Роль петровских преобразований в XVIII веке
Во время поездки по Европе русский царь, скрывавшийся под псевдонимом Петр Михайлов, произвел сенсацию. Его страстное любопытство ко всем достижениям западной цивилизации заставляло просвещенных европейцев оценивать перспективу Российского государства. Петру нравилось в Европе все – от корабельных верфей (его главной слабости) и до свободного поведения людей любого положения в обществе.
Общение с европейцами укрепило отвращение Петра к русским обычаям. Перевоспитание подданных началось сразу по возвращении царя в Москву. Все должны
Все, кто хотел быть в милости у царя, должны были выглядеть и вести себя так, как хочет он: сбрить бороды, носить парики и кафтаны, курить табак, устраивать празднества с участием жен и дочерей. Петр был убежден, что ведет борьбу не с людьми, а с дикими предрассудками, во имя разума и общей пользы. Кроме бород и русского платья, гонениям подверглись и множество других старинных обычаев – национальный способ выделки кожи, традиционные конструкции кораблей, застройки городов деревянными зданиями и даже обычай хоронить покойников
Некоторые русские ремесленники выезжали из России за границу, чтобы обучаться ремеслу у знаменитых профессионалов этого дела. Петр вместе с архитекторами выступал в роли учителя, владевшего не только корабельным делом, но и многими другими ремеслами. Петр находил время и писать указы о том, как подданным надлежит строить дома, печатать книги, убирать хлеб и даже отдыхать.
Эти крутые меры вызвали неодобрения по отношению к царю. Поэтому все “хорошее и полезное” вводилось угрозами, штрафами и кнутом.
Роль Петровских преобразований можно считать великой и вполне удавшейся.
- Русское государство и XVI ( 18 ) веке (Литература XVII-XVIII веков) В XV-XVI исках наибольшее значение приобретает московская литература. Это объясняется тем, что Москва в это время стала политическим центром Русского государства. При князе Василии III (в XVI в.) к Москве были присоединены последние удельные княжества. Этим было завершено объединение русских земель под властью московского князя. Но, потеряв политическую власть над своими уделами (княжествами), бывшие князья […]...
- Образование, наука, техника в XVIII веке в России Образование, наука, техника Преобразования XVIII в. требовали множества образованных кадров: и для строительства кораблей, и для стрельбы из пушек, и для осуществления чиновничьих функций. Это заставило государство провести масштабные реформы образования. 1. Система органов образования и науки. В XVIII в. в России в результате реформ наконец возникает система образования: появляются госу- дарственные образовательные учреждения на […]...
- Русское государство в XVII ( 17 ) веке (Литература XVII-XVIII веков) В жизни Русского государства XVII век был бурной эпохой, временем больших общественных потрясений, периодом борьбы старины с новым в культуре и литературе. Постепенно нараставшее массовое движение против все усиливающегося гнета крепостничества привело в начале XVII века к крестьянской войне, наивысшей точкой развития которой явилось восстание Ивана Болотникова (1606-1607) Эта крестьянская война совпала хронологически с польско-шведским […]...
- Культура и просвещение в XVIII веке Эпоха Просвещения в России Во второй половине XVIII века в России широкое распространение получили идеи французских просветителей. Пример увлечения их трудами подавала сама Екатерина II. Просветители верили в Разум, который только и мог объяснить подлинную связь вещей и событий. Идеи Просвещения были формой выражения исторического оптимизма, открывали путь к наукам. Выдающимся русским просветителем был Н. […]...
- Образец торжественной оды в России XVIII веке Ода – лирический жанр. В ней, по словам Тредиаковского, “описывается… материя благородная, важная, редко – нежная и приятная в речах весьма политических и великолепных”. Ее истоки – хоровая лирика древних греков. Создавались торжественные оды, славившие великое событие или великого героя; анакреонтические – по имени древнегреческого поэта Анакреонта, воспевавшего радости и наслаждения земного бытия; духовные – […]...
