Роман Афанасия Мирного “Разве ревут волы, как ясли полные?”



Хочется Вспомнить одну народную мудрость: “Жизнь прожить – не поле перейти”. В самом деле, проложить ровную тропу через поле – и то нелегко, хотя границы его можно постигнуть зрением. А жизнь – вещь более сложная: не знаешь, где натолкнешься на камень, а где – не колдобину, встретишь в дороге добро или зло… Только сильный и добрый человек может пройти свой жизненный путь достойно, не растерявшись, не растратив духовных сокровищ, доброты и любви, достоинства и чести.

В пословицах и поговорках наш народ воссоздал свой моральный кодекс: “Все хорошее перенимай, а зло избегай”, “С кем поведешься, от того и наберешься”, “Добро долго помнится, а зло еще дольше”, “Уважай отца и мамочку, будет тебе везде: гладенько”, “Доброе имя – лучше всех богатств”…

Афанасий Мирный и Иван Билык учились мудрости у своего народа. Доказательством этого есть и то, что роман “Разве ревут волы, как ясли полные?” густо наполнен поговорками и пословицами, и то, что одна из них стала названием произведения, и то, что мысли и расположения духа народа автор

передал через своих персонажей.

Исповедовал ли в своей жизни эти святые моральные принципы главный герой: романа Чипка Варениченко? Нет, не исповедовал. Возможно, то, что он время от времени был весьма своевольным, делал переступи прадедовских законов, и привело его к моральному падению.

Правда, на то были и другие причины, внешнего характера, которые усложняли путь Чипки, поэтому его судьба вызывает у читателей неоднозначные мысли.

“А недалеко от Песок стоит высокий крест, под которым тлеет восемь безвинных душ, утерянных в одну ночь страшным мужчиной…”

Сами авторы романа называют Чипку страшным мужчиной, хотя он считает себя правдолюбом и народным мстителем. А для меня Нечипор Вареник – вор, разбойник, пьяница и убийца, которому нет оправдания и который является “пропащей силой” не только потому, что возрос в тяжелых обстоятельствах. Ведь Грицку, например, из детства было еще тяжелее, чем Чепку – он был круглым сиротой.

Возвратившись с заработков, Григорий основал хозяйство, вступил в брак с Христей, и стали они “между людьми хозяевами”, “на все село парой”. Это почему же Григорий не спустился на дно, как Чипка? Почему у Григория со своей женой “одна мысль, один совет”?

А Чипка “не найдет когда и слова промолвить Гале” с тех пор, как избрали его в земство.

Сама Галя росла среди грабежа и пьянства, имела перед собой нехороший пример отца и матери, но сумела сохранить чистую душу. Зря уговаривает она мужа, не слушает он ее…

Какой же Правды искал Чипка, когда убил сторожа на хуторе, за что мстил невиновному мужчине, в чем провинилась перед ним семья того человека? Что же это за правда – убийство, грабеж? Чипка хочет “жизнь, как поле пройти”, “ноги не уколов”.

Григорий, антипод Чипки, мог примириться со своим положением. Например, посватавшись к богатой девушке и получив тыкву, притих, присмирел да и вступил в брак на бедной сироте Христи. Он не грабил тех, кто вступил в брак и живет счастливо.

Дважды Чипка становился хозяином и дважды опускался к пьянству, кражам; и оба раза из-за того, что встречались ему на жизненном пути преграды, которые он не хотел одолевать.

Еще с детства Чипка был обижен на судьбу, “что поделила людей на хозяина и рабочего”. Но же когда Чипка батрачил, то ничего не хотел делать, не слушал своего хозяина. По моему мнению, если уже он пошел в батрачество, то должен был стараться.

Тем более, что “хозяин к нему сперва миром и лаской, показывает и рассказывает – как и что, и когда делать. Так же Чипка и знать ничего не хочет!” А потом еще и чуть не сжег хозяина. Бородай не заставлял Чипку тяжело работать, не издевался над ним.

Зажиточный мужчина пожалел Мотрю и взял ее сына к себе в батрачество, хотя по селу и ходили слухи, что Чипка – чертенок и что у него на колене родинка – знак дьявола. Еще одна деталь в пользу Бородая: он не судился с матерью Чипки. Итак, он был хорошим человеком, а Чипка был плохим рабочим.

