Роль метафоры в стихотворении Пушкина “Узник”

Чтобы понять глубокий, сокровенный смысл стихотворения “Узник”, полезно знать обстоятельства его написания молодым поэтом. В начале мая 1820 г. А. С. Пушкин был вынужден покинуть столицу и отправиться в южную ссылку. Три недели Пушкин провел в семействе генерала Раевского, своего знакомого. Радушная атмосфера дома Раевских, где талант молодого поэта почитали, и чарующая природа Южного Крыма делали ссылку Пушкина поистине счастливыми днями.

Но время летело быстро, вскоре пришлось оставить Раевских и отправиться к месту своей постоянной

службы – в Кишинев. Приехав в указанное место, поэт был потрясен разительной переменой. Вместо цветущих крымских берегов и лазурного моря его встретили оголенные, выжженные солнцем бесконечные степи.

Сразу сказалось отсутствие друзей, шумных бесед и споров с ними. Не было и того постоянного веселого гама, который с утра до ночи наполнял дом Раевских. Были только канцелярия, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Ощущение несвободы, тоски и одиночества не давало поэту покоя.

Он чувствовал себя пленником. В это время и было написано Пушкиным стихотворение “Узник”.

adman_adcode (middle, 1) -->

По форме своей стихотворение напоминает фольклорное произведение, наверное, поэтому оно впоследствии стало исполняться как песня.

Стихотворение это очень метафорично. Как известно, метафора – это такое художественное средство, которое представляет собой непрямое, образное сравнение. Метафора может быть одиночной, но может и развиваться в тексте, образуя целые цепочки образных сравнений, охватывать, как бы пронизывать весь текст. Это развернутая, сложная метафора, цельный художественный образ.

Такова метафора в стихотворении “Узник”. Оно строится на уподоблении лирического героя, сидящего за решеткой “в темнице сырой”, вскормленному в неволе орлу. Благодаря этому уподоблению мы понимаем, насколько чужд лирическому герою мир, в котором он находится. Для человека, обладающего свободной душой, мир с его оковами, законами, будь то настоящая тюремная решетка или рамки предписанных правил света и общежития, столь же неестественны, как неволя для гордой птицы.

Идея стихотворения “Узник” – призыв к свободе. Это мы понимаем сразу, только прочитав его. Призыв к свободе – в крике орла, клюющего под окном узника кровавую пищу.

Поэт наделяет орла способностью к человеческим мыслям, более того – способностью к человеческим чувствам, способностью увидеть в человеке товарища по несчастью. “Давай улетим!” – призывает свободолюбивая птица узника.

“Мы вольные птицы; пора, брат, пора!” – в этих словах мысли поэта о том, что по природе своей человек, как и птица, должен быть свободным.

Чувство безысходности, переданное во второй строфе, сменяется ярким, громким призывом, в котором сливаются голоса человека и птицы:

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..

Необходимо сказать еще и об особом понимании Пушкиным природы. Поэт, необыкновенно чутко воспринимавший красоту природы, неизбежно попадал под ее обаяние. Непосредственное любование природой приобретает метафорический смысл, в ней открывается поэту идеал красоты, естественности, в ней звучит родственный ему аккомпанемент. Поэтому в “Узнике” именно от природы исходит инициатива, призыв к освобождению.

Герой стихотворения неопределенно представляет себе место желанной свободы: это что‑то высокое (“где за тучей белеет гора”), далекое (“где синеют морские края”) и почти нематериальное (“где гуляем лишь ветер… да я!..”) Главное – избавиться от унизительного положения узника, ведь свобода – это естественное состояние всякого живого существа, а неволя противна природе. В стихотворении ни разу не употребляется само слово “свобода”, оно возникает в сознании читателя именно благодаря сравнению, отождествлению лирического героя с орлом – извечным символом воли, независимости.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Роль метафоры в стихотворении Пушкина “Узник”