Роман “Иллюзии доктора Фаустино”
“Иллюзии доктора Фаустино задуманы как один из вариантов истории молодого человека XIX в. Характеризуя в послесловии к роману его заглавного героя, писатель подчеркивал, что “доктор Фаустино – персонаж, имеющий некий символический и аллегорический смысл. Как личность он представляет все современное поколение: это доктор Фауст в миниатюре, но без магии, без дьявола, без прочих сверхъестественных сил, к помощи которых прибегал гетевский Фауст”. Фауст для испанского писателя такой же вековой тип, как Дон Жуан, Прометей, Тартюф; по мысли
Только герой Валеры – “Фауст в миниатюре”, и все черты Фауста приобретают у него мелкий и нелепый характер.
Прежде всего, сфера поисков Фаустино ограничена двумя совокупно действующими обстоятельствами: социальным статусом героя и его темпераментом, характером. Фаустино принадлежит к старинному аристократическому роду, некогда славному и могущественному, а ныне, в меркантильном XIX в., окончательно
Душой его владеет “тщеславие ученого, честолюбие политика, кичливость аристократа”. Жизнь разбивает социальные иллюзии героя, полагающего, что его дворянское происхождение как бы автоматически открывает ему пути к славе и преуспеянию.
Таков один – социальный – аспект романа. Но не менее значительное место в романе уделено показу краха иллюзий психологических. Впрочем, грани между этими двумя аспектами нередко почти неуловимы.
В самом деле, тщеславие, честолюбие и кичливость, отмечаемые Валерой в образе Фаустино, в равной мере порождены и социальными обстоятельствами, и особыми чертами психологии героя. Одно из важнейших психологических свойств Фаустино – склонность к романтической трансформации реальности. В “Иллюзиях доктора Фаустино” Валера подвергает критике романтическое мироощущение, которое, став нормой жизненного поведения, ярко обнаруживает дисгармонию идеального и реального и неизбежно ведет героя к краху.
Частной иллюстрацией этого общего вывода в романе оказывается крушение, переживаемое Фаустино в поисках “идеальной” любви: и любовь к Констан-сии, земная и небескорыстная, и мистическое влечение к “Вечной Подруге” Марии, таинственной романтической деве, в равной мере нереализуемы. И как закономерный итог крушения всех иллюзий – самоубийство героя, осознающего перед смертью, что единственной реальной сущностью его личности был эгоизм.
Related posts:
- Какие иллюзии утрачивают герои пьесы А. Н. Островского “Бесприданница”? Пьеса А. Н. Островского “Бесприданница” – одна из самых известных пьес драматурга. Написанная в 1878 году, она раскрывает мир пореформенной России, когда на смену родовому дворянству стали приходить люди “новой формации” – богатые купцы, капиталисты. Эти выходцы из низших слоев общества, бойкие, хваткие, целеустремленные, стали истинными хозяевами жизни. На фоне этой “новой” жизни разворачиваются личные […]...
- Роман “Морсамор”; (Morsamor, 1899) Особое место в творчестве Валеры принадлежит его последнему роману “Морсамор” (Morsamor, 1899). Написанная вскоре после поражения Испании в испано-американской войне 1898 г., развеявшей мираж былого величия страны, книга Валеры стала своеобразным откликом на эти события. Действие романа происходит в начале XVI в. В одном из монастырей доживает свой век брат Мигель, некогда прославленный рыцарь и […]...
- Трагическая история доктора Фауста АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Кристофер Марло (christopher marlowe) 1564-1593 Трагическая история доктора Фауста (The tragical history of doctor faustus) – Трагедия (1588-1589, опубл. 1604) На сцену выходит хор и рассказывает историю Фауста: он родился в германском городе Рода, учился в Виттенберге, получил докторскую степень. “Потом, исполнен дерзким самомненьем, Он ринулся в запретные высоты На крыльях восковых; но […]...
- Трагическая история доктора Фауста – Кристофер Марло На сцену выходит хор и рассказывает историю Фауста: он родился в германском городе Рода, учился в Виттенберге, получил докторскую степень. “Потом, исполнен дерзким самомненьем, / Он ринулся в запретные высоты / На крыльях восковых; но тает воск – /И небо обрекло его на гибель”. Фауст в своем кабинете размышляет о том, что, как ни преуспел […]...
