Роль лирического отступления по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.)
В поэме “Мертвые души” очень важное значение имеют лирические отступления. В них Н. В. Гоголь касается актуальных вопросов российского общества и противопоставляет мысли о назначении человека унылому описанию жизни. Например, в лирическом отступлении первой главы, посвященном рассуждению о толстых и тонких, автор иронично намекает на процветающее в России взяточничество: “…у толстого спокойно, глядь – и явился где-нибудь в конце города дом…” Комментарий писателя заставляет читателя задуматься, сближая его с рассказчиком.
В лирическом отступлении автор выражает свое мнение относительно жизненных ситуаций.
Он показывает реальность глазами непредвзятого наблюдателя, обличает поступки людей и тем самым подает пример молодому поколению, будущему России. Поэтому можно заключить, что автор – сильная личность, умеющая беспристрастно оценивать ситуацию (он рассуждает, раскрывая тему, а не дает советы: “Наконец толстый, послуживши богу…
А после него…”) Писатель переживает за судьбу своей Родины и с помощью иронии наставляет людей на путь
Автор использует наречия “легко”, “воздушно”, “надежно”, “крепко”, позволяющие ярко воссоздать образ “толстых” и “тоненьких”. Лирическое отступление построено на антитезе. Писатель противопоставляет два слоя общества: “Тоненькие служат больше по особенным поручениям… Толстые же никогда не занимают косвенных мест…”
Таким образом, с помощью лирических отступлений автор проясняет ситуацию, раскрывая перед читателем суть проблемы, и надеется, что люди узнают свои пороки и, исправившись, сделают Россию лучше.






Related posts:
- Лирические отступления и их роль по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.) Николай Васильевич Гоголь – русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. В 1842 году поэт издает первый том поэмы “Мертвые души”, сюжет которой был подсказан Александром Сергеевичем Пушкиным. Изначально поэма была задумана как трехтомное произведение, однако готовый второй том был практически уничтожен писателем, сохранились лишь несколько глав черновиках, а третий […]...
- Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Лирическое отступление – внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический прием, заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования; авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение. Лирически отступления в поэме Гоголя “Мертвые души” вносят живительное, освежающее начало, оттеняют содержание возникающих перед читателем картин жизни, раскрывают идею. Тематика лирических отступлений разнообразна. “О […]...
- Чичиковская бричка, в контексте лирического отступления в поэме “Мертвые души” Гоголь давно мечтал написать произведение, в “котором бы явилась вся Русь”. Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма ” Мертвые души “, написанная в 1842 г. Первое издание произведения было названо “Похождения Чичикова, или мертвые души”. Такое название снижало истинное значение этого произведения, переводило […]...
- Роль лирических отступлений и тема дороги по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.) Произведение Н. В. Гоголя “Мертвые души” завершается лирическим отступлением “Русь и дорога”. Неспроста автор отводит ему заключительную роль. В чем же причина? На самом деле, тема дороги очень важна: во-первых, Россия – страна, протянувшаяся на тысячи километров, чьи города и села соединены между собой огромным количеством путей и троп: во-вторых, сама дорога – это символ […]...
- Какова идейно-композиционная роль авторского отступления о птице-тройке в поэме “Мертвые души”? А в сем коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? А. С. Пушкин Авторское отступление о птице-тройке находится в самом конце первого тома “Мертвых душ”. Концовка для построения любого текста очень важна и в смысловом, и в композиционном отношении, так как, благодаря особенностям памяти, человек лучше всего запоминает первую […]...
- АВТОРСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” Н. В. Гоголь – великий писатель первой половины XIX века. В своих произведениях он затрагивал проблемы, актуальные в это время. Своеобразие его творчества заключа- ется в том, что он одним из первых показал широчайшую картину чиновничьей России. Гоголя очень волновало и тревожило буду- щее своей Родины, и это ярко отразилось в поэме “Мертвые души”, в […]...
- Читая лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” В лирических отступлениях, как и во всей поэме, Гоголь прежде всего предстает как писатель-реалист, поприще которого горько и сурово, ибо он всегда в ответе перед судом народа. Обращаясь к творчеству Гоголя, Белинский подтвердил то, о чем говорил сам художник в своих отступлениях. Критик писал: “Преобладающий характер его сочинений – отрицание; всякое отрицание, чтобы быть живым […]...
- Гоголевский “смех сквозь слезы”; в поэме “Мертвые души”; Мертвые души Гоголь Н. В Существует знаменитое высказывание, относящееся к творчеству Гоголя: “смех сквозь слезы”. Гоголевский смехЕ Почему он никогда не бывает беззаботным? Почему даже в “Сорочинской ярмарке”, одном из самых светлых и веселых произведений Гоголя, финал неоднозначен? Празднество по случаю свадьбы молодых героев завершается пляской старух. Мы улавливаем некоторый диссонанс. Эту удивительную, чисто гоголевскую особенность грустно улыбаться первым заметил […]...