Если ему не нравилась работа, то разве это означало, что нужно сжечь хозяину двор…

У Чипки с детства зародилась в сердце обида на всех, кому живется лучше, чем ему. Когда просился он пастухом, община отказала: “Молодой еще, ненадежный”. И разве же и не правда?!

К тому времени скот для крестьянина был всем – он кормил его самого, его семью. Как же доверить весь общественный скот Чипку, когда у своего первого хозяина Чипка чуть не устроил пожар? Я думаю, что если бы Чипка согласился снова стать пастушком, то он бы снискал общественное доверие.

Но Варениченко, “так перетерпев зиму”, уже хочет быть общественным чабаном!

“И община, вижу, живет несправедливостью…” – думает Чипка, которого “тяжело обидела общественная неправда”. Вместо того, чтобы добросовестной работой заслужить доверие, снова обижается на людей.

Он не жалеет ни матери, ни жены. Взял у матери последние деньги, и не добившись земли, пропил их. Чипка – злой, очень злой человек, он ищет легкого хлеба в жизни, вместо того, чтобы бороться с трудностями; мстит за свои неудачи всем вокруг, считая, что “ровняет богатого с бедным”.

“Когда же была правда на свете? Или, наверное, ее никогда не будет?” – спрашивает у Мотри Чипка. А горемычная Галя спрашивает у мужа: “А где же у тебя и правда?

Где?” “И нечего Чипку ответить ей, так как и сам в гулянках забыл, к чему стремится и чего хочет…

Напьются С товарищами, да и ляпают языками за детство свое нуждающееся, за господина, у которого надо красть, так как он у людей покрал, о человеческой неправде и о земстве, которое не далось ему в руки”.

“И временами, залив глаза, выкрикивает, что время бы и подвергнуть наказанию…” Кого? За что? Может, за то, что одни зарабатывают горьким потом на заработках деньги и покупают себе землю, а он не мог и свою отстоять?

Или за то, что в земстве нет места убийцам?

А если бы было? Ведь те господа, которые служили в управе, также были не ангелами и покрывали друг друга. Если предположить, что господа закрыли бы глаза на его преступления, разве долго служил бы Чипка?

И в управе столкнулся бы он с “неправдой”, не раз и не два увидел бы социальную несправедливость, не раз и не два разочаровался бы в своих идеалах и столкнулся бы с продажными чиновниками. Страшно даже вообразить, как реагировал бы “страшный мужчина”, наделенный властью, как “ровнял” бы богатых с бедными, как вел себя бы с теми чиновниками, которые имеют лучшие условия работы, большую зарплату, чем он…Думаю, даже оставшись в управе, не смог бы он завоевать человеческое доверие, а с его болезненным самолюбием он уже наверное воспринимал бы каждое замечание, как обиду. Долго ли служил бы там?

Думаю, что он сразу захотел бы стать каким-то начальством, а получив отказ, покинул бы земство и спился.

Плачет несчастная Галя, жалуется и Григорий (“Нет, Чипко, я у тебя через общество не хочу бывать”), да и мать просит, чтобы покинул управление, становился на хозяйство. Только Чипка больше склонен слушать тещу, которую он уважает; Мотня, Лушня, Крыса имеют на него большее влияние, чем Григорий. Когда срывается у Лушни с пьяного языка ерунда, он верит ей, и бросает матери в глаза, что она отравила Евдокию, не заступается за Мотрю, когда “товарищи” поднимают на нее руку…

Так и не увидела Мать добра от сына, доживала век в чужой хате. Мне искренне жаль ее, и еще Галю, которую он со своей “правдой” привел к самоубийству, и еще маленькую девочку, которая осталась сиротой, так как всех ее родственников вырезал “страшный мужчина”. А Чипки мне не жаль. В народе говорят: никогда не принимай решения в гневе.

Чипка же не задумывался, прежде чем сделать какой-либо шаг. Его сердце никогда не совещалось с умом, становилось слепым в злобе и часто вело на скользкую дорогу. Поэтому все его добрые намерения и помыслы были перечеркнуты ужасными поступками, кровавыми преступлениями. Народ, самый справедливый судья, говорит: “Добро долго помнится, а беда еще дольше”.

Об этом следует знать каждому.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Роман Афанасия Мирного “Разве ревут волы, как ясли полные?”