Романы Дефо

Для тех, кто на своих уроках читает и изучает с учениками два романа эпохи Просвещения – Дефо “Приключения Робинзона Крузо” и Свифта “Путешествие Гулливера” , предлагаем, как вариант, провести заключительный урок-турнир “Робинзоны против Гулливеров”. Сама идея не является новой, так как известно, что писатели во многом были антиподами: по происхождению, по вероисповеданию, по образованию, по роду занятий… Социальные, общественные, а также мировоззренческие противоречия всегда лежат в основе интеллектуальных игр, посвященных

творчеству Дефо и Свифта. В частности, Т. В. Себар предлагает разыграть несколько гипотетических ситуаций.

В нашем варианте предлагаем разыграть не отдельные гипотетические ситуации, а некий сюжет – от встречи, через решение ряда проблем, которых писатели касаются в своих романах, до расставания. Каждая пара получает “билет” с темой и условиями (в зависимости от количества участников можно сократить или увеличить число ситуаций). Пользоваться книгами нельзя – так можно проверить и знание текстов.

Общая задача: вспомнив соответствующие места из романов, за пять минут составить небольшой

диалог, в котором отражается позиция авторов и героев; использовать в репликах лексику и стиль романов. Цель:
в игровой форме обобщить сведения о мировоззрении английских писателей эпохи Просвещения. В этой игре есть еще одна особенность: поскольку ситуации выстроены в некий сюжет, то участники выступают в роли соавторов английских писателей – они творят свою робинзонаду.

Критерии оценивания

– Знание текста (правильно ли выбраны эпизоды и детали из романов).
– Понимание характера героя.
– Верное отражение позиции автора.
– Соответствие лексики и стиля авторскому тексту.
– Выразительная, живая, интересная игра.

Робинзоны против Гулливеров

1. Гулливер и Робинзон приходят к цирюльнику, и кажется им, что они уже где-то встречались. Представить внешность обоих: Робинзон разглядывает Гулливера, тот, в свою очередь, – Робинзона. Составляя диалог, постарайтесь выразить характер героев.

2. Робинзон и Гулливер оказались вместе на судне, которое потерпело кораблекрушение. Оба волнами выброшены на берег. Какие чувства и мысли испытал каждый и какие действия каждый предложил осуществить в первую очередь?

3. Гулливер и Робинзон на необитаемом острове, где они оказались волею судьбы вместе, повстречали аборигена и решили его воспитать – сделать из него “современного англичанина”. Как они это сделали?

4. Прожив после кораблекрушения на острове некоторое время отдельно, Гулливер и Робинзон встретились и стали говорить о своих успехах в освоении острова. Чем похвастался каждый?

5. После всех морских злоключений, обретя покой и материальный достаток, Гулливер и Робинзон, вернувшись в Англию, сидят у камина и рассуждают о материальных ценностях. Каково отношение каждого к этим ценностям?

6. Знаменитых путешественников, Гулливера и Робинзона, пригласили в английскую школу на урок общения по теме “Что важнее для человека – разум или чувство?”. Какую позицию в этом вопросе занял каждый?

7. Гулливера и Робинзона пригласил на прием французский король, и каждый по-своему представил Англию. Восстановите диалог: два англичанина рассказывают при французе об отношении к Отечеству.

8. Гулливер и Робинзон встретились в английском парламенте на обсуждении вопроса о рабстве. Кто к какой партии принадлежит и каково отношение каждого к рабству?

9. Гулливер и Робинзон вновь встретились в порту, но теперь они плывут в разных направлениях и на прощание описывают друг другу идеальное место, где хотели бы поселиться до конца дней своих. В каком государстве хотел бы жить каждый?

Наталья Ванюшева,
Учитель литературы, зав. кафедрой культурологии экономико-математического лицея № 29

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Романы Дефо