Роль Кулигина по пьесе Гроза (Островский А. Н.)
Пьеса Островского “Гроза” раскрывает вечные, социокультурные проблемы общества. Катерина – главная героиня драмы. В ее образе воплощена борьба русского героического характера: борьба за любовь, осуществление возвышенных идеалов, за справедливость, правду и свободу.
Кулигин – самоучка-механик – является второстепенным героем драмы. Он не включен в главную интригу и даже не встречается с Катериной при ее жизни, но его роль в пьесе очень важна.
Перед читателем Кулигин появляется в самом начале драмы.
Этому персонажу
Он остро чувствует замкнутость и духоту калиновской атмосферы и все время стремится открывать что-то новое, что-то полезное человеку, хотя зачастую терпит неудачи и остается непонят (Дикой отмахивается от механика руками, когда тот просит у него денег на установку громоотвода). Если Кулигин не “луч света” в “темном царстве”, как Добролюбов
Одновременно с Кулигиным в пьесу входит мотив покорности. Кудряшу, который не желает подчиняться Дикому (“Нет, уж я перед ним рабствовать не стану”), но может только болтать об этом, Кулигин отвечает: “С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть”.
Кулигин не способен противостоять самодурам, но в некоторых случаях он все-таки пытается высказать свою позицию. Он понимает, что отвечать на силу силой бессмысленно, потому что новая сила будет такой же, как старая, но и его усилия по бесконфликтному решению проблем “отцов” и “детей” в мире самодуров обречены на провал.
Стоит заметить, что именно Кулигин в пьесе обличает авторскую позицию. Именно он замечает: “Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие!…”. Он видит и осуждает ложь и лицемерие: “Нищих оделяет, а домашних заела совсем”.
Он является персонажем-резонером драмы, что является еще одним подтверждением того, что Кулигина можно считать одним из главных персонажей драмы.
Из всего вышеперечисленного становится ясно, что Кулигин играет действительно важную роль в пьесе. Наряду с Катериной он борется за высокие чувства и человечность, а также выражает позицию самого автора.
- Образ Кулигина и его значение по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Из всех жителей города Калинова, больше всего мне запомнился образ Кулигина. На него мало обращают внимание, но на самом деле, Кулигин-единственный умный человек в этом “темном царстве”. Так какого его значение в пьесе “Гроза”? Кулигин-простой механик-самоучка, лет пятидесяти. Восхищается природой: “Пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу, а все наглядеться не могу…”. Кулигин умен, […]...
- Характеристика Кулигина по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Одним из творений Александра Николаевича Островского можно назвать маленький городок Калинов, где царит самодурство и эгоизм. Среди ярких образов пьесы “Гроза”, где и рассказывается о данном месте, есть обычный мещанин и мечтатель – Кулигин. Несмотря на приличный возраст, он бодр и инициативен. Уже с первых строк мы можем заметить, как отличается герой от остального общества. […]...
- Образ характер и характеристика Кулигина по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Наиболее своеобразным персонажем пьесы Островского “Гроза” является Кулигин – мещанин, часовщик, изобретатель-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле (вечный двигатель). Этот герой частично выполняет функции выразителя авторского мнения по тому или иному вопросу, но в целом, Кулигин изображен самодостаточным, хотя и немного необычным, даже диковинным человеком. Фамилия этого героя является прозрачным намеком на реальную личность – Кулибина И. П. […]...
- Роль второстепенных персонажей в пьесе островского гроза (Островский А. Н.) “Гроза” – пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъема. После премьеры спектакля на сцене московского малого театра, на пьесу последовало множество критических отзывов. Второстепенные персонажи в этой пьесе играют немаловажную роль. Развитие конфликта было бы невозможно без Феклуши, Варвары, Кулигина и прочих. Больше всего из второстепенных […]...
