Роман “Мастер и Маргарита” – итоговое произведение М. Булгакова

Роман “Мастер и Маргарита” – итоговое произведение М. А. Булгакова Талант М. А. Булгакова дал русской литературе замеча­тельные произведения, ставшие отражением не только совре­менной писателю эпохи, но и настоящей энциклопедией чело­веческих душ. В начале 20-х годов им был задуман Роман “Инженер с копытом”, но с 1937 года автор дает ему другое название – “Мастер и Маргарита”. Роман оказался послед­ней книгой М. А. Булгакова. И написан он так, словно автор, заранее чувствуя, что это его последнее произведение, хотел вложить

в него без остатка всю свою безудержность фантазии, все свои самые главные мысли и открытия, всю свою душу. “Мастер и Маргарита” – творение необыкновенное, невидан­ное доселе в русской литературе.

Это невероятный, безумно талантливый сплав гоголевской сатиры и дантовской поэзии, сплав высокого и низкого, смешного и лирического. М. А. Булгаков писал “Мастера и Маргариту” как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал своего рода уникальным челове­ческим “документом” той примечательной эпохи. И в то же время это глубоко философское повествование,

обращенное в будущее, является книгой на все времена, чему способствует ее высочайшая художественность.

При этом имеются все осно­вания предполагать, что автор мало рассчитывал на понима­ние и признание его романа современниками. В романе “Мастер и Маргарита” царит счастливая свобо­да творческой фантазии при всей строгости композиционного замысла. Сатана правит великий бал, а вдохновенный Мас­тер, современник Булгакова, творит свой бессмертный роман – труд всей своей жизни.

Там прокуратор Иудеи от­правляет на казнь Христа, а рядом суетятся, подличают, приспосабливаются, предают близких вполне земные граж­дане, населяющие Садовые и Бронные улицы 20-30-х годов нашего века.

Смех и печаль, радость и боль перемешаны там воедино, как в жизни, но в той высокой степени концентра­ции, которая Доступна лишь сказке, поэме. “Мастер и Мар­гарита” и есть лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о человечности зла, об истинности твор­чества, которое всегда является преодолением бесчеловечнос­ти, порывом к свету и добру. События в “Мастере и Маргарите” начинаются “однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патри­арших прудах”. В столице появляются Сатана и его свита. Дьяволиада, один из любимых авторских мотивов, здесь, в “Мастере и Маргарите”, настолько реалистична, что может служить блистательным примером гротескно-сатирического обнажения противоречий живой действительности, окружаю­щей персонажей романа.

Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, жестоко карая низость, ложь, подлость, алчность. Особую правдоподобность событиям автор придает, заканчивая роман эпилогом, в котором рассказывает о жизни своих героев в течение нескольких последующих лет. И мы, читая его, отчетливо представляем себе сидящего под липами на Патриарших прудах сотрудника Института истории и фи­лософии профессора Ивана Николаевича Понырева, охвачен­ного непреодолимым беспокойством во время весеннего пол­нолуния.

Однако почему-то, после того как будет перевернута последняя страница романа, возникает непреодолимое чувст­во легкой грусти, которое всегда остается после общения с Ве­ликим, не важно, будь это книга, фильм или спектакль.

Сама идея поместить в Москву 30-х годов князя тьмы и его свиту, олицетворяющие те силы, которые не поддаются никаким законам логики, была глубоко новаторской. Воланд появ­ляется в Москве, чтобы “испытать” героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим любовь и вер­ность друг другу, покарать взяточников, лихоимцев, предате­лей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предста­нут не перед людским судом. Судьей им будет время, как стало оно судьей для жестокого пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата.

По мысли М. А. Булгакова, в сложившейся ситуации со злом бороться следует силами зла, чтобы восстановить спра­ведливость. В этом – трагический гротеск романа. Воланд возвращает Мастеру его роман о Понтии Пилате, который Мастер сжег в приступе отчаяния и страха.

Миф о Пилате и Иешуа, воссозданный в книге Мастера, переносит читателя в начальную эру духовной цивилизации человечества, утверж­дая мысль о том, что противоборство добра со злом – вечно, оно кроется в самих обстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные порывы и порабощенной ложны­ми, преходящими интересами сегодняшнего дня. Фантастический поворот сюжета позволяет писателю раз­вернуть перед нами целую галерею персонажей весьма не­приглядного вида. Внезапная встреча с нечистой силой сди­рает маски лицемерия со всех этих берлиозов, латунских, майгелей, никаноров Ивановичей и прочих. Сеанс черной магии, который Воланд со своими помощниками дает в сто­личном варьете, в буквальном и переносном смысле “обна­жает” некоторых зрителей.

Не дьявол страшен автору и его любимым героям. Дьявола, пожалуй, для М. А. Булгакова действительно не существует, как не существует богочеловека. В его романе живет иная, глу­бокая вера в человека и человечность, непреложные нравст­венные законы.

Для М. А. Булгакова нравственный закон яв­ляется частью души человека и не должен зависеть от религи­озного ужаса перед грядущим возмездием, проявление которо­го можно легко усмотреть в бесславной гибели начитанного, но бессовестного атеиста, возглавлявшего МАССОЛИТ.

И Мастер, главный герой булгаковской книги, создавший роман о Христе и Пилате, тоже далек от религиозности в хрис­тианском, каноническом смысле этого слова. Им написана на историческом материале книга огромной психологической вы­разительности. Этот роман о романе как бы сконцентрировал в себе противоречия, которые обречены решать и подтверждать правоту своих решений всей своей жизнью последующие поко­ления, каждая мыслящая и страдающая личность.

Мастер в романе не смог одержать победу. Сделав его по­бедителем, М. А. Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменил бы своему чувству реализма. Но разве пессимизмом веет от финальных страниц книги?

Не забудем: на земле у Мастера остался ученик, прозревший Иван Понырев, бывший Бездомный; на земле у Мастера остался роман, которому суждена долгая жизнь. “Мастер и Маргарита” – сложное произведение.

О рома­не уже сказано много, а будет сказано еще больше. Сущест­вует множество толкований знаменитого романа. О “Мастере и Маргарите” еще много будут думать, много писать. “Рукописи не горят”, – произносит один из героев рома­на.

М. А. Булгаков и в самом деле пытался сжечь свою руко­пись, но это не принесло ему облегчения. Роман продолжал жить. Мастер помнил его наизусть.

Рукопись была восста­новлена.

После смерти писателя она пришла к нам и скоро обрела читателей во многих странах мира. Ныне творчество Михаила Афанасьевича Булгакова полу­чило заслуженное признание, стало неотъемлемой частью нашей культуры. Однако далеко не все осмыслено и освоено.

Читателям его романов, повестей, пьес суждено по-своему понять его творения и открыть новые ценности, таящиеся в глубинах авторского замысла.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Роман “Мастер и Маргарита” – итоговое произведение М. Булгакова