Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — роман о жизни и о человеке
Роман «Мастер и Маргарита» является наиболее значительным и сложным произведением Михаила Булгакова. В произведении поднимаются важные жизненные вопросы, многие века стоявшие перед художниками слова: проблема любви и ненависти, добра и зла, истины и лжи, человеческого счастья, свободы и несвободы, творчества. Все эти вопросы волнуют людей и по сей день.
Булгаков проявляет себя как писатель-философ, затрагивая жизненные проблемы.
Писатель рисует два мира: реальный и фантастический. Подобно тому, как в земном мире существуют люди
Исследователи творчества Михаила Булгакова Лакшин отмечают одну из сторон таланта писателя — редкая сила изобразительности, конкретность восприятия жизни, которую когда-то называли «тайновидением плоти», способность даже явление метафизическое воссоздать в прозрачной четкости очертаний, без всякой расплывчатости и аллегоризма.
В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков рисует людей несвободных, живущих по
Проблема свободы и несвободы поставлена в спорах Иешуа Га-Ноцри с могущественным римским прокуратом Понтием Пилатом. В душе последнего происходит борьба человеческого и должностного. Пилат, как государственный чиновник, вынужден делать то, что расходится с его человеческой совестью, хотя и соответствует идее государственности.
Когда-то он был человеком прямых слов и действий. А теперь, дослужившись до большого чина, переродился, стал бояться за карьеру.
Власть не только возвышает человека над людьми, но и делает его своим рабом. Несвобода берет верх над свободным волеизъявлением. Пилат является прямым виновником смерти Иешуа. Зло, совершенное прокуратором, не остается безнаказанным.
В жизни за все надо платить. Пилат обрек себя на вечную иллюзорность существования. Эта истина распространяется и на земное существование.
Справедливы слова Иешуа о том, что «всякая власть является насилием над людьми, и настанет время, когда не будет власти ни кесарей, или какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Он считает, что стремление к материальному благополучию делает человека несвободным, готовым идти на сделку с совестью.
Подобно тому, как в романе в двух временных пластах раскрывается проблема свободы и несвободы, Булгаков затрагивает еще одну очень важную проблему, свойственную современному миру, — проблему творчества. Главному герою произведения, Мастеру, важно изобразить жизнь так, как он сам ее понимает. Для более глубокого и точного показа действительности он ищет в прошлых веках аналог своей эпохи.
Поскольку рукопись художника направлена против государственного строя, способствующего превращению свободного человека в несвободного, чиновники, олицетворяющие общественную систему, почувствовали в нем врага.
Не сумевший противостоять государственной власти, автор рукописи оставляет свое творчество, оказывается неспособным отстоять свою точку зрения. В этом и заключается слабость Мастера. Он — не борец, а только исполнитель. Он не совершает ничего значительного, чтобы отстоять свое творение.
Булгаков этим примером подтверждает мысль о том, что и современный человек, в жизни сталкиваясь с подобными проблемами, может уйти от их решения, оказаться неспособным противостоять своим недругам.
Тема добра и зла, так же, как и тема творчества, связана с именем Мастера. Именно его интересует этот главный вопрос жизни. Для себя герой решил раз и навсегда, что первично добро: «Злых людей нет». Есть люди, зажатые в тиски обстоятельств и вынужденные правдами и неправдами их преодолевать.
Есть искалеченные ближними, несчастные и оттого ожесточившиеся. Но все по природе своей добры. И надо только освободить энергию их доброты силою слова и ни в коем случае не силою власти, ибо «всякая власть является насилием над людьми… настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти.
Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».
Такая трактовка Булгаковым темы добра и зла свойственна и современному миру. Хотя с полной уверенностью нельзя утверждать, что злых людей нет. Надо верить в то, что все-таки добрых людей гораздо больше.
Таким образом, своим романом Булгаков подтверждает мысль о том, что и в реальном, земном мире, и в ирреальном, фантастическом мире ощущается единство в разрешении вечных жизненных проблем добра и зла, свободы и несвободы, истины и лжи, творчества. Разные временные пласты, переплетаясь, помогают читателю глубже проникнуть в сущность затрагиваемых проблем. С полной уверенностью можно утверждать, что роман Булгакова «Мастер и Маргарита» является романом о жизни.