Роман Творчество (Золя Эмиль)

Пафос исканий Эмиля Золя был полемически направлен против концепций, которые отрицали за литературой и искусством функцию познания действительности, утверждали, что они несовместимы с жизнью и по своей природе враждебны ей. Осуждению этих несостоятельных субъективно-идеалистических взглядов писатель посвятил роман “Творчество”.

В основу сюжета “Творчества” легли некоторые реальные события и факты из жизни писателя и друзей его юности – Поля Сезанна, Батистена Байля, а также Эдуарда Мане, Клода Моне и других. Содержание

романа связано с полемикой, которую в шестидесятые годы писатель вел в защиту группы талантливых живописцев.

Свои статьи этих лет об импрессионистах он опубликовал в сборнике “Мой Салон”.

Роман “Творчество” Эмиль Золя начинает с рассказа о том, как трое провинциалов – живописец Клод Лантье (он знаком читателям по роману “Чрево Парижа”). начинающий писатель Пьер Сандоз и будущий скульптор Луи Дюбюш собрались в Париже. Им были неведомы зависть и соперничество; бедняки, они презирали деньги и буржуа. Вступив в борьбу.

Молодые энтузиасты испытывали свой талант в упорном труде. Сандоз

был поглощен осуществлением давней мечты создать поэму, в которой воплотилась бы вся история человечества, его прошлое, настоящее и грядущее. Дюбюш день и ночь трудился над своей грандиозной скульптурой “Сборщица винограда”.

Художника Клода воодушевляла идея запечатлеть па полотнах вселенную “во всем неповторимом многообразии ее проявлений и красок, в движении и времени”.

В образе Клода, отмечает Золя в набросках, “я хотел показать борьбу художника с природой, его творческий порыв и искания в произведении искусства, усилия крови и слез, чтобы создать плоть, наполнить ее жизнью. Постоянная схватка и постоянное поражение. Я расскажу о своих собственных трудах и днях, о своих повседневных терзаниях”.

Годы исканий, мучительной творческой борьбы не приносят Клоду желанного успеха: его картины отвергает Салон. Художник прибегает к усилению интенсивности красок, к причудливо подобранным цветовым сочетаниям, использует никем до сих пор не подмеченную нюансировку, вибрацию света, его постоянную текучесть. Но все попытки Клода схватить и запечатлеть на полотне “неповторимое мгновение”, вечно меняющуюся жизнь оказываются бесплодными.

Ненависть людей, чьи установившиеся вкусы оказались задетыми, злоба завистников и посредственностей окончательно сломили его волю. Но дело не в физической смерти Клода Лантье, которой заканчивается роман: художник умер в Клоде значительно раньше. В неистовых исканиях новых путей в искусстве, в стремлении воссоздать на полотне природу реальнее, чем она есть, он пришел к отрицанию самой жизни: “Ничего не существует вне живописи, и пусть гибнет мир!”

Отношение Золя к импрессионизму не было раз и навсегда установившимся и одинаковым. Он горячо и страстно поддерживал художников-импрессионистов в шестидесятые – семидесятые годы, когда они вступали в жизнь, будили умы. Идеи импрессионистов были сродни эстетическим взглядам самого Золя. В дальнейшем, однако, пути импрессионистов и создателя “Ругон-Маккаров” разошлись.

В восьмидесятые – девяностые годы в творчестве художников-импрессионистов возобладал субъективизм. Движимые желанием запечатлеть неуловимый “облик ощущения”, они увлеклись формальной стороной живописи, демонстрацией своего виртуозного мастерства в передаче цвета и света. По-новому осмысляя происходящее, Золя в 1898 году в статье “Живопись” определенно и недвусмысленно оценил то, к чему пришли эпигоны импрессионизма: “Я видел, как были брошены в землю семена, теперь я наблюдаю всходы, осязаю чудовищные плоды…”

Роман “Творчество” сразу же после выхода в свет вызвал оживленные споры. Прогрессивная критика увидела в книге правдивый рассказ о судьбе искусства в мире собственников, о жалкой участи художников, о чудовищной эксплуатации их таланта.

В 1886 году Мопассан в очерке “Жизнь пейзажиста” писал: “Золя в своем изумительном романе “Творчество” рассказывает о страшной битве, о нескончаемой борьбе между человеком и мыслью, о величественном, жестоком поединке художника с его идеей, со смутно провиденной и неуловимой картиной. Я веду эту борьбу, я переживаю все это так же, как и Клод”.

На русском языке роман Золя впервые был напечатан под названием “В мире художников” в 1886 году. В июле того же года В. В. Стасов опубликовал статью, посвященную “Творчеству”, в которой писал, что еще ни в одном произведении о художниках “ни художник, ни художественные дела не выступали с такой правдою и глубиною, как в новом романе Золя”. Несмотря на некоторые недостатки, присущие книге, русский критик назвал роман “великой художественной картиной” и “великим поучением”.

Эту оценку “Творчества” разделял и художник И. Н. Крамской.

Источники:

    Золя Эмиль. Карьера Ругонов. Добыча.

    Пер. с фр. Вступит, статья С. Емельяникова. Илл. Майофиса.

    М., “Худож. лит.”, 1979. 526 с. (Б-ка классики. Зарубеж. лит-ра)

    Аннотация:В книгу включены романы выдающегося французского писателя Эмиля Золя (1840-г1902) “Карьера Ругонов” и “Добыча” (оба-1871), открывающие собою его двадцатитомную эпопею “Ругон-Маккары” (1871-1893), в которой на материале истории одной семьи дана широкая картина общественной жизни Франции периода Второй империи (1851-1870).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Роман Творчество (Золя Эмиль)