- Классицизм. Развитие в России в XVIII веке После реформ Петра Великого обратный путь для России был уже невозможен. Несмотря на то что приходившие к власти люди не всегда могли в полной мере продолжать курс первого императора России, реформа государственных органов и реорганизация хозяйства и торговли привели к быстрому развитию страны. Благодаря созданию регулярной армии и флота Россия добилась победы в Северной войне. […]...
- Культура и просвещение в XVII ( 17 ) веке (Литература XVII-XVIII веков) Борьба с польско-шведской интервенцией в начале XVII века и события последующих десятилетии показывали правительству и обществу острую необходимость развития культуры и просвещения чтобы успешно укреплять экономику страны, реорганизовать военные силы, государственные учреждения. Нужда в специалистах, в образованных людях ощущалась все сильнее. Для того чтобы поднять образование в стране, необходимо было организовать школьное дело. В дополнение […]...
- Поэзия и проза русской литературы XVIII веке Поэзия русской и прежде всего крестьянской жизни получает тогда свое отражение в драматургии А. О. Аблесимова, Н. А. Львова, М. И. Попова. Поэзия жизни былинной Руси была представлена в “Русских сказках” В. А. Левшина. И т. д. Своя поэзия имелась и в жизни героев фонвизинского “Недоросля”. С одной стороны – поэзия беззаветного служения Отечеству, что […]...
- Живопись, архитектура, скульптура в XVIII веке в России Живопись, архитектура, скульптура Основные тенденции искусства в это время – переход от барокко (середина XVIII в.) к классицизму (вторая половина века), победа светского искусства, создание государственных учреждений искусства (Академии художеств в 1757 г., Эрмитажа в 1764 г.). Изобразительное искусство. При Петре I в России появляется гравюра, одним из ярчайших представителей которой был А. Ф. Зубов. […]...
- Общая характеристика литературного процесса в XVII ( 17 ) веке (Литература XVII-XVIII веков) Литература развивается в тесной зависимости от общественной жизни страны. Естественно что те события, которые произошли на Руси в XVII веке, отразились и в литературе. Русская литература становится более светской, и народное творчество начинает оказывать более сильное воздействие на книжную литературу, особенно на ее язык. С середины XVII века появляется большее, чем раньше, количество произведений, авторы […]...
- Искусство начала XVIII ( 18 ) века (Литература XVII-XVIII веков) В искусстве в ту пору наблюдается тот же процесс дальнейшего отхода от пронизанной церковностью старины, что и в области просвещения и культуры. В архитектуре этот процесс нагляднее всего проявляется в строительстве новой столицы государства – Петербурга. Петербург строится по строго определенному плану в чисто светском стиле. В живописи ведущая роль принадлежит портрету. Портретная живопись, в […]...
- Литература, печать, музыка, театр в XVIII веке в России Литература, печать, музыка, театр Можно выделить следующие характеристики. Литература. Главные тенденции в литературе в этот период – господство классицизма (гражданственность, прославление государства, пышность, подражание античным образцам), который к концу века сменяется сентиментализмом и отчасти реализмом; возникновение нового литературного русского языка; преобладание новых жанров (ода, басня, трагедия, комедия, роман). Литераторы XVIII в.: А. Д. Кантемир, М. […]...
- Культура и просвещение в XVIII веке. Эпоха Просвещения в России Во второй половине XVIII века в России широкое распространение получили идеи французских просветителей. Пример увлечения их трудами подавала сама Екатерина II. Просветители верили в Разум, который только и мог объяснить подлинную связь вещей и событий. Идеи Просвещения были формой выражения исторического оптимизма, открывали путь к наукам. Выдающимся русским просветителем был Н. И. Новиков, сын небогатого […]...
- Театр во второй трети XVIII ( 18 ) века (Литература XVII-XVIII веков) Вплоть до середины XVIII века (до 1756 г.) театральные представления продолжались лишь в школах, преимущественно духовных. Начиная с 30-х годов возобновляется придворный театр. Он обслуживается преимущественно иностранными труппами (итальянскими, немецкими, французскими). На русском языке пьесы в 30-40-х годах ставились в школьных театрах. С конца 40-х годов интерес к театру пробуждается и в широких городских демократических […]...
