К концу же поэмы лирическая стихия почти полностью захватывает произведение. Заключительная глава изобилует авторскими рассуждениями. Здесь-то и дается ключ к пониманию идейно-композиционных особенностей «Мертвых душ».
Лирическое отступление о человеческих страстях наводит на мысль о том, что Гоголь отождествляет каждую главу о помещике с какой-нибудь преодоленной страстью. Например, в главе о Манилове побеждается уныние, о Коробочке — страх, с Ноздреве — гнев, о Собакевиче — невежество, а в главе о Плюшкине происходит перелом: появляется мотив церкви, больше церковной лексики, сам же Плюшкин ассоциируется с юродивым, возникает мотив «подъема». Если до этой главы Чичиков постоянно «спускается вниз» (падение во время грозы), то с этого момента он «поднимается» (например, он взбегает по лестнице к прокурору), поднимается из глубин ада после выкупа «мертвых душ». Таким образом, получается, что творческий замысел Гоголя сосредоточен именно в лирике, рассказ же о похождениях Чичикова — это иллюстрация морали, притча, рассказанная во время проповеди, а «Мертвые души» — художественная проповедь (в этом-то и заключается жанровое своеобразие поэмы).
Гоголь же предстает как пророк, несущий божий свет людям («Кто же, как не автор, должен сказать святую правду?»). Писатель пытается указать человечеству дорогу к Богу, направить грешных на путь истинный. И в последнем лирическом отступлении он создает образ дороги, дороги к свету, к чуду, к перерождению, ко второму тому.
Словесная магия переносит читателя в другое измерение («кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг», «и мчится вся вдохновенная богом»). Русь-тройка же летит по пути духовного преображения. Образ России, устремленной «в даль веков», разрабатывает и Блок в своем пророческом цикле «На поле Куликовом» (Родина замечательна здесь в образе степной кобылицы, которая воплощает в себе вечное движение).
- Роль лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Значительное место в поэме «Мертвые души» занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни. Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой? Определение жанра стало ... Читать далее...
- Роль и место лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» 1. Особенности замысла и жанра. 2. Сатирическое звучание лирических отступлений. 3. Размышления о двух разновидностях писателей. 4. Образ Руси: «чудная, незнакомая земле даль» и «птица тройка». По собственному признанию Н. В. Гоголя, сюжет «Мертвых душ» был подсказан ему А. С. Пушкиным. Уже изначально это произведение задумывалось как роман-путешествие, что позволяло охватить творческим взглядом широкий круг ... Читать далее...
- Роль лирических отступлений и тема дороги по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.) Произведение Н. В. Гоголя «Мертвые души» завершается лирическим отступлением «Русь и дорога». Неспроста автор отводит ему заключительную роль. В чем же причина? На самом деле, тема дороги очень важна: во-первых, Россия — страна, протянувшаяся на тысячи километров, чьи города и села соединены между собой огромным количеством путей и троп: во-вторых, сама дорога — это символ ... Читать далее...
- Роль лирических отступлений А. С. Пушкина «Евгений Онегин» В русской классической литературе нет I произведения, равного по богатству тематики пушкинскому роману «Евгений Онегин». На страницах романа поэт не только повествует о судьбе своих героев, но и делится с читателем своими творческими планами, говорит о литературе, театре и музыке, об идеалах и вкусах современников. Он вступает в воображаемую полемику со своими критиками, рассуждает о ... Читать далее...
- Роль личных отступлений в поэме Гоголя «Мертвые души» Н. В. Гоголь задумывал первую часть поэмы «Мертвые души» как произведение, раскрывающее социальные пороки общества. В связи с этим он искал для сюжета не простой жизненный факт, а такой, который бы дал возможность обнажить скрытые явления действительности. В этом смысле Гоголю как нельзя лучше подошел сюжет, предложенный А. С. Пушкиным. Замысел «изъездить вместе с героем ... Читать далее...
