Роман Деньги (Золя Эмиль)



Аристид Саккар – основатель Всемирного банка, история которого рассказывается в “Деньгах” (1891), близок к Октаву Муре – владельцу универсального магазина “Дамское счастье” – не только по крови (оба они отпрыски семьи Ругоп-Маккаров), но и по духу. Поэт миллионов Саккар и поэт торговли Муре – дети лихорадочной авантюристической эпохи Империи, “века действия и победы” буржуазного “прогресса”.

На страницах романа “Деньги” писатель воссоздал жестокий поединок рыцаря удачи Аристида Саккара и всевластного

короля биржи Гундермана. В отличие от своего соперника, “честного” и степенного спекулянта золотом, Саккар – кондотьер, искусный и многоопытный ловец в мутных пучинах финансовых афер.

Он не ждет благоприятного случая выгодно продать свое золото, он сам ведет в бой покорные ему чужие миллионы, создает нужные обстоятельства, подчиняет их своей воле и направляет развитие событий.

Трезвой, построенной на точном логическом расчете спекуляции Гундермана он противопоставляет напористую, все опрокидывающую дерзость игрока.

Гундерман спокойно строит башню из миллионов, с единственной мечтой

завещать ее близким, чтобы они продолжали его дело. Саккару нужны деньги для утоления сжигающей его жажды деятельности, для наслаждения: он “мечтал о победах в горячих битвах, о захвате колоссальной добычи”.

Своим поразительным чутьем Саккар постиг, что развитие капитализма пойдет по пути создания синдикатов и акционерных обществ, соединяющих финансовый капитал с промышленным. “Будущее принадлежит крупным капиталам. Вся промышленность, вся торговля в конце концов превратятся в один огромный универсальный магазин”.

Шумными и головокружительными были успехи Всемирного банка Саккара, не менее шумным был и его крах. Война финансовых гигантов завершилась победой Гундермана. Поля их опустошительных сражений, говорит Поль Лафарг в статье о романе “Деньги”, как после стихийного бедствия, “были усеяны бесчисленными обломками человеческих судеб”.

Виновником этих ужасных трагедий Золя считает деньги. Они все отравляют, все губят и разрушают, но вместе с тем, продолжает писатель, они – фермент всякого социального роста, сила, которая оживляет пустыни, превращая их в плодородные поля, разрабатывает недра, вздымает фабрики и заводы, прокладывает стальные магистрали, сближает народы.

Это двойственное отношение Золя к роли денег в условиях капитализма вытекает из двойственного отношения писателя к капиталистической цивилизации в целом. Оно обнаруживается и в трактовке образа Саккара. Автор осуждает этого дельца с опустошенной душой, алчного и жестокого, способного “чеканить монеты из мозга и сердец ближних”, отвергает его “философию удачи”, покоящуюся на отрицании законов нравственности и норм морали. Но в то же время Золя восхищается финансовым гением Саккара, который не только сеет зло и разрушения, но и творит большие дела.

Этот “бич божий” в представлении писателя является олицетворением энергии и созидательных сил общества.

Социал-реформистские заблуждения Золя находят свое теоретическое развитие в идеях другого персонажа романа, Сигизмунда Буша. Этот преданный науке мудрец, человек редкой нравственной чистоты, вызывает симпатии своей страстной верой в неизбежность преобразования общества и скорую победу социализма. Однако рассуждения его о том, что путь | социализму лежит через объединение всего национального богатства посредством его экспроприации без революционного насилия, столь же утопичны и наивны, как и то коллективистское общество будущего, о котором грезит этот “ученик Маркса”.

В своих социальных исканиях Буш, по мнению Лафарга, повторяет, по сути дела, “заблуждений Прудона, с которым и вел борьбу Карл Маркс”.

Источники:

    Золя Эмиль. Карьера Ругонов. Добыча. Пер. с фр.

    Вступит, статья С. Емельяникова. Илл. Майофиса. М., “Худож. лит.”, 1979.

    526 с. (Б-ка классики. Зарубеж. лит-ра)

    Аннотация: В книгу включены романы выдающегося французского писателя Эмиля Золя (1840-г1902) “Карьера Ругонов” и “Добыча” (оба-1871), открывающие собою его двадцатитомную эпопею “Ругон-Маккары” (1871-1893), в которой на материале истории одной семьи дана широкая картина общественной жизни Франции периода Второй империи (1851-1870).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Роман Деньги (Золя Эмиль)