- Авторские отступления в поэме “Мертвые души” Гоголя Н. В Odi et amo. G. V. Catullus (Ненавижу и люблю. Г. В. Катулл ) “Мертвые души”, с одной стороны, эпическое произведение, а с другой – лирическое, благодаря множеству авторских отступлений. Называя “Мертвые души” поэмой, Гоголь подчеркивал содержательную значимость этих отступлений: во-первых, они создают образ автора, человека вдумчивого, наблюдательного, гуманного, остроумного, не очень счастливого, но твердого в […]...
- Гоголь, Мертвые души. Сравните лирические отступления романа Пушкина и поэмы Гоголя. Что их сближает и что различает? Выберите главу, посвященную одному из помещиков, и объясните, какую роль играют в ней пейзажные описания. Пейзажные описания в главах о помещиках свидетельствуют о состоянии имения, а также о характере и привычках владельца. В ответе на предыдущий вопрос мы говорили о стиле хозяйствования Коробочки – незатейливом, не следующем моде, но основательном и крепком для среднего по […]...
- Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции? по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.) Созданные в расцвет крепостничества “Мертвые души” (1842 г.) стали новаторским произведением для русской литературы. В этой поэме Н. В. Гоголь воплотил давний замысел: показал жизнь различных сословий, поднял злободневные вопросы современности, заставил задуматься о будущем страны. Центральное место в поэме занимает помещичий быт. Автор сатирически изобразил разложение крепостничества, одновременно показав убогость и обреченность его представителей. […]...
- А. И. Герцен: “…не ревизские – мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все им подобные – вот мертвые души, и мы встречаем их на каждом шагу” (“Мертвые” души помещиков в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”) 1. “Мертвые души” – история создания и замысел. 2. Основная мысли произведения. 3. Души “мертвые” и “живые” в поэме. 4. Значение композиции в понимании произведения. 5. Россия – страна “живых” душ. Зревшее на протяжении нескольких десятилетий желание Н. В. Гоголя написать большое эпическое произведение, посвященное судьбе России, привело писателя к замыслу поэмы “Мертвые души”. Началась […]...
- Изображение русского народа по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.) Н. В. Гоголь начал создавать свою поэму “Мертвые души” в те времена, когда в России еще действовало так называемое “крепостное право”. Оно предусматривало сильную зависимость обрабатывающих землю крестьян от владеющего этой землей помещика. Крепостные люди не имели вообще никаких прав и свобод. Помещики их беспощадно наказывали, управляли их личной жизнью, покупали, обменивали, продавали. И это […]...
- Роль авторских отступлений в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Поэма “Мертвые души” – сложное произведение, в котором переплетаются беспощадная сатира и философские размышления автора о судьбе России и ее народа. Значительное место в поэме занимают авторские отступления и вставные эпизоды. В них Н. В. Гоголь касается самых острых вопросов общественной жизни России. Отправимся вслед за главным героем поэмы Чичиковым, чтобы познакомится с другими персонажами […]...
- Сочинение Живые и мертвые души в поэме Гоголя Мертвые души В произведении Гоголя можно разглядеть, как хорошие, так и дурные стороны в России. Мертвыми же душами автор позиционирует ни покойников, а чиновников и обывателей, чья душа затвердела от черствости и безразличия к другим. Одним из главных героев поэмы был Чичиков, который посетил пять помещичьих усадеб. И в этой череде поездок Чичиков делает для себя вывод, […]...
- “Повесть о капитане Копейкине” (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Мертвые души Гоголь Н. В “Повесть о капитане Копейкине” (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя: она выделяется и в сборнике “Миргород”, и в комедии “Ревизор”. В поэме “Мертвые души” она переплетается с темой крепостничества. Кроме того, Гоголь везде, где только можно, высмеивает чиновников и косность государственных мужей. Особое место в […]...
- Сочинение: Русь в романе “Мертвые души”. Лирические отступления в поэме Эпиграфом к работе над темой выбираем слова А. И. Герцена : За мертвыми душами – души живые”. Анализ начинаем с уточнения тематики лирических отступлений. Каждая группа учащихся выделит в “своих” главах лирические отступления и сформулирует их темы. Лирические отступления – неотъемлемая часть всего содержания поэмы и важнейшая особенность композиции. В ходе работы над “Мертвыми душами” […]...