- Роль лирических отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Роман в стихах «Евгений Онегин» — одно из величайших достояний русской литературы 19 века. Каждый, кто читал это произведение, находил для себя что-то новое. В. Г. Белинский по праву назвал роман «энциклопедией русской жизни». В «Евгении Онегине» А. С. Пушкин отделил автора от главного героя. Повествователь, от чьего имени ведется рассказ, присутствует в романе наравне ... Читать далее...
- Роль авторских отступлений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Поэма «Мертвые души» — сложное произведение, в котором переплетаются беспощадная сатира и философские размышления автора о судьбе России и ее народа. Значительное место в поэме занимают авторские отступления и вставные эпизоды. В них Н. В. Гоголь касается самых острых вопросов общественной жизни России. Отправимся вслед за главным героем поэмы Чичиковым, чтобы познакомится с другими персонажами ... Читать далее...
- Роль лирических отступлений в создании «энциклопедии русской жизни» (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин») 1. В. Г. Белинский о романе Пушкина «Евгений Онегин». 2. Историзм произведения. 3. Лирические отступления в романе. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — это реалистическое произведение. В. Г. Белинский писал, что «»Онегин» есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху». Критик отмечал: «мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном ... Читать далее...
- Специфика лирических отступлений в романе А. Фадеева «Молодая гвардия» Характерной особенностью композиции романа А. Фадеева «Молодая гвардия» являются лирические отступления. Лирические отступления — непосредственное выражение эпическим писателем своих мыслей и чувств. Эти отступления — характерная особенность только эпических произведений, так как в драматических произведениях авторская речь фактически отсутствует, а лирические произведения целиком представляют собой непосредственное выражение мыслей и чувств поэта. Композиционная роль лирических отступлений ... Читать далее...
- Туманная субъективность авторских отступлений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Н. В. Гоголь великий писатель первой половины 19 века. В своих произведениях он затрагивал проблемы угнетения народа, крепостного права, также своеобразие его творчества заключается в том, что он один из первых показал широчайшую картину чиновничьей России. Гоголя очень волновало и тревожило будущее своей Родины, это ярко отразилось в поэме «Мертвые души», в лирических отступлениях писателя. ... Читать далее...
- Роль автора в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и Н. В. Гоголя «Мертвые души» Пушкин и Гоголь явились новаторами в русской литературе. По-новому они решили и вопрос роли автора в своих произведениях. Так, в романе Пушкина «Евгений Онегин», наряду с главным героем Евгением Онегиным, живет и действует образ автора. Это полноценный герой, потому что на протяжении поэмы этот образ раскрывается и развивается в лирических отступлениях, а также в самом ... Читать далее...
- Чичиков у Манилова (роль эпизода в поэме «Мертвые души») В поэме «Мертвые души» Николай Васильевич Гоголь показал распад старого уклада жизни России и нарождение новых, капиталистических отношений. В образе Чичикова писатель раскрыл характер мошенника, готового на любую аферу, лишь бы разбогатеть. Павлу Ивановичу Бог не дал богатства, зато не обделил умом сметливым и изобретательным. Мы встречаемся с ним на страницах поэмы, когда герой путешествует ... Читать далее...
- Разделяете ли вы мнение, что «в системе лирических мотивов Фета все остальные мотивы раскрываются сквозь призму мотива души»? Разделяете ли вы мнение М.В. Вершининой о том, что «в системе лирических мотивов А.А. Фета все остальные мотивы раскрываются сквозь призму мотива души»? Приступая к ответу на вопрос, вспомните, что в произведениях А.А. Фета всегда интенсивно осмысливались философские проблемы сущности человека и природы, определялось место человека во Вселенной, Космосе. «Лирическое я», находясь в неразрывном единении ... Читать далее...
- «МЕРТВЫЕ ДУШИ»;. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ Замысел Гоголя и его изменение: первоначально Гоголь задумал сатирический роман. Впоследствии замысел изменился. Гоголь решил написать трехтомную поэму-эпопею. В первом томе показать отрицательные стороны, во втором — переход к лучшему, в третьем — идеальную Русь. Очевидно, в данном замысле сказалось влияние «Божественной комедии» Данте: «Ад», «Чистилище», «Рай». В силу противоречивости своего мировоззрения Гоголь не сумел ... Читать далее...
