“Роман без героя” Теккерея
Подзаголовком книги – “романа без героя” – Теккерей прямо указал на то, что в повествовании нет ни одного персонажа, который был бы носителем положительного нравственного начала и точку зрения которого на людей и явления мы могли бы, по замыслу автора, разделять.
Но потом это же опровергает сам писатель. “Пусть это роман без героя, но мы претендуем, по крайней мере, на то, что у нас есть героиня”, – говорит автор, имея в виду Бекки Шарп. Однако слова эти проникнуты иронией. Ребекка не может стать подлинной героиней ни в человеческом,
Теккерей подчеркивает, что Бекки не дурна от природы, и нередко любуется находчивостью, умом, остроумием этой героини. Автор заставляет читателя увидеть, что она в нравственном отношении ничуть не хуже Джозефа Седли, этого “набоба”, разжиревшего в своей прибыльной и необременительной должности сборщика налогов у индийских туземцев, ничуть не порочнее семейства Кроули. И, безусловно, она не хуже знатных особ из “высшего света”, которых Теккерей обдуманно наделяет непочтительными
Но ей не откажешь в уме, энергии, огромной силе характера, находчивости и красоте. Ее зеленые глаза и роскошные рыжие волосы покоряли мужские сердца одно за другим. По мере же того, как мы знакомимся с ней все ближе и ближе, от ее восхитительных глаз и неотразимой улыбки становится страшно – как этот “идеал” может быть таким фальшивым.
Ужасает также ее лицемерие, ведь она может улыбаться человеку, заискивать перед ним, но как только за ним закроется дверь, начинается “представление”: Бекки передразнивает беднягу, кривляясь и изображая все его недостатки.
Эмилия Седли, “маленькая Эмилия”? В самом начале романа автор называет ее героиней произведения Эмилия была милой, кроткой, доверчивой девушкой, которую невозможно было не полюбить На протяжении всего повествования автор непрерывно сравнивает Эмилию и Ребекку, описывая их в одинаковых положениях, но с различными итогами. Ребекка ждала простоватого, глупого, но обеспеченного как деньгами, так и положением в обществе “раба и обожателя”
Ее брак оказался браком “по расчету”, , миссис Джордж Осборн любила, но не была любима великосветский дебют Эмилии оказался весьма неудачным…” А вот для миссис Родон Кроули первый выход стал триумфом: разлука с мужьями
Однако тот, о ком молилась, остался лежать на поле боя “с простреленным сердцем”, а тот, кто был забыт, вновь соединился с обожаемой женой. Итак, несчастная Эмилия стала юной вдовой
Матери: Джорджи был всегда и всеми любим, как должен быть любим каждый ребенок. Сын Ребекки в конце концов тоже обретает мать, но в лице своей тетушки. Настоящая же мать не помнила, какого цвета волосы у ее сыночка, сколько ему лет.
Лишь эпизодически появляясь в рассказе, майор Доббин, тем не менее, занимает важное место как единственный из персонажей книги, к которому не может быть безоговорочно отнесено определение “роман без героя”, стоящее в подзаголовке. И хотя Теккерей описывает этого майора с нескрываемой иронией, он – несомненно, положительный герой. за все свои добродетели, любовь и верность Эмилия была вознаграждена счастливым браком с любимым, любящим и преданным человеком. Вознаграждена, но не удостоена чести стать героиней романа.
Кто-то скажет, что это правильно, поскольку Эмми слабое и бесхарактерное существо, а кто – то осудит автора и будет доказывать, что лучше, добрее и красивее Эмили в этом романе никого нет.
“Ее история так и осталась загадкой”, хотя мы можем вполне уверенно сказать, что самой эффектной фигурой на этой ярмарке тщеславия выступала Бекки. Она представлена как “маска”, а вернее, “набор масок”
Хотя Ребекка является самым ярким, непосредственным и остроумным персонажем произведения, Теккерей и ее не может сделать героиней, поскольку Бекки стала (впрочем, и всегда была) одной из жительниц ярмарки тщеславия, где нет достойных называться героями.