- Краткое изложение Трагическая история доктора Фауста К. Марло Трагическая история доктора Фауста На сцену выходит хор и рассказывает историю Фауста: он родился в германском городе Рода, учился в Виттенберге, получил докторскую степень. “Потом, исполнен дерзким самомненьем, Он ринулся в запретные высоты На крыльях восковых; но тает воск – /И небо обрекло его на гибель”. Фауст в своем кабинете размышляет о том, […]...
- “Трагическая история доктора Фауста” Марло в кратком содержании На сцену выходит хор и рассказывает историю Фауста: он родился в германском городе Рода, учился в Виттенберге, получил докторскую степень. “Потом, исполнен дерзким самомненьем, / Он ринулся в запретные высоты / На крыльях восковых; но тает воск -/И небо обрекло его на гибель”. Фауст в своем кабинете размышляет о том, что, как ни преуспел в […]...
- Краткое содержание “Трагическая история доктора Фауста” Марло На сцену выходит хор и рассказывает историю Фауста: он родился в германском городе Рода, учился в Виттенберге, получил докторскую степень. “Потом, исполнен дерзким самомненьем, Он ринулся в запретные высоты На крыльях восковых; но тает воск – И небо обрекло его на гибель”. Фауст в своем кабинете размышляет о том, что, как ни преуспел в земных […]...
- Утраченные иллюзии ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Оноре де Бальзак (Honore de Balzac) Утраченные иллюзии (Illusions perdues) Роман (1835-1843) Питать иллюзии – участь провинциалов. Люсьен Шардон был родом из Ангулема. Его отец, простой аптекарь, в 1793 г. чудом спас от эшафота девицу де Рюбампре, последнюю представительницу этой знатной семьи, и получил тем самым право жениться на ней. Их дети Люсьен […]...
- “Утраченные иллюзии”, художественный анализ романа Оноре де Бальзака Созданный в период с 1835 по 1843 год роман “Утраченные иллюзии” является одним из самых длинных в “Человеческой комедии” Оноре де Бальзака. Произведение относится к “Сценам провинциальной жизни”. Центральной темой “Утраченных иллюзий” является процесс становления двух ангулемских личностей – молодого поэта и писателя Люсьена Шардона (по матери де Рюбампре) и его друга и мужа сестры, […]...
- Краткое изложение Утраченные иллюзии О. де Бальзак Утраченные иллюзии Питать иллюзии – участь провинциалов. Люсьен Шардон был родом из Ангулема. Его отец, простой аптекарь, в 1793 г. чудом спас от эшафота девицу де Рюбампре, последнюю представительницу этой знатной семьи, и получил тем самым право жениться на ней. Их дети Люсьен и Ева унаследователи дивную красоту матери. Шардоны жили в […]...
- Утраченные иллюзии краткое содержание Бальзак О. Роман (1835-1843) Питать иллюзии – участь провинциалов. Люсьен Шардон был родом из Ангулема. Его отец, простой аптекарь, в 1793 г. чудом спас от эшафота девицу де Рюбампре, последнюю представительницу этой знатной семьи, и получил тем самым право жениться на ней. Их дети Люсьен и Ева унаследователи дивную красоту матери. Шардоны жили в великой […]...
- Трагедия доктора Старцева Достоинство его творчества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. Это главное. Л. Толстой Антон Павлович Чехов – один из самых популярных прозаиков в мире. В литературу он вошел как создатель короткого рассказа. “Письмо к ученому соседу”, появившееся в тысяча восемьсот восьмидесятом году, раскрыло основные грани таланта […]...
- “Утраченные иллюзии” Бальзака в кратком содержании Питать иллюзии – участь провинциалов. Люсьен Шардон был родом из Ангулема. Его отец, простой аптекарь, в 1793 г. чудом спас от эшафота девицу де Рюбампре, последнюю представительницу этой знатной семьи, и получил тем самым право жениться на ней. Их дети Люсьен и Ева унаследователи дивную красоту матери. Шардоны жили в великой нужде, но Люсьену помог […]...