- Образ Кулигина в пьесе Островского “Гроза” А. Н.Островский в пьесе “Гроза”, написанной в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, показав главные черты самодурства. В своей пьесе Островский вынес действие за пределы семейного быта в широкую сферу публичности: на городскую улицу, на площадь, в общественный сад и окружил главных […]...
- Образы Кулигина и Катерины по пьесе А. Н. Островского “Гроза” Пьеса “Гроза” стала вершиной творчества великого русского драматурга А. Н. Островского. Действие трагедии, описанной в пьесе, происходит в небольшом городке Калинове, вольно раскинувшемся на берегу Волги. Главные герои живут в состоянии конфликта, старый порядок пошатнулся, в обществе назревает протест. С Кулигиным мы знакомимся в самом начале пьесы. Он не является главным героем, но автор отводит […]...
- Образ Кулигина в пьесе “Гроза” В литературе классического периода каждый персонаж того или иного произведения выполняет особую функцию, образ введен не просто так. Это касается как главных, так и второстепенных персонажей. В драматических произведениях действуют такие же принципы. Например, через образ Молчалина в грибоедовской комедии ” Горе от ума ” показана фальшь и глупость дворянского общества XIX века. А вот […]...
- Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе “Гроза” Гроза Островский А. Н Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе “Гроза” В пьесе Островского “Гроза” поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в 50-х годах XIX века, смены общественных устоев. Драматург не может быть абсолютно беспристрастным, но выразить свою позицию ему очень трудно – авторская позиция раскрывается в ремарках, которых не очень много и они недостаточно выразительны. Остается […]...
- Роль эпизодических персонажей в одном из произведений русской драматургии XIX века. (А. Н. Островский. “Гроза”.) Наверное, называть какие-либо персонажи “Грозы” внесюжетными, эпизодическими не вполне правильно. Да, они упоминаются эпизодично, на первый взгляд служат фоном к общей сюжетной конструкции, являются, как тот же Борис, предметом обстановки. Но роль их весьма важна, без них все произведение могло бы рассыпаться, как рассыпается дом, не имеющий связывающей арматуры. Этот же Борис настолько чужд атмосфере […]...
- Характеристика города Калинова по пьесе Гроза (Островский А. Н.) “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!” – так описывает город Калинов его житель, Кулигин, хорошо знающий его изнутри и на себе ощутивший эти самые жестокие нравы. Город, описываемый в драме, является выдуманным, однако события, происходящие в “Грозе”, основаны на реальных событиях. Также внимание стоит обратить на то, что название города начинается на “к”, и […]...
- Символика в драме по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Наделение как явлений, так и предметов символичным смыслом очень характерно для произведений реалистичного направления в литературе. А. С. Грибоедов первым использовал такой принцип в своем произведении “Горе от ума”. А. Н. Островский идет по стопам Грибоедова, используя тот же прием, он наделяет символикой слова героев произведения “Гроза”, природные явления и саму природу. Еще одна исключительная […]...
- План сочинения – Роль второстепенных персонажей, бытового фона и пейзажа в пьесе Островского “Гроза” Роль второстепенных персонажей, бытового фона и пейзажа в пьесе А.Н. Островского “Гроза” I. Вступление Введение в пьесу второстепенных персонажей, изображение бытового фона и пейзажа дают возможность автору расширить рамки изображаемого, показать ту среду, в которой развертывается действие, создать в произведении определенный эмоциональный колорит. II. Главная часть 1. Второстепенные персонажи: а) Дикой. Он не принимает непосредственного […]...
- Можно ли считать Кулигина положительным персонажем? (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Премьера “Грозы” Островского состоялась в 1859 году в Петербурге. Эта пьеса, по словам А. А. Григорьева, произвела на современников впечатление “сильное, глубокое”. Вокруг нее разгорелись нешуточные споры. В центре их внимания были многие проблемы, затронутые в произведении. Особые дискуссии вызвал образ главной героини “Грозы” – Катерины Кабановой. Но и другие персонажи произведения совершенно не однозначны. […]...
