Роман Доктор Паскаль (Золя Эмиль)

В романе “Разгром” запечатлен крах Второй империи, крах не только самого режима, но и общества, историю которого призваны были показать “Ругон-Маккары”. В заключительном томе,- романе “Доктор Паскаль” (1893), писателю предстояло подвести итог естественной истории семьи, чтобы, по выражению автора, “вся серия в целом была похожа на кольцо, образованное змеей, которая кусает себя за хвост”.

События, о которых повествуется в “Докторе Паскале”, Золя вынес за исторические рамки “Ругон-Маккаров”, они разворачиваются

в эпоху Третьей республики, после 1872 года.

Герою романа Паскалю к этому времени уже давно перевалило за пятьдесят лет, он приближался к своему шестидесятилетию. Его пытливая мысль упорно и терпеливо стремилась проникнуть в тайны наследственности, овладеть ее законами, чтобы управлять ими.

И здесь наблюдения над собственной семьей служили ему отправным пунктом.

Более двух десятков лет Паскаль собирал и накапливал различные сведения и документы, связанные с жизнью и деятельностью Ругон-Маккаров. Он постоянно уточнял и дополнял родословное древо семьи, которое охватывало теперь пять поколений,

вносил новые данные, отмечал появление на свет каждого ее отпрыска, фиксировал все сколько-нибудь значительные события. Однако попытка Паскаля объяснить судьбы людей влиянием законов наследственности не увенчалась успехом. Невзирая па поразительные по своей убедительности примеры, которые давали Ругон-Маккары, проявление наследственности было связано с тысячами случайностей и все возможных внешних воздействии.

Перед лицом фактов ученый все больше склоняется к тому, что человека прежде всего формирует окружающая действительность, социальная среда, которые “оказывают на него свое могучее воздействие, определяют у каждого индивидуума чувства, желания, страсти, добродетели или пороки”.

Взгляды Паскаля на наследственность претерпевают значительные изменения, теперь “он хотел все заново пересмотреть, исправить, сделать из биологической и социальной истории семьи большое обобщение, какой-то вывод, широко охватывающий все человечество”. Собранные Паскалем документы содержали жестокую и страшную правду о моральном и духовном кризисе не только одной семьи, а целого общества. Это были, указывает в романе Золя, “страницы истории: Империя, возникшая на крови, вначале опьяняющаяся наслаждением, покоряющая мятежные города, затем неутомимо идущая к развалу и, наконец, захлебнувшаяся в крови, в таком море крови, что в нем едва не захлебнулась вся нация…

Тут и социальные зарисовки: мелкая и крупная торговля, проституция, земельный вопрос, деньги, буржуазия, народ – тот, что гниет в трущобах предместий и восстает в крупных промышленных центрах – весь этот возрастающий натиск победного социализма, беременного новой эпохой”.

Золя верил в светлое будущее человечества, в победу сил добра и справедливости над силами беззакония и рабства. Поэтому последние страницы заключительного тома серии наполняет торжество жизни. “Мне,- говорит писатель,- казалось смелым заставить ужасную семью Ругон-Маккаров… родить последнее дитя, незаконное дитя, может быть., завтрашнего мессию. Мать, кормящая ребенка,- разве это не образ спасенного и шагающего вперед мира!”

7 мая 1893 года Эмиль Золя написал эту последнюю страницу. Гигантский труд, которому он посвятил двадцать пять лет своей жизни, был завершен.

Прошло немногим более года, еще не утихли приветственные слова в честь создателя “Ругон-Маккаров”, а газета “Журналь” уже начала публикацию его нового романа. Это был “Лурд” – первая книга цикла “Три города” (вторая книга – “Рим” – вышла в 1896 году, заключительная – “Париж” – в 1898 году).

Писатель поднял в этой своей антиклерикальной трилогии проблему преобразующей роли науки в развитии человечества на его пути к истине и справедливости.

На пороге двадцатого века Эмиль Золя все пристальнее вглядывается в будущее, он весь в работе над своей третьей серией. Но разыгравшиеся в стране политические события, связанные с пересмотром так называемого “дела” Дрейфуса, несправедливо приговоренного в 1894 году к пожизненной каторге, круто изменили размеренную жизнь писателя. Глубоко изучив все обстоятельства сфабрикованного военщиной “дела”, Золя 13 января 1898 года обратился к президенту Франции Феликсу Фору с письмом, известным под названием “Я обвиняю!..”. В этом письме он бросил вызов властям, заявив, что Дрейфус невиновен, он жертва произвола и расовой нетерпимости.

Правительство, военщина, пресса подняли против писателя кампанию клеветы и травли, ему угрожали физической расправой. С криками “Смерть Золя!”, “Смерть гадине!” в окна его дома швыряли камни. Он вынужден был покинуть родину и искать приют за ее пределами.

Но угрозы не могли сломить его мужество, его веру в справедливость. Золя победил.

Возвратившись во Францию, он создает свою последнюю серию, серию романов-утопий “Четвероевангелие” (“Плодовитость”, 1899; “Труд”, 1901; “Истина” – опубликована после смерти Золя, в 1903 году; “Справедливость” – написана не была). В ней он стремился, по его словам, “открыть двадцатый век”, нарисовать картину общежития раскрепощенного человечества, запечатлеть “свою любовь к силе, здоровью, плодовитости и труду, свою жажду правды и истины”. Писатель рассматривал эту серию как итог своего творчества.

Однако время не пощадило его утопических иллюзии, оно показало, что не этими иллюзиями велик Золя, талантливый и мужественный писатель, запечатлевший на страницах своих реалистических романов картины жизни французского общества на протяжении целой исторической эпохи.

С. Емельяников

Источники:

    Золя Эмиль. Карьера Ругонов. Добыча.

    Пер. с фр. Вступит, статья С. Емельяникова. Илл.

    Майофиса. М., “Худож. лит.”, 1979. 526 с. (Б-ка классики. Зарубеж. лит-ра)

    Аннотация:В книгу включены романы выдающегося французского писателя Эмиля Золя (1840-г1902) “Карьера Ругонов” и “Добыча” (оба-1871), открывающие собою его двадцатитомную эпопею “Ругон-Маккары” (1871-1893), в которой на материале истории одной семьи дана широкая картина общественной жизни Франции периода Второй империи (1851-1870).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Роман Доктор Паскаль (Золя Эмиль)