- Роман Е. И. Замятина “Мы” – роман-антиутопия, роман – предупреждение Е. И. Замятин написал свой роман-антиутопию “Мы” в 1920 году. В центре произведения находится описание государства, добившегося утопической идеи коммунизма и социализма. Все жители этого общества вместо имен имеют только “нумера”. Главный герой романа – Д-503. Именно от его лица ведется рассказ о жизни общества далекого будущего. Д-503 пишет дневник, благодаря его записям читатель может […]...
- Крах иллюзии Эммы Бовари (о романе “Госпожа Бовари” Г. Флобера) В “романтическом”, иллюзорном мире, в котором, как во сне, пребывает “страстная” душа Эммы Бовари, мужчины занимают особое место. По ее убеждению, сформировавшемуся на основе прочитанных романов, мужчина должен был все знать, “быть всегда на высоте”, “вызывать в женщине силу страсти”, “раскрывать перед ней всю сложность жизни”, “посвящать ее во все тайны бытия”. Но муж Эмму […]...
- Что сближает роман Замятина “Мы” и роман Салтыкова-Щедрина “История одного города”? “История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина и роман Замятина “Мы” были написаны в разное время, даже в разных веках. Их жанр также различен: “История одного города” – сатирический роман-хроника, роман “Мы” – антиутопия, роман-предупреждение. Различны герои этих произведений, различен язык, художественные приемы… Но, несмотря на все отличия, данные романы имеют и общие черты. Мне кажется, […]...
- Иллюзии и реальность в комедии Мольера “Мещанин во дворянстве” Величайшим писателем, творившим в эпоху классицизма, был Жан Батист Мольер, создатель французской комедии, один из основоположников французского национального театра. В комедии “Мещанин во дворянстве” Мольер отразил сложные процессы разложения старого аристократического слоя французского общества. В то время во Франции при слабом короле более 35 лет фактически правил герцог-кардинал Ришелье. Его целью было укрепление королевской власти. […]...
- Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” – роман о жизни и о человеке Роман “Мастер и Маргарита” является наиболее значительным и сложным произведением Михаила Булгакова. В произведении поднимаются важные жизненные вопросы, многие века стоявшие перед художниками слова: проблема любви и ненависти, добра и зла, истины и лжи, человеческого счастья, свободы и несвободы, творчества. Все эти вопросы волнуют людей и по сей день. Булгаков проявляет себя как писатель-философ, затрагивая […]...
- Взгляд доктора Риэ на мир и человека Чума (в разных ее проявлениях) есть для Камю данность, перед которой человек бессилен и тем не менее в борьбе с которой он оправдывает свое существование. Сам доктор Риэ говорит о борьбе с чумой как о “нескончаемом поражении”, на которое обречен человек, тем не менее он продолжает борьбу. И вера священника Панлю в финале обогащается идеей […]...
- Роман Л. Н. Толстого “Анна Каренина”; Роман Роман Л. Н. Толстого “Анна Каренина” Роман “Анна Каренина” создавался в период 1873-1877 годов. С течением времени замысел претерпевал большие изменения. Менялся план романа, расширялись и усложнялись его сюжет и композиции, менялись герои и самые имена их. Анна Каренина, какой ее знают миллионы читателей, мало похожа на ее предшественницу из первоначальных редакций. От редакции к […]...
- Роман Е. Замятина “Мы” как роман-антиутопия В первой половине 1920-х годов главной темой в русской художественной литературе была гражданская война. Но роман Евгения Замятина “Мы” (1920) затрагивает совершенно друге темы. Написано произведение в жанре философской антиутопии. В утопиях рисуется, как правило, прекрасный и изолированный от других мир, предстающий перед восхищенным взором стороннего наблюдателя. В антиутопиях основанный на тех же предпосылках мир […]...
- Краткое содержание “Комической иллюзии” Корнеля Ы Акт 1. Пролог Старый Придамант, горожанин из Ренна, тщетно ищет вот уже десять лет своего единственного любимого сына Клиндора, которого он некогда прогнал, а теперь раскаивается. Дорант, друг детства Клиндора, ведет старика к волшебнику Алькандру, “работающему” в одном гроте. Алькандру еще ничего не объяснили, а он уже все знает и успокаивает Придаманта, предложив ему […]...
