Роль сна Алексея Турбина (по роману М. А. Булгакова “Белая гвардия”)

Сны героев составляют важную часть романа М. А. Булгакова “Белая гвардия”. Проникая в человеческое сознание и приглашая туда читателя, автор решает важные художественные задачи. Во сне люди отрешаются от всего суетного, наносного, того, что мешает проникнуть в суть вещей. По Булгакову, во сне можно правильно, адекватно оценить происходящие события.

Здесь сама душа, нравственная основа человека подсказывает правильное решение. Во сне на первый план выходит моральная, нравственная точка зрения в оценке событий.
Кроме того, с помощью

приема сна писатель имеет возможность высказать свое мнение о том, что он описывает. В фантасмагорической форме, преображая действительность, как это часто бывает во сне, Булгаков показывает весь ужас происходящих в романе событий, человеческие заблуждения и ошибки, оборачивающиеся истинной трагедией.
Сны всех героев имеют важное значение в “Белой гвардии”, но один из самых значимых эпизодов в романе – первый сон Алексея Турбина, оказавшийся вещим.
Сначала герою сумбурно снятся события, происходящие вокруг него в реальной жизни. Он видит всю ту суету и неразбериху, что творится на улицах Киева,
в казармах, в головах людей. Затем неожиданно Алексей слышит слова полковника Най-Турса: “Умигать – не в помигушки иг’ать”. Турбин понимает, что очутился в раю.

Важно, что в тот момент в реальности полковник еще был жив.
Интересно – Най-Турс был одет в костюм рыцаря-крестоносца. Тем самым Булгаков подчеркивает святость того дела, что защищали белые офицеры. А также то, что он, как человек, находился на их стороне.
Вскоре во сне Турбина появляется и еще один герой – убитый в 1916 году вахмистр Жилин. Булгаков пишет, что “глаза вахмистра совершенно сходны с глазами Най-Турса – чисты, бездонны, освещены изнутри”. Эти офицеры словно (а может быть, и на самом деле) превратились в святых, и после смерти защищающих правое дело, стоящих на стороне чести, долга, истинных ценностей.
Жилин рассказывает Алексею странную историю о том, как весь второй эскадрон белградских гусар попал в рай, “пройдя через проверку” апостола Петра. Речь Жилина наполнена присущими этому герою юмором, жизнелюбием, добротой. Но это лишь помогает понять то главное, что хотел сказать Булгаков: Богу неважны мелочи, он обращает внимание лишь на суть. Белогвардейцы защищали не только царя и монархизм, они защищали весь уклад жизни, все то, что было дорого миллионам людей, чем они жили, что составляло их опору, их смысл.

И то, что разрушила революция и гражданская война. Поэтому Петр пропускает в рай весь эскадрон гусар, с “лошадьми и шпорами”, даже с женщинами, прибившимися к обозам. Потому что, как объясняет Жилин, “эскадрону в походе без баб невозможно”.
Апостол Петр просит Жилина и его гусар подождать, ибо “вышла маленькая заминочка”. Пока герои ожидали у входа в рай, к ним присоединился Най-Турс, который, как мы помним, погибнет позже, а также “неизвестный юнкерок”. К сожалению, мы понимаем, что этим юнкером окажется Николка Турбин.
Итак, после небольшой задержки героев впустили в рай. Жилин восхищенно его описывает: “Места-то, места-то там ведь видимо-невидимо. Чистота…

По первому обозрению говоря, пять корпусов еще можно поставить и с запасными эскадронами, да что пять – десять!” Герой рассказывает Турбину, что увидел огромные хоромы в красном цвете. Там “звезды красные, облака красные в цвет наших чакчир отливают…”
Оказывается, эти хоромы были приготовлены для большевиков, которых “видимо-невидимо положили”, когда брали Перекоп. Жилин, разговаривая с богом, удивляется: как так получается, если красные даже в существование бога не верят. Но господь замечает, что ему от веры или неверия в него “ни жарко, ни холодно”.

Это не влияет на то, что все, и белые, и красные, для него просто люди. И все они после смерти попадут на суд божий, где будут судиться по законам человеческим, а не партийным или каким-то иным.
Бог говорит Жилину очень важные слова: “Один верит, другой не верит, а поступки у вас у всех одинаковые: сейчас друг друга за глотку, а что касается казарм, Жилин, то тут как надо понимать, все вы у меня, Жилин, одинаковые – в поле брани убиенные”. Булгаков показывает, что для бога все равны. Все человеческие игры в “белых”, “красных”, “петлюровцев” и так далее он не принимает.

Все это суета, за которой скрывается лишь одно – нарушал ли ты человеческий кодекс чести, нравственные и моральные истины, изложенные в десяти заповедях.
Турбин, во сне выслушав Жилина, просится к ним в эскадрон полковым врачом. Этот момент тоже очень важен. Герой так устал от того, что происходит в земной жизни, так устал от войны, убийств, кровопролития.

Он хочет простых вещей – мирной жизни, работы, семьи. Одним словом, он хочет вернуть старое. Но сделать это, как ни старайся, невозможно.

Может быть, это совершится лишь во сне или том свете, в раю…
Таким образом, вещий сон Алексея Турбина выполняет в романе несколько важных функций. Во-первых, он дает нравственную оценку описываемым в романе событиям, событиям гражданской войны на Украине. Во-вторых, сон проясняет позицию Булгакова-человека, его взгляд на революционные перемены.

В-третьих, этот эпизод показывает позицию Булгакова-писателя, который смотрит на все описываемое несколько отстраненно, находится как бы “над” ситуацией, пытается объективно оценить события.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Роль сна Алексея Турбина (по роману М. А. Булгакова “Белая гвардия”)