- Образ революционера в отечественной литературе (Исследование революционных преобразований Петра Великого: революция сверху) Русская литература знает немало образов революционеров – от декабристов до большевиков. Но над всеми этими образами возвышается фигура первого российского императора Петра Великого, прозванного Преобразователем. Еще у современников было смешанное отношение к Петру. Одни называли его “земным богом”, другие видели в нем “антихриста”, “людомора”, “басурмана”. Почему и за что одни прославляли русского царя, а другие […]...
- Просвещение и культура последней трети XVIII века (Литература XVII-XVIII веков) Обострение классовых противоречий, нарастание крестьянского Движения содействуют развитию передовой общественной мысли и ведут к более четкому размежеванию культуры на два лагеря: прогрессивный и реакционный. Растет и крепнет литература передового дворянства и демократических слоев общества, резко обличающая чиновников-взяточников, вельмож, занимающих высокое положение не по заслугам, и жестоких помещиков. Успешно развивается наука. Основанный в 1755 году Московский […]...
- Условия развития русской культуры во второй трети XVIII ( 18 )века (Литература XVII-XVIII веков) Невежественные иностранцы, прикрывшиеся званием ученых, пробравшиеся благодаря покровительству влиятельных сановников в Академию Наук ожесточенная борьба духовенства с наукой – все это тормозило развитие русской национальной культуры. Положение изменилось в начале 40-х годов, когда в Академию наук приходит Ломоносов. Убежденный сторонник реформ, горячий патриот, Ломоносов вступает в упорную борьбу с засевшими в Академии наук невеждами-иностранцами. В […]...
- Газета и публицистика (Литература XVII-XVIII веков) Петр и его сподвижники всячески стремились разъяснить общий смысл реформ и необходимость развития культуры. Этой цели служили и книги научного характера, особенно учебники, публицистические сочинения и документы (указы, манифесты, уставы) С этой же целью в 1703 году была выпущена впервые в России газета “Ведомости”. Хотя газета была маленькая, статей в ней не было, а помещались […]...
- Реформы Петра I (Литература XVII-XVIII веков) Русская литература XVIII века развивалась под влиянием тех больших изменений, которые внесли в общественно-политическую и культурную жизнь страны реформы Петра I. Реформы Петра I С начала XVIII века старая Московская Русь превращается в Российскую империю. Петр I вводил то новое, что он считал необходимым для государства, “не останавливаясь перед варварскими средствами борьбы против варварства”1, как […]...
- Литература начала XVIII ( 18 ) века (Литература XVII-XVIII веков) Литература этого времени еще носит на себе отпечаток страны: литературные произведения существуют и распространяются не в печатном, а в рукописном виде, как это было и раньше; их авторы большей частью остаются неизвестными, так как не подписывают под ними своего имени; жанры наследуются в основном от XVII века; это бытовые повести, драма, виршевая поэзия. Но в […]...
- Начало преобразований в Российском стихосложении Василия Тредиаковского В 1730 году вышла в свет “Езда в остров любви” Василия Тредиаковского – первая книга, в которой была представлена поэзия в привычном для нас сегодня понимании этого слова. До этого поэзия тоже существовала – и устная народная, и книжная, но совсем в другом облике. Мы застаем начало русской поэзии на переломе от барокко к классицизму […]...
- Народное недовольствов Чехии в XIV веке В XV веке всю Европу всколыхнула мощная освободительная борьба, начавшаяся в небольшой славянской стране – Чехии. Уже в XIV веке здесь назревало народное возмущение. Прочитав параграф, сделайте выводы: 1) среди каких классов и групп населения росло недовольство; 2) чем оно вызывалось и против кого было направлено. 1. Народное недовольствов Чехии в XIV веке. Чехия в […]...
