Роль пейзажа в рассказе

План
Введение
Рассказ М. Горького начала 90-х годов ХIХ века посвящены проблемам человеческих взаимоотношений, но и природе в рассказе отводится большое место.
Основная часть
В “Челкаше” пейзаж играет роль обрамления.
Изображение индустриального пейзажа:
а) впечатление от пейзажа;
б) роль звуков;
г) люди на фоне пейзажа;
д) величие и красота природы подавляются деятельностью человека.
Описание моря как дополнительная черта к характеру Челкаша:
а) море сродни независимой душе героя;
б) море “Вливает

в душу человека спокойствие”;
в) Гаврила, в отличие от Челкаша, боится моря.
Трагедия людей в конце повествования подчеркивается нарастанием бури.
Стихия природы вечна, наполнена мощью и величием.
Заключение
Пейзаж у писателя противопоставлен жизни людей.
Рассказы М. Горького начала 90-х годов XIX века посвящены проблемам человеческих взаимоотношений. Автор ищет своего положительного героя, пути изменения современного общества, наблюдает жизнь России. Но и природе в его рассказах отводится значительное место.
В рассказе “Челкаш” пейзаж играет роль обрамления – им начинается
и заканчивается действие.
В начале рассказа изображен пейзаж индустриальный – море в порту. Он производит унылое впечатление: “потемневшее от пыли” небо мутно, волны моря закованы в гранит, “подавлены”, “бьются и ропщут”, они загрязнены разным хламом. Раздаются разные звуки: звон цепей, грохот вагонов, “металлический вопль железных листов”, стук, дребезжание, свистки, крики. Все эти звуки дисгармоничны, это “оглушительная музыка трудового дня”.

Порт автор называет “страстным гимном Меркурию” – богу торговли. И люди на фоне этого пейзажа “смешны и жалки”, как рабы того, что создано их трудом. Таким образом, этот пейзаж раскрывает нам, как величие и красота природы подавляются деятельностью человека.
Следующее описание пейзажа дано автором как дополнительная черта к характеру героя. Челкаш, человек свободный от условностей общества, от власти денег, собственности, без семьи и родных корней, “любил море”. Оно сродни его независимой душе. “Его кипучая, нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайней, свободной и мощной”. Море “вливает в душу человека спокойствие”, рождает в ней могучие мечты…

В отличие от Челкаша Гаврила боится моря. Его пугает отсутствие почвы под ногами, его не радует красота ночного моря, огни прожекторов – он исполнен страха. Пейзаж в этом эпизоде подчеркивает разность характеров героев, усиливает содержательность образов.
Пейзажем также завершается повествование. Море разыгралось, “глухо роптало, волны бились о берег бешено и гневно”. Трагедия людей подчеркнута напряженным нарастанием бури, шторма, когда дождь лил как из ведра, и все окутано мглою. “Море выло, швыряло большие тяжелые волны на прибрежный песок… ветер ревел…

Все кругом наполнялось воем, ревом, гулом. За дождем не видно было ни моря, ни неба”. И дождь смывает следы крови на песке, смывает следы людей и слезы. Человеческие страсти мелки, ничтожны, преходящи.

Стихия природы вечна, наполнена мощью и величием.
Пейзаж у Горького противопоставлен жизни людей, и это сравнение не в пользу человеческого общества.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Роль пейзажа в рассказе