- Идейно — художественная роль «Повести о капитане Копейкине» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Поэма «Мертвые души» Гоголя насыщена внесюжетными элементами. В этом произведении множество лирических отступлений и, кроме того, есть вставные новеллы. Они сосредоточены в конце «Мертвых душ» и помогают раскрыть идейный и художественный замысел автора. «Повесть о капитане Копейкине» расположена в десятой главе произведения. Она рассказывает о судьбе простого человека, равнодушием властей доведенного до отчаянного положения, на ... Читать далее...
- История создания поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя В «Авторской исповеди» Гоголь рассказал о том, с каким участием относился Пушкин к его творчеству: «Он уже давно склонял меня приниматься за больше сочинение… он мне сказал: «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами не приняться за большое сочинение. Это просто грех!». Пушкин отдал Гоголю свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать ... Читать далее...
- Лирические отступления и их роль по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.) Николай Васильевич Гоголь — русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. В 1842 году поэт издает первый том поэмы «Мертвые души», сюжет которой был подсказан Александром Сергеевичем Пушкиным. Изначально поэма была задумана как трехтомное произведение, однако готовый второй том был практически уничтожен писателем, сохранились лишь несколько глав черновиках, а третий ... Читать далее...
- Чичиков у Коробочки в роль эпизода в поэме, Мертвые души Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека. Н. В. Гоголь Бандит от скупца отличается тем, что первый за копейку удавит любого, а второй за копейку удавится сам. Э. Севрус Произведение «Мертвые души», произвело на меня большое впечатление. В своем произведении автор использует сложную, многомерную композицию, которая перекликается с ... Читать далее...
- Композиция поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя по главам Соотношение частей в «Мертвых душах» строго продумано и подчинено творческому замыслу. Первая глава поэмы является своеобразным вступлением. Автор знакомит читателя с главными действующими лицами: с Чичиковым и его постоянными спутниками — Петрушкой и Селифаном, с помещиками Маниловым, Ноздревым, Собакевичем. Здесь же дана зарисовка общества губернских чиновников. Главы со второй по шестую посвящены помещикам, олицетворяющим собой ... Читать далее...
- Две России в поэме Гоголя «Мертвые души». «Мертвые» и «живые» души в поэме Гоголя Две России в поэме Гоголя «Мертвые души». «Мертвые» и «живые» души в поэме Гоголя. В начале работы над поэмой Н. В. Гоголь писал В. А. Жуковскому: «Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем». Так сам Гоголь определил объем своего произведения — вся Русь. И писатель сумел показать во всем ... Читать далее...
- Для чего Чичиков скупал мертвые души? По какому плану Н. В. Гоголь строит характеристику помещиков в поэме «Мертвые души»? Общий вид усадьбы, состояние хозяйства, господский дом и интерьер его, портрет и характеристика помещика, реакция на предложение Чичикова. Какова последовательность в изображении деградации помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»? Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. Какую роль играет мотив дороги в ... Читать далее...
- Роль художественной детали в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Рисуя в своей поэме «Мертвые души» сатирическую панораму феодально-чиновничьей России, Гоголь широко использует излюбленный им художественный прием — характеристику персонажа через деталь. Рассмотрим, как применяет писатель этот прием, на примере «помещичьих» глав поэмы. Манилов с первого взгляда производит благоприятное впечатление на собеседника — он приветлив, любезен, словоохотлив. Однако после непродолжительного общения с ним становится очевидно, ... Читать далее...
- Изображение чиновников в творчестве Гоголя («Ревизор», «Мертвые души») В комедии «Ревизор» и в поэме «Мертвые души» Гоголь обратился к важным социальным темам. В них идет речь о жизни целых сословий — уездного чиновничества, поместного дворянства. В поле зрения автора «вся Русь». Места, где происходят события, обобщены и типизированы: никак не определяются географически. В отличие от «Мертвых душ», где Россия показана с «одного бока», ... Читать далее...