- Сочинение на тему: Любимый герой в поэме Мертвые души, Гоголь Любимый герой В поэме “Мертвые души” автор представил целый ряд персонажей, населяющих российскую глубинку в его бытность. Н. В. Гоголь любил и умел высмеивать пороки общества в сатирическом ключе, поэтому ему удалось идеально изобразить типичные черты помещиков-самодуров, живущих в середине XIX века. Главный герой произведения – коллежский советник средних лет, который с помощью хитрых манипуляций […]...
- Сатирическая обрисовка русской жизни по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.) Роман Гоголя “Мертвые души” – сатирическая обрисовка русской жизни. В ней представлен последовательный ряд помещиков – один пошлее другого. Ездит по помещикам хитрый и умный делец Чичиков. Он выкупает “мертвые души”, чтобы потом продать их как живые. Если сначала говорить о Манилове, то он обладает более или менее человеческими качествами. Он простак, любит жену и […]...
- Сочинение на тему: Чичиков – это беда или надежда России? в поэме Мертвые души, Гоголь Чичиков – это беда или надежда России? В поэме “Мертвые души” Гоголь сумел изобразить Русь во всем ее величии и в то же время со всеми ее недостатками. Создавая это произведение, автор стремился постичь характер русского народа, с которым связывал все свои мечты на лучшее будущее. Несмотря на то, что он открыто высмеивал пороки современного […]...
- Система образов помещиков по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.) В поэме “Мертвые души” почти половина первого тома посвящена описанию характеристики различных типом помещиков того времени в России. Представители того времени лишены чести и совести, но именно от низ зависит судьба народа. Первый образ – образ Манилова. С самого начала с описания его поместья, раскрывается сущность его характера. Дом расположен в невыгодном месте, доступном всем […]...
- Чичиков – беда или надежда России? по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.) Чичиков, герой поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”, по моему мнению, является бедой России. Его желание обогатиться, выбиться в люди загубило в нем те ростки положительных качеств, что были присущи ему от рождения. Чичиков въезжает в уездный городок на своей бричке и немедленно принимается за непонятные читателю манипуляции: он с неизвестной целью втирается в доверие […]...
- Роль личных отступлений в поэме Гоголя “Мертвые души” Н. В. Гоголь задумывал первую часть поэмы “Мертвые души” как произведение, раскрывающее социальные пороки общества. В связи с этим он искал для сюжета не простой жизненный факт, а такой, который бы дал возможность обнажить скрытые явления действительности. В этом смысле Гоголю как нельзя лучше подошел сюжет, предложенный А. С. Пушкиным. Замысел “изъездить вместе с героем […]...
- Галерея помещиков по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.) В поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” очень ясно и точно раскрыта природа человека, смысл жизни которого заключается в том, чтобы “копить копейку”. Павел Чичиков делает все, чтобы получить мертвые души, таким образом, получить прибыль. Он разговаривает уважительно с неинтересными и неприятными ему людьми, стараясь понравиться им, чтобы добиться своего (“В немного времени он совершенно […]...
- Сравнение помещиков по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.) В поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души” главный герой Чичиков последовательно бывает в гостях у пяти разных помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. При этом прослеживается постепенное ухудшение личностных качеств от первого к последнему. Почему автор в своем произведении поместил помещиков именно в таком порядке? Первым помещиком на пути у Чичикова стал Манилов. Первое, […]...
- Черты помещиков описание по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.) “Мертвые души” – произведение писателя Николая Васильевича Гоголя, первый том которого был издан в 1842 году. Сам писатель дал своему произведению жанр поэма. Изначально “Мертвые души” были задуманы, как произведение, состоящее из трех томов. Второй том по одной из версий был уничтожен автором, когда был в почти готовом состоянии. Сохранилось лишь совсем немного глав в […]...
- Смысл названия по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.) Герой поэмы Чичиков стремится обогатиться на недочете в законах. Он скупает души умерших крестьян, числящихся живыми. Если в документе указано, что они живы, вроде как, все по правилам. Тем более, что большое число душ поднимает статус в обществе, можно было получить от государства бесплатно землю, завести знакомства с “почетными” лицами. Безобидная, казалось бы, сделка показывает […]...
- Губернское общество. Народ в поэме Мертвые души. Часть 4. (Гоголь Н. В.) Губернское общество. Рисуя широкую картину дворянско-помещичьей России своего времени, Гоголь, кроме поместных дворян, изображает и губернских чиновников. В заметках к первому тому поэмы Гоголь писал: “Идея города – возникшая до высшей степени пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы. Как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени, как люди неглупые доходят до […]...
- Почему Гоголь назвал “Мертвые души” поэмой? Поэма – лиро-эпический жанр, в котором повествование об исторических событиях и событиях в жизни героев раскрываются через оценку и восприятие повествователя. “Мертвые души” – одно из гениальнейших произведений русской мировой культуры. Эта поэма – вершина творчества Гоголя. Она показывает современную Гоголю николаевскую Россию с ее бюрократическим аппаратом, разложением крепостничества. В поэме показано падение человеческой личности. […]...