- Роль эпизодических персонажей в пьесе А. Н. Островского “Гроза” Наверное, называть эти персонажи внесюжетными, эпизодическими не вполне правильно. Да, они появляются эпизодично, на первый взгляд служат фоном к общей сюжетной конструкции, служат, как тот же Борис, предметом обстановки. Но роль их весьма важна, без них все произведение могло бы рассыпаться, как рассыпается дом, не имеющий связывающей арматуры. Этот же Борис настолько чужд атмосфере городка, […]...
- В чем смысл названия драмы по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Для каждого из героев гроза представляет собой абсолютно разные понятия. Для Катерины она – источник страхов, предвестник несчастья: “Гроза! Побежим домой! Поскорее!” Для Тихона гроза – это жизнь у матери, ее власть над ним, а точнее неволя: “Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах […]...
- В чем смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? по пьесе Гроза (Островский А. Н.) В пьесе “Гроза” А. Н. Островский показал целый ряд колоритных обитателей “темного царства”. Особенно тяжело в такой атмосфере живется женщинам. Образы Катерины и Варвары играют важную роль в понимании сути драмы. При внешнем сходстве эти молодые женщины разительно отличаются меж собой. Жена Тихона Кабанова обладает сильным характером, имеет твердый моральный стержень. Катерина выросла в атмосфере […]...
- Какую роль сыграла Кабаниха в трагической развязке по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Островский создал образы персонажей, характеры которых отличаются своей масштабностью и цельностью. У него получалось акцентировать внимание читателя на их достоинствах или пороках. В особенности это касается богатой калиновской купчихи – героини пьесы “Гроза” по имени Марфа Игнатьевна. Будучи ханжой, Кабанова, делает все дела “под видом благочестия”. Она набожна внешне, хотя, по мнению Кулигина, “нищих оделяет” […]...
- Описания природы по пьесе Гроза (Островский А. Н.) В пьесе Александра Николаевича Островского “Гроза” описание природы, пейзажей встречается не часто, в начале сцен коротко описывается обстановка или место действия. Но в самой пьесе, в монологах, природа, пейзажи встречаются часто. Эти отступления наиболее наглядно четко передают настроения героев. Катерина, рассказывая о своей юности, описывает посещение Храма “светлый столб вниз идет, и в этом столбе […]...
- Какой смысл несет в себе название по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Заглавие “Гроза” имеет важную роль в понимании пьесы Островского. С одной стороны, природная стихия периодически сопровождает происходящие в драме действия, с другой – она является символом идеи самого произведения. В грозу писатель вложил так много значений, что она освещает практически все грани драматической коллизии. Гроза важна для композиции драмы, она усиливает эффект восприятия произведения. Обитатели […]...
- Кто виноват в гибели Катерины? по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Пьеса ” Гроза ” является вершиной творчества А. Н. Островского. Главной героиней драмы является Катерина, которая была ” лучом света в темном царстве”. Она принадлежит старому патриархальному миру и вступает в непримиримый конфликт с ним. На ее примере автор показывает, насколько тяжело и ужасно жить человек в ” царстве деспотов и самодуров”. Катерина противостоять этому […]...
- Характеристика Кабановой с цитатами из текста по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Кабанова Марфа – богатая купчиха, вдова, мать Тихона и Варвары, свекровь Катерины. Мнение Марфы во многом определяет жизнь города. Уже по первым словам Кабанихи можно сказать, что она суровый и властный человек, настоящий тиран: “Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала”. Кабанова недовольна своей семьей, особенно […]...
- Роль второстепенных персонажей в одном из произведений русской литературы XIX века (А. Н. Островский “Гроза”) А. Н. Островский родился и провел детство в Замоскворечье, где издавна селились купечество, ремесленники, бедняки. Почти 50 пьес было написано им за долгую литературную жизнь, и многие из них уходили корнями в родное Замоскворечье. Драма “Гроза” (1859 г.), написанная в пору общественного подъема накануне крестьянской реформы, как бы венчала первое десятилетие деятельности писателя, цикл его […]...