- Жанр и композиция «Мертвые души» Жанр и композиция. По замыслу Гоголя, композиция поэмы «Мертвые души»; должна была состоять из трех томов, подобно «Божественной поэме»; Данте, но был реализован лишь первый том, по словам автора — «крыльцо к дому»;. Это своеобразный «Ад»; российской действительности. Во 2 томе, подобном «Чистилищу»;, должны были появиться новые положительные герои и на примере Чичикова предполагалось показать ... Читать далее...
- План сочинения: Тематика и формы авторских отступлений в романе Пушкина «Евгений Онегин» Тематика и формы авторских отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» I. Вступление Авторские отступления — это Внесюжетный элемент композиции произведения, в котором выражается авторская личность (подробнее см. Словарик). Авторские отступления имеют большое значение в композиции пушкинского романа. Благодаря им создается образ автора (см. Словарик); в них затронуты те сферы русской жизни, которые не имеют ... Читать далее...
- Какова идейно-композиционная роль авторского отступления о птице-тройке в поэме «Мертвые души»? А в сем коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? А. С. Пушкин Авторское отступление о птице-тройке находится в самом конце первого тома «Мертвых душ». Концовка для построения любого текста очень важна и в смысловом, и в композиционном отношении, так как, благодаря особенностям памяти, человек лучше всего запоминает первую ... Читать далее...
- Сочинение на тему: «Мертвые души. Сюжет, герои, проблематика» Н. В. Гоголь написал величайшее произведение — «Мертвые души». В нем он попытался показать все, что есть на Руси: нравы, быт обычаи. Гоголь показал нам насколько может быть скупой и бедной человеческая душа. В первой главе автор показывает нам провинциальный губернский город и знакомит читателей с действующими лицами поэмы. В следующих пяти главах перед нами ... Читать далее...
- Чичиков и его роль в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Павел Иванович Чичиков является центральным героем поэмы Гоголя «Мертвые души». Рассказ о нем проходит сквозной нитью через все произведение, и другие герои во многом характеризуются именно через отношения с ним. Какую роль отводит этому персонажу автор? «Читатели не должны негодовать на автора, если лица, доныне являвшиеся, не пришлись по их вкусу; это вина Чичикова, здесь ... Читать далее...
- Роль понятия «мертвые души» для осмысления абсурдности российского миропорядка Найденная часть черновиков представляет собой пять глав ранней редакции и пять глав позднейшей. По всей видимости, Гоголь хотел внести существенные изменения в самые принципы воссоздания жизни. Так, биография Чичикова оказывалась теперь в центре произведения и как бы требовала дальнейшего развития. Путь персонажа, возможно, должен был конкретизировать высказанное в изданной части поэмы предположение: «И, может быть, ... Читать далее...
- Какова роль образа Чичикова в поэме «Мертвые души»? Тема дороги и образ Чичикова объединяют все разнообразные сцены-картины в поэме «Мертвые души». Внешне сюжет построен как описание путешествия Чичикова по некоторой российской губернии, рассказ о Павле Ивановиче проходит сквозной нитью через все произведение, другие герои характеризуются не только сами по себе, но и через отношения с Чичиковым. Однако содержание «Мертвых душ» не исчерпывается рассказом ... Читать далее...
- «Чичиков у Плюшкина». Роль эпизода в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» «Корыстолюбие отнимает у людей Самые заветные чувства — любовь к Отечеству, любовь семейную, любовь к Добродетели и чистоте». Саллюстий У каждого художника есть произведение, которое он считает главным делом своей жизни, — произведение, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, все свое сердце. Таким главным делом жизни Гоголя явилась поэма «Мертвые души». Именно в ... Читать далее...
- Сочинение на тему: «Мертвые души» Н. В. Гоголь очень хотел написать произведение, в «котором бы явилась вся Русь». Он мечтал создать грандиозное описание нравов и быта России первой трети 19 века. Этим произведением стала поэма «Мертвые души», созданная в 1842 году. Почему же Гоголь назвал прозаическое произведение поэмой? Работая над поэмой, гоголь называет ее то поэмой, то романом. Окончательно Гоголь ... Читать далее...
