Роман Анны Зегерс “Доверие”



Широкий общественный интерес к этим книгам не находил, однако, отражения в средствах массовой информации – если не считать обсуждения в газете “Нойес Дойчланд” романа Анны Зегерс “Доверие” – и поэтому ограничивался лишь читательскими конференциями, клубными вечерами, беседами в дружеском кругу. Общественный резонанс был не столь громок и заметен. Однако именно эти книги положили начало тому, что позднее получило название “приглашение к диалогу”.

Учитель Ванцка из книги Альфреда Вельма, Карл Эрп из романа Гюнтера

де Бройна, “обыкновенные люди” из книги Вернера Бройнига (его роман так и назван) в конце 60-х годов “задались вопросами о том, что прежде находилось на периферии общественной жизни или оставалось подспудным”. Тем самым они предопределили новое качество социального общения в условиях развитого социализма – и этот процесс получил свое дальнейшее продолжение.

Разумеется, и в 70-е годы еще оставался разрыв между возможностями “живой коммуникации произведений искусства и граждан нашего общества” и их действительной реализацией. Постановка острых проблем, неудовлетворенность достигнутым,

новые инициативы служат в этом смысле не проявлением волюнтаризма, а важными компонентами социалистического общественного сознания, развивающегося в конкретных исторических условиях.

Симптоматичным для новых тенденций стал отклик на пьесу Ульриха Пленцдорфа “Новые страдания молодого В.”.

Пьеса обращалась прежде всего к молодежному зрителю, который и “чувствовал себя от начала до конца непосредственным адресатом”, но одновременно она требовала и от старшего поколения занять определенную позицию по затронутым проблемам, а кроме того, предполагала достаточно хорошее знание гетевского “Вертера”.

Спектр различных суждений и оценок оказался чрезвычайно широким. Тут были и известные уже по дискуссии о романе Э. Штритматтера “Оле Бинкоп” недоуменные вопросы о том, почему положительный герой в пьесе гибнет, и желание действительно понять социальные проблемы, поднятые в обоих произведениях.

Однако по мере того, как пьеса Пленцдорфа переставала играть роль своего рода “отводного клапана” для страстных дискуссий, интерес к ней начал постепенно угасать.

В 1974 году пьеса “Новые страдания молодого В.” уже была вполне обычной по сравнению с остальным театральным репертуаром, но социальные вопросы, поднятые ею, продолжали привлекать внимание общественности.

Проблема литературного наследия, которой коснулась и пьеса Пленцдор-фа, занимала литературную общественность вплоть до середины 70-х годов.

Несмотря на известную поверхностность сопоставления Эдгара Вибо, героя пьесы Пленцдорфа, с Вертером – не говоря уж о том, что в пьесе нет попытки сравнить две совершенно различные эпохи, – само обращение Эдгара Вибо к роману Гете (в свое время этот драматургический ход также оспаривался) является фактом безусловно положительным.

Это оказалось симптоматичным для тенденций, наметившихся в театрах Германии в начале 70-х годов и сопровождавшихся широкой дискуссией об освоении гуманистического наследия обществом развитого социализма.

В ходе дискуссии высказывалась мысль о необходимости пересмотреть характерный для театральных постановок 40-х и 50-х годов подход, когда подчеркивался лишь воспитательный характер гуманистического наследия и его историческое значение 85, говорилось о необходимости пересмотреть и представление о том, что социалистическое общество является лишь “исполнителем” гуманистических заветов немецких классиков..


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Роман Анны Зегерс “Доверие”