Романтические произведения Мигая Верешмарти
Верешмарти был сыном обедневшего шляхтича. Несмотря на бедность, а после смерти отца в 1811 г. еще большую бедность, которая пришла в многочисленную семью будущего поэта, Верешмарти умудрился получить образование в Будапештском университете. В первом значительном произведении Верешмарти – эпической поэме о приходе древних венгров на свою настоящую родину “Бегство Залана” (“Zalan futasa”, 1825), после выхода в печать которого он стал известным и даже знаменитым, все – сюжет, действие, сама торжественная форма – еще целиком отвечали
Слова поэта о детях его собственного “немощного века” звучали патриотичным укором, пробуждая антигабсбургские чувства.
Вместе с тем определенная схематичность фигуры Арпада, наделенного лишь условными добродетелями героико-романтического арсенала, и более веселые, лирические образы расставшихся влюбленных, элегически оттененный мотив недосягаемого счастья, свидетельствовали о вызревании конфликта между абстрактным идеалом национального
В двух последних ощущается разочарование в ходульной национально-романтической патетике.
В конце 20-х – нач. 30-х годов Верешмарти создал целый ряд стихов песенно-балладного жанра. Многие из них – настоящие жемчужины венгерской поэзии.
К ним относятся две романтические баллады: “Бечкереки” (1830) – о смелом разбойнике и молодом сердцееде и “Прекрасная Илонка” – психологический выразительный рассказ о любви без взаимности простой девушки к королю Матяшу. По тематике, мироощущению, образной системой все они, так или иначе связаны, с одной стороны, с трагическими поэмами, а с другой – с более оптимистичными мотивами фантастической драмы-сказки “Чонгор и Тюнде”, одного из величайших произведений Верешмарти и всего венгерского романтизма.
В центральном же произведении философско-медитативного жанра (“Раздумья в библиотеке”, 1844) Верешмарти развивает поиски просветителей и верит в будущее человечества. Верешмарти с пониманием отнесся к идее основать венгерский Национальный театр, даже написал торжественный пролог к его открытию (1837), а на страницах “Авроры” защищал В. Гюго и французскую романтическую драму. Кроме того, он популяризировал В. Шекспира: писал о нем, переводил его пьесы, помогал актерам в сценическом толковании образов. В наилучшей своей драме “Циллея и Хуняди” (1844) Верешмарти изобразил своеобразные характеры, из их столкновенья выводя передовую тенденцию истории (в данном случае – отпор османским завоевателям и борьба за централизованную государственную власть).
Ее поборник в драме – мужественный и честный Ласло Хуняди (со временем знаменитый полководец). Есть в драме и народный фон действия. Ласло Хуняди, его сторонники, народ – силы, которые побеждают партикуляристов-феодалов.
Высокого этического смысла предоставляет драме идея неминуемого торжества морального и политического идеала. Ее выражает, в частности, певец на банкете у короля Ласло.
Он поет о том, что вокруг обман и измена, вероломный кинжал и вранье, но честный человек должен бороться, чтобы на руинах создавать новое. Верешмарти искренне приветствовал первое значительное завоевание венгерской революции 1848 г. – отмену цензуры (стихотворение “Вольная пресса”). Поэт был депутатом Национального парламента, а в критический 1849 г. стал членом верховного суда венгерской республики.
После поражения революции, которая послужила причиной душевной драмы поэта, Верешмарти некоторое время находился в изгнании. В 1854 г. он написал последнее свое сочинение-поэзию “Старый цыган”, в котором с большой художественной силой выразил всю боль своего сердца, горе человека-патриота, которому пришлось пережить крах мечты всей жизни и унижение нации. Умер Верешмарти в Пешти в 1855 г., день его похорон стал днем национального траура.
На украинский язык отдельные стихи Верешмарти перевели П. Грабовский и Ю. Шкробинец.