- Крестьяне в поэме Гоголя «Мертвые души» Что представляет собой реальный мир «Мертвых душ»? Это мир, типичными представителями которого являются Манилов, Ноздрев, Собакевич, полицместер, прокурор и многие другие. Гоголь описывает их со злой иронией, не щадя и не жалея. Он показывает их смешными и нелепыми, но это смех сквозь слезы. Это то страшное, что всегда было лишним для России. Реальный мир «Мертвых ... Читать далее...
- Особенности героев поэмы «Мертвые души» Герои интересны прежде всего ярко выраженной типизацией. В судьбе писателя поэма сыграла роль неподъемного груза. Н. В. Гоголь смог осилить только половину от первоначально задуманного, и вечные сомнения сломали его на полдороге. Можно сказать, что Н. В. Гоголь чувствовал и понимал больше, нежели мог выразить словом, несмотря на всю красочность своего языка. Он взвалил на ... Читать далее...
- Сюжетно-композиционные особенности поэмы «Мертвые души» Гоголя Н. В Сюжет и композиция «Мертвых душ» обусловлены предметом изображения — стремлением Гоголя постичь русскую жизнь, характер русского человека, судьбу России. Речь идет о принципиальном изменении предмета изображения по сравнению с литературой 20-30-х гг.: внимание художника переносится с изображения отдельной личности на портрет общества. Иными словами, романический аспект жанрового содержания (изображение частной жизни личности) сменяется нравоописательным (портрет ... Читать далее...
- План сочинения — Почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой? Почему Н.В. Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой? I. Вступление Под поэмой обыкновенно понимается стихотворное произведение лиро-эпического характера (см. Словарик). Ясно, что Гоголь имел в виду что-то другое. II. Главная часть Для Гоголя поэма — это «малый род эпопеи», а эпопея ставит своей задачей изобразить не отдельные судьбы, а жизнь страны, нации, народа в целом. Именно ... Читать далее...
- В каких лирических произведениях создан образ близкого поэту человека и чем они похожи на стих Пушкина Няне Подумайте, в каких лирических произведениях создан образ близкого поэту человека и чем они созвучны стихотворению Пушкина? Стихотворение А.С. Пушкина «Няне» мы можем сопоставить со стихотворением С.А. Есенина «Письмо матери». Оно было написано поэтом в 1924 году. Жанр этого стихотворения — письмо, послание, как и у А.С. Пушкина. Лирический герой этого произведения близок пушкинскому герою некоторыми ... Читать далее...
- Поэма Мертвые души 1969 год (Гоголь Н. В.) Художественный фильм по поэме Н. В. Гоголь Мертвые души вышедший в СССР в 1969 году. Режиссер: Александр Белинский В ролях: Леонид Дьячков, Игорь Горбачев, Олег Басилашвили, Клавдия Фадеева, Павел Луспекаев, Юрий Толубеев, Александр Соколов, Константин Адашевский, Елена Маркина, Светлана Карпинская, Николай Боярский, Михаил Данилов Описание: Работу над «Мертвыми душами» Гоголь начал еще в 1835 году ... Читать далее...
- Особенности сюжета и композиции поэмы Гоголя «Мертвые души» Приступая к работе над поэмой «Мертвые души», Гоголь писал, что ему хочется в этом направлении «показать хотя бы с одного боку всю Русь». Так писатель определил свою главную задачу и идейный замысел поэмы. Для осуществления столь грандиозной темы ему понадобилось создать оригинальное по форме и содержанию произведение. Поэма имеет кольцевую «композицию», которая отличается своеобразием и ... Читать далее...
- «Повесть о капитане Копейкине» (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души») Мертвые души Гоголь Н. В «Повесть о капитане Копейкине» (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души») Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя: она выделяется и в сборнике «Миргород», и в комедии «Ревизор». В поэме «Мертвые души» она переплетается с темой крепостничества. Кроме того, Гоголь везде, где только можно, высмеивает чиновников и косность государственных мужей. Особое место в ... Читать далее...
Роль лирических отступлений в поэме»Мертвые души»