- Можно ли назвать “Доктора Фаустуса” романом-эпопеей? Обращаясь к истокам историческим, философско-эстетическим, музыкальным, которые в значительной степени помогают читателю ориентироваться в сложной символической вязи романа, мы понимаем, что в “Докторе Фаустусе” писатель вовсе не ограничивается аллюзиями, будь это Гете, Ницше, Лютер, Вагнер… Несмотря на многие убедительные детали, приведенные этим авторитетнейшим теоретиком литературы, некоторые его доводы относительно, например, карнавализации в “Докторе Фаустусе”, по […]...
- Роман Лермонтова “Герой нашего времени” роман с “грустной думой” Роман Лермонтова был не только “грустной думой” о времени, но и “грустной думой” о судьбе героя времени. Белинский лучше других понял внутреннюю сущность, объективный смысл образа Печорина, указав на действительность как источник раздвоенности его внутреннего мира. Объективными предпосылками для глубокого постижения романа послужили не только чуткость и проницательность Белинского, но и духовная близость его с […]...
- Анализ сцен “Объяснение в любви князя Андрея к Наталье Ростовой” (роман Л. Н. Толстого “Война и Мир”); “Аркадий Кирсанов делает предложение Катерине Локтевой” (роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”) Сцена “Объяснение в любви князя Андрея к Наталье Ростовой” является важным эпизодом в романе “Война и мир”. Она намечает важную веху в судьбе Наташи Ростовой и Андрея Болконского, а также раскрывает внутренний мир героев в важнейший момент – момент признания в любви. Итак, мы видим, что князь Андрей серьезно влюблен в Наташу, поэтому он просит […]...
- В чем заключается трагедия доктора Старцева Антон Павлович Чехов – один из самых популярных прозаиков в мире. В литературу он вошел как создатель короткого рассказа. “Письмо к ученому соседу”, появившееся в тысяча восемьсот восьмидесятом году, раскрыло основные грани таланта писателя. Уже в первом рассказе обозначилось многое из того, что определит художественный стиль Чехова,- скрытый юмор, краткость и конкретность письма, знание психологии […]...
- “Стихотворения” доктора Живаго в романе Б. Л. Пастернака “Доктор Живаго” “Стихотворения Юрия Живаго” (1946-1955) включают поэтические произведения, созданные Б. Л. Пастернаком во время работы над романом “Доктор Живаго”, в центре которого творческий человек, попавший в водоворот революционной эпохи. По словам В. Т. Шаламова, в романе “голосом автора говорят все герои – люди и лес, и камень, и небо… Главная сила романа в суждениях о времени, […]...
- Конспект НОД во второй младшей группе по теме аппликация “Сумка доктора Айболита” Автор: Гусева Светлана Геннадьевна, воспитатель МБДОУ детский сад № 2 п. Новозавидовский Тверская область Описание : предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей второй младшей группы (3-4 года) по теме: аппликация “Сумка доктора Айболита “. Данный материал будет полезен воспитателям второй младшей группы. Это конспект художественного творчества, направленный на закрепление навыков наклеивания готовых деталей […]...
- Роман Новалиса “Генрих фон Офтердингер” – миф о целостности средневекового мира Об ” универсуме” и универсальном человеке. Свои основные эстетические идеи Новалис воплотил в романе “Генрих фон Офтердинген” (1800; из намеченных двух частей вторая была только начата). Историческим прототипом для своего героя Новалис избрал миннезингера начала ХШ в. Основные идеи и весь замысел романа раскрываются как развернутая эстетическая утопия, смысл которой сконцентрирован в аллегорической сказке главного […]...
- Образ доктора Старцева в рассказе “Ионыч” В рассказе “Ионыч”, написанном в 1898 году, А. П. Чехов обратился к теме, которую давно изучала русская литература, – духовной деградации личности. Чехову больно было видеть, как повседневная пошлость и серость калечат человеческие души, постепенно опутывая человека своими сетями, лишают его активности, целеустремленности, интереса к жизни. В своем произведении он описал падение человека, наглядно изобразив […]...
- Социален ли роман “Герой нашего времени”? Несомненно, социален – объективно и субъективно. Объективно потому, что все действия психология Печорина детерминированы временем, условиями существования его поколения среды; многие поступки и свойства характера Печорина зависимы – в большей или меньшей степени – от общественных отношений и нравов, как он сам это и признает. Субъективно потому, что социальный вопрос наличествует в романе как один […]...
