Роль поэта и поэзии в представлении В. Маяковского

Творчество В. В. Маяковского во многом определило дальнейшую судьбу русской поэзии XX века. Но надо ли поэту – избраннику судьбы – быть еще и гражданином? Об этом не могли не задумываться крупнейшие поэты России.

Они искали истину, хотели понять, в чем их долг перед совестью, перед народом. Еще Пушкин писал:
И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.
Волновала эта тема

и Маяковского…
Уже в раннем творчестве Маяковский считает старую поэзию отжившей, недостойной забавой, которой в бурные времена заниматься не нужно. Обращаясь к писателям, он восклицает:
Неужели не наскучили пажи, дворцы, любовь, сирени куст вам? Если такие, как вы, творцы – мне наплевать на всякое искусство. ( “Братья писатели”, 1917)
После Октябрьской революции поэт полностью поставил свой талант на службу новой власти, считая, что он “ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный” (“Во весь голос”).
Владимир Владимирович Маяковский был большой новатор в стихосложении,
хотя теорию его, как он сам писал, осилить не мог, у него хромала и грамотность. И все-таки его талант поразителен. У него большое чутье к языку, он мастерски умел создавать новые, очень выразительные слова: “бронзы многопудье”, “свинцо-воночие” и многие другие.
Владимир Владимирович же, видимо, считал себя самым выдающимся поэтом своего времени и, конечно же, самым идейно правильным. Недаром в стихотворении “Юбилейное”, посвященном Пушкину, он совершенно спокойно утверждает:
Хорошо у нас В стране Советов. Можно жить, работать можно дружно. Только вот поэтов, к сожаленью, нету,- впрочем, может, это и не нужно.
В “Юбилейном” же Маяковский утверждает, что после смерти ему стоять рядом с Пушкиным и что ему “памятник при жизни полагается по чину”.
Главная идея Маяковского – поэт и поэзия должны служить пролетариату, а точнее, коммунистической партии. В статье “Как делать стихи” он совершенно четко говорит: “С моей точки зрения, лучшим поэтическим произведением будет то, которое написано по социальному заказу Коминтерна, имеющее целевую установку на победу пролетариата, переданное новыми словами, выразительными и понятными всем, сработанное на столе, оборудованном по НОТу, и доставленное в редакцию на аэроплане”.
Маяковский считает высшей похвалой, если его труд приравняют к труду малоквалифицированному. “Я по существу мастеровой, братцы”, – заявил он в “Послании пролетарским поэтам”. И там же очень характерные строки:
Есть перед нами огромная работа – каждому человеку нужное стихачество. Давайте работать до седьмого пота над поднятием количества, над улучшением качества.
Стоит обратить внимание на слово “стиха-чество”, выдуманное Маяковским, но очень подходящее для его творчества. В знаменитом своем “Разговоре с фининспектором о поэзии” он также стремится выяснить, какое же место занимает поэт в рабочем строю:
Я по праву требую пядьВ ряду беднейших рабочих и крестьян.
Маяковский во многих стихах и поэмах всячески изгоняет любовь из поэзии. И сегодня нас волнуют стихи Пушкина, Лермонтова, Есенина и многих других, в которых поэты воспевают свои самые интимные чувства. А пролетарский поэт в стихотворении “Размышления о Молчанове Иване и поэзии” пишет:
Не скрою, Ванечка: Скушно и нам. И ваши стишонки – Скуки вина. Десятый Октябрь у всех на носу, А вы ухватились за чью-то косу. Любите и Машу, и косы ейные.

Это ваше дело семейное. Но что нам за толк от вашей от бабы?!
В наши дни невозможно всерьез говорить о том, что можно хотя бы частично принять взгляды Маяковского на роль поэта и поэзии. Хотя бы потому, что его стихи служили прославлению жестокой и несправедливой власти, искажали представления людей о том, что такое настоящая поэзия.
И все же благодаря огромному таланту Владимира Владимировича и сегодня многие его поэтические мысли о том, как должен писать поэт, бстаются крылатыми: “И сегодня рифма поэта – ласка и лозунг, и штык, и кнут”.
Поэт всегда должник вселенной, платящей на горе проценты и пени,-‘ говорит он.
Я думаю, что Маяковский не уйдет из нашей литературы, не будет полностью забыт, как это случилось уже со многими писателями двадцатых-тридцатых годов. Сколько крылатых выражений, созданных им, вошло в наш язык: “тысячи тонн словесной руды”, “шершавым языком плаката”, “Навели хрестоматийный глянец” и так далее.
И хочется закончить сочинение еще одной цитатой из “Разговора с фининспектором”, которая, верю, так и останется хрестоматийной:
Поэзия – та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды. Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды.

Но как испепеляюще слов этих жжение рядом с тлением слова-сырца. Эти слова приводят в движение тысячи лет миллионов сердца.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Роль поэта и поэзии в представлении В. Маяковского