Роль пейзажа в повести Лермонтова “Тамань”
В “Тамани” Печорин выступает как первое лицо, его речевая характеристика переплетается со стилем самого Лермонтова и иногда очень трудно отграничить стиль героя от стиля автора. На уроке рекомендуется подобрать в речи Печорина слова и примеры, убеждающие в образованности героя; в остальных же случаях лучше говорить не о речевой характеристике Печорина, а о языке и стиле повести “Тамань”. Раскрытию характера героев и идеи повести подчинен пейзаж. Работа над первым описанием природы: “Полный месяц светил на камышевую крышу…”
Кроме того, пейзаж помогает ярче, глубже показать душевное состояние героя, его переживания, а также раскрыть важные стороны его характера.
Так, картина взволнованного моря, на которое смотрит Печорин, оттеняет тревожное настроение героя и в то же время еще более волнует его: глядя на взволнованное море, Об погружается в воспоминания. Пейзаж здесь не только гармонирует с настроением героя, но порождает его. Описание морской стихии подчеркивает отвагу, смелость, вольность Янко.
Здесь
Подчеркивая зарисовками природы психологическое состояние действующих лиц, Лермонтов не вводит в описание эмоциональных эпитетов или восклицаний, а отбирает и своеобразно показывает определенные, совершенно реальные предметы. Так, тревожное состояние Печорина, следующего ночью за слепым, подчеркивается пейзажной зарисовкой, в которой нет никаких упоминаний о переживаниях героя, но предметы показаны в состоянии, предвещающем бурю и непогоду: луна начала одеваться тучами, туман поднимался на море, валуны грозили потопить корабль, фонарь на корме едва светился.
Наконец, пейзаж в повести “Тамань” является для автора средством выразить отношение к происходящему и изображенному, он лиричен. Небольшие пейзажные зарисовки позволяют судить, что в природе Лермонтов видел подлинную красоту и совершенство, что вместе со своим героем он мечтал о жизни вольной и свободной, как море, возвышенной и чистой, как небо, светлой, и ясной, как звезды, сверкавшие “на темно-синем своде”. Лиризм ощущается в подтексте, в “Тамани” он нигде не прорывается прямыми авторскими отступлениями и высказываниями, как в повестях “Бэла” или “Княжна Мери”, но чувствуется и в незавершенности показа судеб героев, оставляющей место для раздумий читателя.
И в контрасте вольной жизни контрабандистов с жизнью едущего “по казенной надобности” офицера, и в способе обрисовки контрабандистов.
Известна высокая оценка А. П. Чеховым языка повести “Тамань”. Действительно, языковое мастерство Лермонтова достигает здесь такого совершенства, что в заключение урока необходимо хотя бы кратко остановиться на нем. В частности, можно показать ясность, простоту и лаконизм описаний.
Наиболее целесообразно обратиться к описанию местоположения жилища контрабандистов. Приводим его:
“Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища; на дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла избочась другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались на бледной черте небосклона. “Суда в пристани есть,- подумал я: завтра отправлюсь в Геленджик”.
Давая это описание, автор (Печорин), желая нарисовать место, где будет жить, и подчеркнуть временный характер своего поселения на квартире, не стремится высказать какое-нибудь чувство или вызвать его у читателя. Здесь нет ни одной лишней детали. Хата с камышовой крышей, обрыв к берегу моря, ограда из булыжника, взволнованное море, оттеняющее силуэты стоящих в пристани кораблей,- вот предметы, которые в той или иной степени нужны для показа дальнейших событий, действий и размышлений героя. На камышовой крыше Печорин увидит девушку-контрабандистку.
Возле забора (“ограды из булыжника”) он притаится, наблюдая за слепым.
По крутой и узкой тропинке обрыва слепой будет спускаться к морю. Луна осветит силуэты кораблей, а следовательно, покажет возможность скорого отъезда Печорина в Геленджик из Тамани. Все описание, рисуя реальную обстановку действия, подчеркивает случайность остановки героя в “гнезде честных контрабандистов”.
Лаконизм и конкретность – отличительное свойство стиля большинства описаний в романе “Герой нашего времени”- выражается здесь в отказе Лермонтова от эмоциональных и метафорических эпитетов: эпитет превращается в конкретное красочное определение, либо характеризующее цвет предмета (“белые стены”, “темно-синие волны”, “черные снасти”, “бледная черта небосклона”), либо указывающее иной материальный признак его (“камышовая крыша”, “ограда из булыжника”).