- Роман о “маленьком человеке” или Герой Деблина Франц Биберкопф Герой Деблина Франц Биберкопф был пролетарием лишь по происхождению, но не по своему сознанию. Фигура политически сознательного, организованного, борющегося рабочего существовала практически только в произведениях социалистических писателей. Однако появление “простонародных” персонажей в буржуазном романе этого периода свидетельствовало о стремлении писателей восстановить “функционально-органическую связь между народом и литературой” 76. О переменах в мироощущении людей из народа […]...
- ЭВОЛЮЦИЯ ДОКТОРА СТАРЦЕВА (по рассказу А. П. Чехова “Ионыч”) Перед нами четыре этапа жизненной исто- рии доктора Старцева, лаконично излагая ко- торую, Чехов демонстрирует постепенное об- нищание духа героя, ослабление его воли, си- лы сопротивления, потерю активности, живой реакции. На первом этапе Старцев еще полон сил и энергии. Заняв должность земского врача, он поселился вблизи больницы, в девяти верстах от города. “Пройдя девять верст […]...
- Образ доктора Старцева в повести Чехова “Ионыч” Одна из главных тем творчества Чехова – разоблачение “пошлости пошлого человека”, особенно в быту и настроениях интеллигенции. Тема “Ионыча” – изображение мертвенной силы обывательщины и пошлости. Чехов рассматривает историю образованного, дельного врача Дмитрия Ионыча Старцева, превратившегося в провинциальной глуши в нелюдима и черствого эгоиста. Действие рассказа развивается на фоне провинциального городка с его однообразной и […]...
- Раскольников роман Преступление и наказание и Лунев роман Трое (Горький А. М.) Есть определенное сходство в тематике и проблематике первых романов Горького – “Фома Гордеев” и “Трое”. Каждый из этих романов, если воспользоваться философско-литературным термином позднего Горького, представляет собой “историю молодого человека”. Так Горький обозначил ряд талантливых произведений XIX столетия, изображающих сложные, иногда весьма драматические, формы взаимоотношений личности и общества – личности, стремящейся обрести свое “я” и […]...
- ДУХОВНОЕ ОБНИЩАНИЕ ДОКТОРА СТАРЦЕВА В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ИОНЫЧ” ДУХОВНОЕ ОБНИЩАНИЕ ДОКТОРА СТАРЦЕВА В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ИОНЫЧ” В рассказе “Ионыч”, написанном в 1898 году, А. П. Чехов обратился к теме, которую давно изучала русская литература, – духовной деградации личности. Чехову больно было видеть, как повседневная пошлость и серость калечат человеческие души, постепенно опутывая человека своими сетями, лишают его активности, целеустремленности, интереса к […]...
- Роман Дж. Оруэлла “1984” – роман-антиутопия Не думаю, что приход тоталитаризма в Европу задержали два романа – “1984” Оруэлла и “Слепящая тьма” Кестлера… но они сыграли в Этом огромную роль. Дж. Уэйн В 1984 году мир отмечал странный юбилей – год, обозначивший время действия в книге Джорджа Оруэлла “1984”. В библиографии утопической литературы, изданной в Бостоне в 1979 году, книга Оруэлла […]...
- Роман Евгений Онегин (Пушкин А. С.) Белинский справедливо назвал “Онегина” “самым задушевным произведением Пушкина”, в котором с наибольшей полнотой отразились “вся жизнь, вся душа, вся любовь” поэта, “его чувства, понятия, идеалы”. Около девяти лет, почти половину своей творческой жизни, отдал Пушкин делу создания своего романа, вложив в него плоды “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”. История создания романа. В черновых […]...
- Тема духовного перерождения человека в рассказах А. П. Чехова. Образ доктора Старцева в повести А. П. Чехова “Ионыч” В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность человека и другие, всегда стояли в центре внимания русской литературы. Чехов наиболее ярко показал процесс изменения человеческой души под влиянием среды и […]...
- Остров доктора Моро АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Герберт Джордж Уэллс (Herbert George Wells) Остров доктора Моро (The Island of Dr. Moreau) Роман (1896) 1 февраля 1887 г. потерпело катастрофу судно “Леди Вейн”. Один из его пассажиров, Чарльз Эдвард Прендик, которого все считали погибшим, был подобран в море на шлюпке спустя одиннадцать месяцев и четыре дня. Он утверждал, что все это […]...