“Роман на кавказских водах” неосуществленный замысел Пушкина



На воды, весною, приезжает московская семья: барыня, мать героини, называемая “Коре-ой” (т. е. “Корсаковой”; в наброске начальной “сцены об отъезде” она носит фамилию Томской; в ранних планах глава семьи – не мать, а отец, никак не названный); ее дочь – “Маша” в наброске начальной сцены, “Марья” ранних планов, “Александра” или “Александрита”, “Алина” в Третьем основном плане; их свита – компаньонка, дворовые слуги и служанки; позднее приезжает и сын, условно называемый “Пелам”. Одновременно

с ними приезжает на воды и разбитый параличом старик – отец романтического героя, называемого условным именем “Якубович” или (иногда) “Кубович”.

Описанию их приезда на воды предшествует общая экспозиция, показывающая состояние Кавказа – прежнее и теперешнее, – описывающая воды во время сезона, их постоянных обитателей – военных, лекарей и других приезжих “посетителей” – больных разного рода и состояния – весь тот пестрый и разнохарактерный фон, на котором в дальнейшем развертывается действие. Последнее начинается вставными эпизодами: разговорами обитателей вод о набегах

черкесов; соперничеством, носящим комический характер, двух лекарей, немца и малоросса, из-за приехавшей богатой больной, в котором побеждает немец. В планах упоминается и о нападении черкесов на путешественников – московскую барыню и старика-наралитика, – но неясно, к какому моменту оно может быть приурочено и какую сюжетную роль должно играть: быть может, это – мотивировка встречи героини с майором Куриловым, другом Кавказского офицера Гранева, а через него и с самим Граневым, который в нее влюбляется. “Алина”, живя на водах, кокетничает с влюбленным в нее Граневым (он в иных планах обозначается словами “любовник”, и даже “жених”).

Так завязывается один любовный узел романа.

К больному старику-паралитику приезжает из армии на воды его сын – офицер “Якубович”.

Отец умирает, и его “театральные” похороны, представляющие собою “кокетство”, производят большое впечатление на “Алину”. Вслед за этим “Якубович” входит в круг “Корсаковых”, и “Алина” обращает на него свое кокетство. Гранев, отодвинутый “Якубовичем” на задний план, “начинает его ненавидеть”.

У него с “Якубовичем”, помимо соперничества в расположении “Алины”, есть, по-видимому, какие-то старые счеты: “Якубович” когда-то его “ограбил” – вероятно, в карты, па что указывает связь “Якубовича” с “банкометами” и счастливая игра (“банк”), обращающая на него внимание всего общества. Связывают, наконец, “Якубовича” с Граневым – и вместе с тем служат причиной их вражды – отношения их с горцами: у обоих есть много друзей черкесов в горских аулах; Гранев, в недавнем прошлом, был “кавказским пленником” – т. е. проявил некоторое время в плену у горцев. На связи того и другого героя с горцами указывают “уздени”, “кунаки” (в их числе – молодой черкес, преданный – каким образом, трудно сказать Алине), “казачка черкешенка”, упоминаемые в некоторых планах.

Притом “пленитель” Гранева, т. е. черкес, взявший его когда-то в плен, – кунак “Якубовича” и вместе с тем брат “казачки черкешенки”, помогшей Граневу освободиться из плена; все это вносит новые, осложняющие моменты в сюжет романа.

“Якубович”, увлеченный “Алиной”, сватается к ней через ее брата, обозначенного именем “Решат” (“Пелам”), но получает отказ. Тогда, после бала или во время переезда с Горячих вод на Холодные (т. е. из позднейшего Пятигорска в Кисловодск), он с помощью своих друзей черкесов похищает “Алину” и увозит ее в горы. За ним в погоню отправляется Гранев. С помощью кунака-черкеса он освобождает “Алину” и возвращает ее семье.

Между Граневым и “Якубовичем” происходит дуэль, в которой “Якубович” погибает.

Таким представляется окончание романа в наиболее вероятном его построении. Но возможны и другие разрешения главной сюжетной линии, т. е. соперничества и столкновения между двумя героями, Граневым и “Якубовичем” влюбленными в “Алину”: по одному из вариантов плана дуэль происходит между “Якубовичем” и братом “Алины”, причем Гранев является секундантом ее брата; по другому “Якубович”, желая похитить

“Алину”, устраняет Гранева, предав его черкесам; но он, освобожденный “казачкой черкешенкой”, появляется на водах, предупреждает похищение и вызывает “Якубовича” на дуэль. Все эти возможные варианты в основном, как видно, близки друг к другу.53

Таковы – схематически и совершенно условно – основные сюжетные линии пушкинской повести или, вернее, романа.

Реконструируя их, мы не утверждаем, что именно таким был бы “Роман на Кавказских водах”, если бы Пушкин написал его: напротив, в процессе творчества сюжетное построение его могло бы изменяться, на что указывают колебания поэта в разных планах, особенно ранних, где мы видим, например, перенесение момента поединка ко времени до похищения героини, отказ “Якубовича” от поединка и его исчезновение, – вплоть до полного изменения завершающих роман событий: похищение “Алины” должно было удаться, и “Якубович”, может быть вместе с похищенной девушкой, появлялся в Москве. Это могло начать новую, совершенно не поддающуюся разгадке, фазу повествования. Но подобный оборот замысла был отброшен автором, не получив развития.

В приведенной выше примерной схеме) мы подбираем те основные сюжетные линии и положения, к которым приходит автор в наиболее поздних, наиболее развитых и отдельных планах. Отсюда несколько отвлеченный и фабульный характер построенной нами схемы. Дальнейший анализ планов, раскрытие некоторых особенностей их сжатых формул, а главное – раскрытие конкретных черт персонажей, обозначенных в них либо подлинными фамилиями исторических лиц, либо условными именами – позволяет, насколько возможно, заполнить живою тканью сухую схему и сделать некоторые выводы о характере произведения, которое хотел написать Пушкин, и о том, почему он его не написал.

Действующие лица в повести (мы пока не определяем – является ли задуманное Пушкиным произведение повестью или романом) располагаются следующим образом: в центре – московская семья “Корсаковых” – мать, сын (не названные), дочь “Алина”. Она – героиня романа, и из-за нее борются два соперника-офицеры Гранев и “Якубович”. Вокруг них несколько второстепенных персонажей, принимающих то или иное участие в действии: старик – отец “Якубовича”, два лекаря – малоросс Хлапенко, или Хохленко, и немец, Адам Адамович Шмидт, майор Курилов, друг Гранева; генерал и генеральша Мерлины с их воспитанницей. Далее, горцы, менее определенные и на наз-

Разумеется, в процессе работы иные из показанных здесь эпизодов сюжета должны были отпасть, другие же, новые и нам неизвестные, – явиться. Наиболее развитый план (№ 269), по нашему убеждению, не отменяет двух других (№ 273 и 272), составляющих вместе с ним “Третий основной план”, но их суммирует, но играющие активную роль, в некоторых случаях очень важную: горец, кунак Гранева, “казачка черкешенка” и ее брат, кунак “Якубовича”; другой молодой горец, привязанный к “Алине”. Наконец, множество лиц, составляющих, общество на водах и фон, на котором развертывается действие: больные (в числе их “откупщик”), дамы, “зрелые невесты”, игроки (“банкометы”), офицеры, казаки, слуги “Корсаковых” и пр.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Роман на кавказских водах” неосуществленный замысел Пушкина