- Дело о мертвых душах по поэме Мертвые души 2005 год (Гоголь Н. В.) “Дело о Мертвых душах – российский телесериал по мотивам произведений Н. В. Гоголя: “Мертвые души”, “Ревизор”, “Записки сумасшедшего” и других, вышедший в 2005 году. Режиссер: Павел Лунгин Жанр: комедия, отечественные, приключения, драмы В Ролях: Александр Абдулов, Иван Агапов, Павел Деревянко, Елена Галубина, Сергей Гармаш, Александр Ильин, Константин Хабенский, Андрей Кочетков, Сергей Колесников, Павел Любимцев Описание: […]...
- Что внутренне объединяет “отцов города” и помещиков по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.) При создании “Мертвых душ” Н. В. Гоголь видел своей задачей создание “потрясающей тины мелочей”, обличающий поместное дворянство и чиновничество всех уровней власти. Через характеры персонажей, гиперболизацию их пороков, автор изобразил страшный мир “мертвых душ”, который господствовал в крепостнической России. Реальными мертвыми душами поэмы стали помещики и чиновники. Всех их объединяет общность характеров, привычка бездействовать, неспособность […]...
- Очень краткая характеристика образов помещиков и чиновников по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.) Данное произведение погружает читателя в реалии России середины ХІХ века. В нем проявляется резкая критика крепостного строя, который уже изжил себя и только тормозил развитие экономики. Автор умело показывает все негативные элементы крепостного стоя, его отсталость и аморальность. Главным героем книги является Чичиков, который занимается махинациями. Он решает получать прибыль способом, который уже сам по […]...
- Роль лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Значительное место в поэме “Мертвые души” занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни. Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой? Определение жанра стало […]...
- Образ Чичикова по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.) Чичиков – это неоднозначный герой из известного ряда ” лишних людей”, который является главным героям произведения Н. В. Гоголя “Мертвые Души” . Сюжет “Мертвых Душ” развивается вокруг Чичикова: он обходит имения богатых купцов уездной губернии NN., с целью купли у них душ, т. е. мертвых крестьян. Многие из них не то что продают, а даже […]...
- Идейный замысел и построение поэмы по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.) Идейный замысел и построение поэмы. В своей “Авторской исповеди” Гоголь указывает, что на мысль написать “Мертвые души” его натолкнул Пушкин. “Он уже давно склонял меня приняться за большое сочинение, и, наконец, один раз после того, как я прочел одно небольшое изображение небольшой сцены, но которое, однако ж, поразило его больше всего мной прежде читанного, он […]...
- Характеристика Коробочки и Ноздрева по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.) Коробочка Настасья Петровна Коробочка очень подозрительная особа. Когда Чичиков приезжает к ней во время грозы, сначала у него все расспрашивают, а потом уже позволяют зайти в дом. Автор сравнивает ее с наседкой, она пытается во всем найти выгоду, постоянно жалуется. Когда Чичиков говорит о мертвых душах, то она сначала его не понимает, но потом боится […]...
- Роль и место лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” 1. Особенности замысла и жанра. 2. Сатирическое звучание лирических отступлений. 3. Размышления о двух разновидностях писателей. 4. Образ Руси: “чудная, незнакомая земле даль” и “птица тройка”. По собственному признанию Н. В. Гоголя, сюжет “Мертвых душ” был подсказан ему А. С. Пушкиным. Уже изначально это произведение задумывалось как роман-путешествие, что позволяло охватить творческим взглядом широкий круг […]...
- Образ Плюшкина: характеристика и анализ по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.) Анализа образа Плюшкина стоит начать с его имения. Ведь о человеке говорят не только слова и поступки, но и его окружение. Сначала в глаза бросаются опустошение, ветхость. Все какое-то зловещее, странное. В таких местах часто бегают мурашки по коже. Анализ 6 главы “Мертвые души” как раз описывает самого Плюшкина. Читателю, в первую очередь, кажется, что […]...
- Образы помещиков Часть 2. по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.) Вместо настоящего чувства – у Манилова “приятная улыбка”, приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые рассуждения, вместо деятельности или такие результаты его “труда”, как “горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками”. Не живым человеком, а пародией на него, иным воплощением все той же – духовной пустоты […]...
- Исполнил ли Чичиков завет отца по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.) Поэма ” Мертвые души” – одно из величайших произведений, написанных Н. В. Гоголем. Она до сих пор остается актуальной, потому что проблемы, затрагиваемые автором, существуют и в наши дни. Павел Иванович Чичиков – главный герой произведения, который выделяется среди всех помещиков и чиновников. Он стремительный, задает себе цель и идет к ней. Образ Чичикова типичен […]...