Роль песни в пьесе Ивана Котляровского «Наталка Полтавка»

Основным источником идейно-тематического направления новой драматургии, ее поэтики было устное народное творчество. Из всех фольклорных жанров И. Котляревскому наисильнее прислужилась народная песня, так как нет такого значительного события в жизни народа, нет такого человеческого чувства, которое не было бы отображено в украинской песне. Народная песня как элемент художественной структуры входила в украинскую драматургию еще до Котляревского.

Уже в интермедиях и вертепной драме встречаем случаи использования песни. В «Наталке

Полтавке» песня является сутью произведения, формой его существования.

Важно, что из всего разнообразия украинской народной песни Котляревский для художественной реализации замысла прежде всего взял песню лирическую, так как она полнее всего вобрала в себя все богатство чувств, всю глубину человеческой души. И. Котляревский использовал песню для художественной типизации характера, для воспроизведения индивидуальных черт его проявления. Так, песенные партии Наталки «Ой, я девушка Полтавка», «Ой, мать, мать!», «Видно пути полтавские», «Веют ветры…» подчеркивают основные черты характера

девушки, в частности ее трудолюбие, честность, тонкий ум и доброе сердце, преданность возлюбленному и верность в любви, что является определяющим критерием человеческой значимости в народной морали и этике.

Песни Наталки — лирические, искренние, чистые. Большей частью они звучат в моменты особого психологического напряжения, становясь будто кульминационным узлом в развитии действия.

Припомним отчаяние Наталки после согласия подать возному полотенце. Эта сцена невозможна без песни «Почему вода мутная, разве не волна взбила?». Она является органическим продолжением прозаического монолога девушки о своей бесталанности.

Использование песни оказывает содействие эмоциональной выразительности характера, усиливает тональность чувственного мира героини. «Свою» песню в драме имеют также дургие действующие лица. Образ Петра обозначен влиянием сентиментальной традиции. Уже первая песня, с которой он появляется на сцене, усиливает сентиментальную растроганность персонажа, индивидуальные черты его характера — верность в любви и определенную пассивность в борьбе за свое счастье, покорность судьбы:

Ой, как я приду, Сверну я рученьки. Тебя не застану, Сверну я белые.

Самой выразительной относительно определения внутренней сути выборного есть песня «Ой, судьба людская — судьба есть слепая!», которую он поет вместе с возным. Песня отображает не только то, как понимают возный и выборный значение судьбы в жизни человека, а и хищническое естество «пиявок человеческих», особенно лицемерие выборного: «Ой, доля людская, почему ты не правдивая, что к другим очень благонравная, а к нам спесивая?». «Ой, доля людская» не случайно выполняется дуэтом: автор сознательно подчеркивает общность мыслей возного и выборного. Песня Наталки Полтавки, Терпилихи — большей частью лирическая, народная, созданная автором на основе народной песни, песня выборного — сатирическо-юмористическая или шутливая, а вот арии возного вообще лишены народнопесенной основы.

Это или декларация «естественности», вранья и взяточничества («Всякому огороду нрав и права»), или непонятные Наталке объяснения ей в любви. «Свою» песню имеет в пьесе и Николай. Как и другие герои, уже в первой песне он подчеркивает свое социальное положение. В Песне «Гул, гул по дубраве» возникает его сиротская судьба «без племени и без приюта».

Со своими волшебными песнями » Наталка Полтавка » пошла по всей Украине. Песни из этой пьесы охотно пели и поют еще и ныне.


Роль песни в пьесе Ивана Котляровского «Наталка Полтавка»