Роль второстепенных персонажей в одном из произведений русской литературы XIX века (А. Н. Островский “Гроза”)

А. Н. Островский родился и провел детство в Замоскворечье, где издавна селились купечество, ремесленники, бедняки. Почти 50 пьес было написано им за долгую литературную жизнь, и многие из них уходили корнями в родное Замоскворечье. Драма “Гроза” (1859 г.), написанная в пору общественного подъема накануне крестьянской реформы, как бы венчала первое десятилетие деятельности писателя, цикл его пьес о “темном царстве” самодуров.

Воображение художника переносит нас в небольшой приволжский городок Калинов – с купеческими лабазами

на главной улице, со старой церковью, куда ходят молиться благочестивые прихожане, с общественным садом над рекой, где по праздникам чинно гуляют обыватели, с посиделками на лавочках у тесовых ворот, за которыми остервенело лают цепные псы. Ритм жизни – сонный, скучный, под стать тому томительно длинному летнему дню, которым начинается действие пьесы:”.Основной конфликт драмы не сводится к истории любви Катерины и Бориса. Развитие драматического конфликта было бы невозможно без Феклуши, без Варвары, без Кулигина и других второстепенных героев.

Феклуша, странница и приживалка, своими рассуждениями подобна

Кабанихе. Она думает, как ее хозяйка, она сожалеет о том, о чем сожалеет ее хозяйка, – о дорогой их сердцу старине: “Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние”. Собеседницы сокрушаются по поводу того, что в других городах жизнь бьет ключом. Ужасает их “огненный змий”, которого стали запрягать.

Ждут они всяческих бед впереди: “И хуже этого, милая, будет”. Но из близких Кабанихе людей только Феклуша не осудит ее суровость. В атмосфере “темного царства” под гнетом самодурной силы тускнеют, чахнут живые человеческие чувства, слабеет воля, меркнет разум.

Если же человек наделен энергией, жаждой жизни, то, привыкая к обстоятельствам, он начинает лгать, изворачиваться.
Под давлением этой темной силы развиваются характеры Тихона и Варвары. Эта сила уродует их, каждого на свой лад. Тихон жалок, обезличен.

Но даже гнет Кабанихи не убил в нем окончательно живые чувства. Где-то в глубине его робкой души теплится огонек – любовь к жене. Он не смеет проявлять эту любовь, да и не понимает Катерину, рад уехать даже от нее, лишь бы вырваться из домашнего ада.

Но огонек в его душе не гаснет. Растерянный и подавленный Тихон говорит об изменившей ему жене: “А я ее люблю, мне жаль ее пальцем тронуть…” Воля его скована, и он не смеет даже помочь своей несчастной Кате. Однако в последней сцене любовь к жене побеждает в Тихоне страх перед матерью. Над трупом Катерины он впервые в жизни осмеливается обвинять мать:
“Кабанов. Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…
Кабанова. Что ты! Аль себя не помнишь!

Забыл, с кем говоришь!
Кабанов. Вы ее погубили! Вы! Вы!”
Как не похожи эти обвинения на робкие, приниженные слова Тихона при первом его появлении на сцене: “Да смеем ли мы, маменька, подумать!”, “Да я, маменька…” Значит, действительно, рушатся устои “темного царства” и колеблется власть Кабанихи, если даже Тихон так заговорил.
Развитие характеров в “Грозе” связано с центральным конфликтом драмы. Жизнь в доме Кабановой искалечила и Варвару. Она не хочет терпеть власть матери, не желает жить в неволе. Но Варвара легко приспосабливается к морали “темного царства”, становится на путь обмана.

Это делается для нее привычным – она утверждает, что иначе и жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. “И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало, – говорит Варвара. Житейские правила ее очень просты: “Делай что хочешь, только бы шито да крыто было”. Однако Варвара хитрила, пока было возможно, когда же ее стали на замок запирать, она убежала из дому.

И опять рушатся идеалы Кабанихи. Дочь “опозорила” ее дом, вырвалась на свободу из-под ее власти.
Больше всех из персонажей слаб и жалок племянник Дикого, Борис Григорьевич. Он сам говорит о себе: “Уж ведь совсем убитый хожу… Загнан, забит…” Это добрый, культурный человек.

Он резко выделялся на фоне купеческой среды. Но Борис не способен защитить ни себя, ни любимую женщину. В несчастье он лишь мечется да плачет: “Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой!

Боже мой! Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь. Прощай, Катя!

Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!” В сцене последнего свидания с Катериной Борис вызывает презрение. Человек, которого она страстно полюбила, боится бежать с любимой женщиной.

Даже говорить с ней опасается: “Не застали б нас здесь”. Но именно к этому слабовольному человеку обращены последние слова Катерины перед смертью: “Друг мой! Радость моя! Прощай!”
Муж Катерины Тихон достоин большего уважения, чем Борис, так как он осмелился на обвинения. Даже конторщик Дикого Кудряш, который слывет за грубияна, вызывает хоть какое-то уважение, потому что смог защитить свою любовь, убежав со своей любимой. Среди персонажей пьесы, противопоставленных Дикому и Кабанихе, смело и здраво судит о “темном царстве” Кулигин.

Этот механик-самоучка обладает светлым умом и широкой душой, как многие талантливые люди из народа. Он осуждает жадность купечества, жестокое отношение к человеку, невежество, равнодушие ко всему истинно прекрасному. Противопоставление Кулигина “темному царству” особенно выразительно в сцене его столкновения с Диким. Кулигин пишет стихи, но и обычная речь его проникнута поэзией. “Очень хорошо, сударь, гулять теперь, – говорит он Борису. – Тишина, воздух отличный, из-за Волги с лугов цветами пахнет, небо чистое.. .”И далее звучат стихи Ломоносова.

Кулигин осуждает “жестокие нравы” Диких и Кабановых, но он слишком слаб в своем протесте. Так же как и Тихон, как и Борис, он боится самодурной силы, склоняется перед ней. “Нечего делать, надо покориться!” – говорит он смиренно. Кулигин и других учит покорности.

Он советует Кудряшу: “Лучше уж стерпеть”. То же рекомендует он и Борису: “Что же делать-то, сударь. Надо стараться угождать как-нибудь”. И только в конце, потрясенный гибелью Катерины, Кулигин поднимается до открытого протеста: “Вот вам ваша Катерина.

Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судьей, который милосерднее вас!” Этими словами Кулигин не только оправдывает Катерину, но и обвиняет немилосердных судей, погубивших ее. Мы видим, что гибель Катерины пробудила протест против “темного царства” у безгласного, забитого Тихона, вызвала на открытый протест обычно робеющего перед самодурами Кулигина. Основной конфликт драмы – борьба старой и новой морали.

И как задумал автор, не только главная героиня – Катерина протестует против старого мира, но и второстепенные персонажи так или иначе поднимают свой голос против “темного царства”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Роль второстепенных персонажей в одном из произведений русской литературы XIX века (А. Н. Островский “Гроза”)