Роль Луки в жизни других персонажей пьесы М. Горького “На дне”



1. Правда Луки.
2. Трактовка образа Луки.
3. Роль Луки в жизни обитателей “дна”.

Социально-философская драма “На дне” была задумана Горьким в 1900 году. Пьеса была впервые опубликована в Мюнхене в 1902 году. В России произведение вышло в издательстве “Знание” спустя год. Пьеса показывает жизнь обитателей ночлежки.

Это опустившиеся, несчастные, обездоленные люди. В их жизни не осталось ничего светлого.
Образ Луки по праву считается самым сложным в пьесе. Этот человек пытается утешить страдающих. Его позиция прямо противоречит

фразе: “Правда – бог свободного человека”.

Лука не приемлет жестокой и злой “правды”. Для него истиной является та “правда”, в которую верит человек.
Лука очень добр к окружающим. Он находит для каждого именно те слова, в которых человек нуждается. Пусть это утешение не имеет ничего общего с реальной правдой жизни.

Но с другой стороны, если можно сделать человека хоть немного счастливее, зачем пренебрегать этой возможностью? В пьесе поставлен сложный философский вопрос, является ли сострадание Луки лучшим, чем голая “правда”, обнажающая обитателям “дна” всю убогость

их существования… Каждый на этот вопрос может отвечать по-разному.

Но нельзя не признать, что роль Луки в жизни других персонажей пьесы велика.
Лука не пытается кого-то в чем-то убедить. Он просто утешает тех, кто в этом нуждается. Он не навязывает свою точку зрения, и в этом проявляется его мудрость. Лука уверен: “Во что веришь, то и есть”.

С этим нельзя не согласиться. Субъективное восприятие человеком окружающей действительности может сильно расходиться с мнением других. Но ведь мнение окружающих совсем необязательно считать истинным.

Лука помогает обездоленным обрести надежду. А ведь это очень важно для человека.
Критики не могли придти к однозначным выводам относительно образа Луки. Некоторые считали, что Лука – это положительный герой, ведь он помогает людям найти в себе что-то хорошее. Другие считали Луку отрицательным персонажем, ведь после его ухода из ночлежки обитателям “дна” пришлось еще тяжелее, потому что они были вынуждены распрощаться с иллюзиями.

Отношение самого Горького к Луке было весьма противоречивым. В 1910 году писатель говорил о герое пьесы: “Лука – жулик. Он, собственно, ни во что не верит. Но он видит, как страдают и мечутся люди.

Ему жаль этих людей. Вот он им и говорит разные слова – для утешения”.
Обитатели ночлежки относятся к Луке как к сказочнику. Они и не обольщаются относительно слов старика. Например, Пепел говорит: “Врешь ты хорошо… Сказки говоришь приятно!

Ври! Ничего…”. Значит, слова Луки все-таки находят отклик в душах измученных людей.
Анну Лука утешает разговорами о покое, который наступит после смерти. Для умирающей женщины эти слова могут значить гораздо больше, чем рассуждения “рабочего человека”, ее мужа Клеща о том, что после ее смерти он сможет устроить свою жизнь. Значит, в данном случае роль Луки, безусловно, положительная.

Актеру, страдающему от пьянства, Лука говорит о специальных лечебницах, где могут вылечить алкоголиков. Эта надежда могла бы придать силы. И нельзя вменять Луке в вину, что утратив надежду, Актер решает покончить жизнь самоубийством.

Надежда на лучшую долю могла бы сделать человека сильнее, если бы у него изначально было хоть немного больше сил и желания вырваться из замкнутого круга.

Ваське Пеплу Лука говорит о том, что в Сибири его жизнь сложится не так уж плохо. “А хорошая сторона – Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там – как огурцу в парнике!” Пусть слова старика могут вызвать сомнение.

Но с другой стороны, попытка вселить уверенность в завтрашнем дне лучше намерения втоптать человека в грязь, лишить его последней мечты.
Далеко не случайно Лука рассказывает притчу о том, как некий человек верил в то, что где-то есть праведная земля. И когда вера была разрушена ученым, который сумел доказать, что земли этой не существует, человек повесился. Он не смог пережить крушения своих надежд.

Старик уверен в том, что ложь может нести спасение, а правда, напротив, опасна и жестока.
Образ Луки – это олицетворение гуманности и человеколюбия. Парадоксально, но он сам – такой же обитатель “дна”, как и другие. Но он не утратил человеческих качеств, находит в себе доброту и сострадание для окружающих.

Остальные давно уже не находят в себе хоть каплю сочувствия к тем, кто рядом. Как же удалось Луке сохранить в себе доброту? Возможно, причина этого в том, что он, в отличие от окружающих, не перестает любить и уважать людей вокруг.

Даже в тех случаях, когда любить и уважать их не за что. Попытки утешить страждущих для Луки не самоценны. Он не упивается своей ролью как утешителя, он использует ложь как средство пробудить что-то человеческое в омертвевших душах обитателей “дна”. И не его вина в отсутствии результата.

Можно упрекнуть Луку в том, что после его ухода жизнь обитателей ночлежки стала еще более тяжелой. Им пришлось расстаться с иллюзиями, вновь они оказались лицом к лицу с реалиями жизни. Но с другой стороны, упреки в адрес старца выглядят необоснованными.

Беда обитателей “дна” в том, что они бездействуют, покоряются обстоятельствам, не пытаются сделать хоть что-нибудь для изменения своей судьбы. Лука мог бы стать для Актера путеводной звездой. Но тому проще верить Сатину.

Не Лука, а Сатин и Барон стали причиной самоубийства Актера. Ведь именно они убедили несчастного в том, что нет больниц для алкоголиков. С другой стороны, разве в лечебницах было дело? Разве не мог Актер поверить в свое будущее и делать попытки что-то изменить в жизни?

Лука пытался повлиять на него, говорил Сатину: “А ты – почто его с толку сбиваешь?” Остальные с безразличием относятся к словам, как своим, так и чужим.
Лука покидает ночлежку, потому что он не может изменить ход вещей. Не в его власти помочь людям покинуть “дно”, стать полноправными членами общества. Лука понимает, что его помощь обездоленным не может быть чем-то материальным, ощутимым. Роль утешителя не может быть постоянной, иначе она обесценится.

Попытки вселить надежду, ободрить должны напоминать вспышку света в непроглядной темноте. А потом люди уже сами станут решать, предпринимать ли им что-нибудь или нет. Пьеса не дает ответа, изменится ли жизнь хоть кого-то из обитателей дна. И, на мой взгляд, это неслучайно.

Горький в произведении поставил сложнейшие вопросы, ответить на которые каждый может по-своему.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Роль Луки в жизни других персонажей пьесы М. Горького “На дне”