- Переводные повести на Руси в XV веке Повести XV в., в отличие от более ранних, рассказывают не только об исторических событиях и известных деятелях, а о самых различных людях, в жизни которых происходят какие-либо занимательные для читателя события. Это были произведения беллетристики, сюжетной прозы, предназначенные для чтения и не имевшие делового или культового назначения. Переводные памятники такого типа были известны на Руси […]...
- Роль кулачного боя в развитии сюжета по произведению Песня про удалого купца Калашникова (Лермонтов М. Ю.) На уроках литературы мы познакомились с произведением Михаила Юрьевича Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Самым интересным и важным эпизодом в песне является сцена кулачного боя между купцом Калашниковым и опричником Кирибеевичем. Сцене кулачного боя предшествовала царская трапеза. Во время нее один из опричников, удалой боец, буйный молодец был […]...
- Личность и ее роль в судьбе страны А. Толстой проблему “личность и история” решает несколько в ином ключе, чем решал в свое время Л. Толстой в “Войне и мире”. Если для Л. Толстого народ – главная движущая сила истории, то А. Толстой, признавая значение народа в реализации реформ, все же основную преобразовательную роль отводит сильной личности. Он рисует Петра человеком великим, прогрессивным, […]...
- Литература русского зарубежья (об эмиграции писателей в XX веке) Литература русского зарубежья складывается из трех волн русской эмиграции. Эмиграция первой волны – трагическая страница русской культуры. Это уникальное явление и по массовости, и по вкладу в мировую культуру. Массовый исход из Советской России начался уже в 1919 году. Уехало более 150 писателей и более 2 млн. человек. В 1922 году по постановлению государственного политического […]...
- Династии и срок правления встречающиеся Нефритовом павильоне (Литература XVII-XVIII веков) Су Ши (1036-1101), он же Су Цзы-чжань и Су Дун-по – разносторонне одаренный литератор и государственный деятель, одна из самых ярких фигур эпохи Сун. Сунь Бинь – полководец эпохи “Воюющих царств”, потомок Сунь У. “Бинь” – прозвище, означающее “безногий”, так как обе ноги у него были отрублены в результате козней завистника. Сунь Мин-фу (Сунь Фу, […]...
- Тенденции социального развития в XVII веке Тенденции социального развития Соборное уложение 1649 г. стало важной вехой в выделении сословий в России, но окончательно они оформятся лишь в XVIII в. Российская социальная структура в XVII в. включала в себя духовенство (черное и белое), светских феодалов (боярство и дворянство, последнее именовалось “служилые люди по отечеству”), городское или посадское сословие (купечество, городские ремесленники и […]...
- Личность и ее роль в судьбе страны (по роману “Петр Первый” А. Н. Толстого) А. Толстой проблему “личность и история” решает несколько в ином ключе, чем решал в свое время Л. Толстой в “Войне и мире”. Если для Л. Толстого народ – главная движущая сила истории, то А. Толстой, признавая значение народа в реализации реформ, все же основную преобразовательную роль отводит сильной личности. Он рисует Петра человеком великим, прогрессивным, […]...
- Тест МХК “Русский портрет XVIII века” 10 класс Тест по теме “Русский портрет XVIII столетия” 1.XVIII столетие часто называют веком портрета, причиной этому послужил А. интерес к человеческой личности Б. интерес знати к изображению собственных персон в соответствии с чинами и званиями В. приказ Петра I 2.Жанр портрета в русском искусстве восходит А. к иконописи Б. к парсуне В. к изображению языческих идолов […]...
- Сочинение на тему: Личность и ее роль в судьбе страны А. Толстой проблему “личность и история” решает несколько в ином ключе, чем решал в свое время Л. Толстой в “Войне и мире”. Если для Л. Толстого народ – главная движущая сила истории, то А. Толстой, признавая значение народа в реализации реформ, все же основную преобразовательную роль отводит сильной личности. Он рисует Петра человеком великим, прогрессивным, […]...
- Характеристика Литературы XVIII века В русской литературе XVIII века отразились изменения в общественной жизни России, которые связаны с деятельностью Петра I. В этот период начинают издавать больше книг научного и публицистического содержания. В русский язык входят многие иностранные слова, которые обозначали новые для русских людей понятия. Одновременно по указанию царя книги начинают писать не на церковнославянском, а на общеупотребительном […]...
