Роль лирического отступления по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.)

В поэме “Мертвые души” очень важное значение имеют лирические отступления. В них Н. В. Гоголь касается актуальных вопросов российского общества и противопоставляет мысли о назначении человека унылому описанию жизни. Например, в лирическом отступлении первой главы, посвященном рассуждению о толстых и тонких, автор иронично намекает на процветающее в России взяточничество: “…у толстого спокойно, глядь – и явился где-нибудь в конце города дом…” Комментарий писателя заставляет читателя задуматься, сближая его с рассказчиком.

В лирическом отступлении автор выражает свое мнение относительно жизненных ситуаций.

Он показывает реальность глазами непредвзятого наблюдателя, обличает поступки людей и тем самым подает пример молодому поколению, будущему России. Поэтому можно заключить, что автор – сильная личность, умеющая беспристрастно оценивать ситуацию (он рассуждает, раскрывая тему, а не дает советы: “Наконец толстый, послуживши богу…

А после него…”) Писатель переживает за судьбу своей Родины и с помощью иронии наставляет людей на путь истинный.

Автор использует наречия “легко”, “воздушно”, “надежно”, “крепко”, позволяющие ярко воссоздать образ “толстых” и “тоненьких”. Лирическое отступление построено на антитезе. Писатель противопоставляет два слоя общества: “Тоненькие служат больше по особенным поручениям… Толстые же никогда не занимают косвенных мест…”

Таким образом, с помощью лирических отступлений автор проясняет ситуацию, раскрывая перед читателем суть проблемы, и надеется, что люди узнают свои пороки и, исправившись, сделают Россию лучше.



Роль лирического отступления по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.)