “здоровеющих телом” , а рассуждая о душе, признается, что отдаст “всю душу октябрю и маю” , но лиры милой не отдаст. Скорее всего, здесь выражена позиция самого поэта, вынужденного принять перемены в общественном строе, но не желающего писать об этом в своих произведениях.

Зато он верит, что рано или поздно “пройдет вражда племен” (видимо, так Есенин оценил Октябрьскую революцию), и тогда он получит возможность воспевать Всем существом в поэте

Шестую часть земли С названьем кратким “Русь”.

Осознавая необходимость происходящих перемен, Сергей Есенин все-таки даже в этих последних строчках подчеркивает свою приверженность прошлому, используя старинное слово “Русь”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

“Русь советская” анализ стихотворения Есенина