- Словарь имен династии и сроки правления (Литература XVII-XVIII веков) Амитаба – один из будд; в дальневосточной версии буддизма – владыка “чистой земли Запада”, то есть рая. Ананда – ближайший ученик будды Шакьямуни; запомнив все проповеди учителя, он впоследствии записал их в виде сутр. Ань Ци-шэн (III в. до н. э.) – даос, занимавшийся торговлей снадобьями и пользовавшийся славой кудесника, у которого Цинь Ши-хуан пытался […]...
- Вторая и третья волна эммиграции в 20 веке Вторая мировая война круто изменила уже устоявшуюся жизнь русского литературного зарубежья. Гитлеровская оккупация Франции уничтожила ведущие литературные издания, вынудила большинство писателей эмигрировать за океан, в Америку, которая стала новым центром русского рассеяния. Война вызвала вторую волну эмиграции, которую представляли так называемые “перемещенные лица”, “Ди-Пи”. В дальнейшем известность получили произведения поэтов второй волны Д. Кленовского, И. […]...
- Особенности развития русской литературы в XIX веке Этапы в развитии Мировой литературы принято выделять в соответствии с историко-литературной периодизацией. Она отражает динамику художественных стилей и направлений, жанровую специфику литературы определенного периода. Русская литература прошла в своем становлении все те же стадии, что и другие европейские литературы. Однако литературный процесс в России имеет свою специфику. Русский Классицизм “отставал” от европейского почти на столетие. […]...
- Развитие искусства (Литература XVII-XVIII веков) В 50-х годах русское искусство достигает большого расцвета. На первом месте в это время стоит архитектура, виднейшим представителем которой является Растрелли, сын выдающегося скульптора предшествующей эпохи. Растрелли-сын построил много зданий не только в Петербурге (например, Зимний дворец), но и в Москве, Киеве и других городах России. Его здания отличаются стройностью и красотой, обилием и разнообразием […]...
- Весна в 21 веке Пробуждение природы, зелени, деревьев, цветов, мошек, пение птиц. Вот-вот прилетят птицы: грачи, аисты, возобновится новая жизнь. Птицы начнут высиживать яйца, появятся птенцы. Расцветут деревья. И проснутся пчелы, будут собирать душистый нектар, превращающийся в лечебный, пахучий, целебный мед. Жизнь природы 21-го века похожа на жизнь 20, 19, 18 веков. Весна приходит в одно и то же […]...
- Музыка, театр, балет в золотом веке в России Музыка, театр, балет Музыка, театр и балет характеризуются следующими моментами. Музыка. В XIX в. возникает русская национальная музыкальная школа. Основными направления развития музыки в XIX в. были: в первой половине века: появление и развитие особого жанра – русского романса (А. А. Алябьев, А. Л. Гурилев, А. Е. Варламов), а также творчество композитора М. И. Глинки […]...
- Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века. Шемякин суд. Обоз. О покорении Сибири Ермаком. (Литература XVII-XVIII веков) В произведениях “Шемякин суд”, “Обоз”, “О покорение Сибири Ермаком”более точно выражен характер и темперамент людей тех времен. В произведении “Шемякин суд” рассказывается о несправедливом суде. О судье, который готов даже виноватого в очень страшном деле оправдать за определенную плату. О том, как люди могут сделать проблему из обычной случайности или о том, как человек может […]...
- Бочкарева Н. С. Истоки романа культуры в западноевропейской литературе XVIII века Бочкарева Н. С. Истоки романа культуры в западноевропейской литературе XVIII века “Источник: История всемирной литературы. 19 век “через синтез культурной эпохи запечатлевается с эпическим богатством историческое время в его неповторимых особенностях” (Днепров В. Д. Идеи времени и формы времени. М. , 1977. С. 419). По мнению Л. Бердюгиной, в немецком романе культуры не только появляется […]...