Роль песни в пьесе Ивана Котляровского “Наталка Полтавка”
Основным источником идейно-тематического направления новой драматургии, ее поэтики было устное народное творчество. Из всех фольклорных жанров И. Котляревскому наисильнее прислужилась народная песня, так как нет такого значительного события в жизни народа, нет такого человеческого чувства, которое не было бы отображено в украинской песне. Народная песня как элемент художественной структуры входила в украинскую драматургию еще до Котляревского.
Уже в интермедиях и вертепной драме встречаем случаи использования песни. В “Наталке
Важно, что из всего разнообразия украинской народной песни Котляревский для художественной реализации замысла прежде всего взял песню лирическую, так как она полнее всего вобрала в себя все богатство чувств, всю глубину человеческой души. И. Котляревский использовал песню для художественной типизации характера, для воспроизведения индивидуальных черт его проявления. Так, песенные партии Наталки “Ой, я девушка Полтавка”, “Ой, мать, мать!”, “Видно пути полтавские”, “Веют ветры…” подчеркивают основные черты
Песни Наталки – лирические, искренние, чистые. Большей частью они звучат в моменты особого психологического напряжения, становясь будто кульминационным узлом в развитии действия.
Припомним отчаяние Наталки после согласия подать возному полотенце. Эта сцена невозможна без песни “Почему вода мутная, разве не волна взбила?”. Она является органическим продолжением прозаического монолога девушки о своей бесталанности.
Использование песни оказывает содействие эмоциональной выразительности характера, усиливает тональность чувственного мира героини. “Свою” песню в драме имеют также дургие действующие лица. Образ Петра обозначен влиянием сентиментальной традиции. Уже первая песня, с которой он появляется на сцене, усиливает сентиментальную растроганность персонажа, индивидуальные черты его характера – верность в любви и определенную пассивность в борьбе за свое счастье, покорность судьбы:
Ой, как я приду, Сверну я рученьки. Тебя не застану, Сверну я белые.
Самой выразительной относительно определения внутренней сути выборного есть песня “Ой, судьба людская – судьба есть слепая!”, которую он поет вместе с возным. Песня отображает не только то, как понимают возный и выборный значение судьбы в жизни человека, а и хищническое естество “пиявок человеческих”, особенно лицемерие выборного: “Ой, доля людская, почему ты не правдивая, что к другим очень благонравная, а к нам спесивая?”. “Ой, доля людская” не случайно выполняется дуэтом: автор сознательно подчеркивает общность мыслей возного и выборного. Песня Наталки Полтавки, Терпилихи – большей частью лирическая, народная, созданная автором на основе народной песни, песня выборного – сатирическо-юмористическая или шутливая, а вот арии возного вообще лишены народнопесенной основы.
Это или декларация “естественности”, вранья и взяточничества (“Всякому огороду нрав и права”), или непонятные Наталке объяснения ей в любви. “Свою” песню имеет в пьесе и Николай. Как и другие герои, уже в первой песне он подчеркивает свое социальное положение. В Песне “Гул, гул по дубраве” возникает его сиротская судьба “без племени и без приюта”.
Со своими волшебными песнями ” Наталка Полтавка ” пошла по всей Украине. Песни из этой пьесы охотно пели и поют еще и ныне.