- Как авторская позиция проявляется в финале по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Островский свою пьесу “Гроза” посвятил проблеме, связанной с переломом общественной жизни. Автору не удается абсолютно беспристрастно относиться к своим персонажам, хотя и выражение позиции ему достается очень трудно. Раскрытие авторской позиции производится посредством недостаточно выразительных и, представленных в малом числе, ремарок. Остается вариант выражения авторской позиции через определенного героя, посредством композиции, или символики. Сюжет драматического […]...
- Анализ эпизода “Прощание Катерины с Тихоном” по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Сцена прощания Катерины с Тихоном играет важную роль в сюжете произведения. Главные действующие лица в эпизоде – Кабанов и Катерина. Последней до ужаса не хочется оставаться без мужа по двум причинам: во первых, девушке страшно оставаться один на один со свекровью и ее тиранией; во вторых, Катерина боится, что в отсутствие супруга совершит что-то ею […]...
- Кульминация по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Кульминация (от лат. “culmen”-вершина, высшая точка) – это точка наивысшего напряжения, подъема, развития действия. В пьесе Островского “Гроза” таким действием является конфликт Катерины против старого Калиновского уклада жизни, а также любовная линия сюжета, внутренняя борьба чувства долга к Тихону и искренней любви к Борису. В шестом явлении четвертого действия сцена покаяния главной героини становится точкой […]...
- Быт и нравы темного царства по пьесе Гроза (Островский А. Н.) При чтении произведений Островского мы неожиданно попадаем в царящую в обществе атмосферу и становимся невольными участниками событий, происходящих на сцене. Мы соединяемся с толпой и словно со стороны рассматриваем жизнь героев. Мы оказываемся в приволжском городе Калинове и получаем возможность наблюдать за бытом и нравами его жителей. В основной массе это купечество, жизнь именно этого […]...
- Катерина – “луч света” или распутная женщина? по пьесе Гроза (Островский А. Н.) А. Н. Островский в своей пьесе “Гроза” показывает жизнь купечества, его нравы и быт. Суть пьесы – конфликт между двумя поколениями, противостояние старого и нового, “темного царства” и светлого начала. В пьесе мы видим много разный героев, но всех их объединяет, как писал Добролюбов, невежество и покорность. В начале произведения показаны отношения купца Дикого и […]...
- Катерина Луч света в темном царстве по пьесе Гроза (Островский А. Н.) В творчестве А. Н. Островского важное место занимают пьесы о купечестве. Они отличаются яркостью и правдивостью, неслучайно Добролюбов назвал их “пьесами жизни”. Эти произведения описывают купеческую жизнь как мир скорби, затаенной и тихо вздыхающей, мир боли, тупой и ноющей, мир молчания, тюремного и гробового. И даже если вдруг появляется робкое роптанье, то оно утихает в […]...
- Что дало основание критику Н. А. Добролюбову назвать купечество города Калинова “темным царством”? по пьесе Гроза (Островский А. Н.) В пьесе “Гроза” А. Н. Островский сразу погружает читателя в мрачную обстановку Калинова, названного Н. А. Добролюбовым “темным царством”. В этом приволжском городке действительно царит особый мир, время в нем будто замерло. Думаю, русский критик совершенно справедливо назвал Калинов – “темным царством”. В нем сильны патриархальные устои, и жители слепо блюдут быт и нравы, не […]...
- Образ Кулигина в пьесе Островского Пьеса “Гроза”, написанная Александром Николаевичем Островским, рассказывает о жизни в небольшом городке Калинове, в котором самодурство богатых помещиков не знает границ. “Темное царство”, олицетворяющее этих помещиков, не имеет над собой начальников, которые могли бы высказать им свое неодобрение. Каждый житель Калинова не согласен с этой несправедливостью, а некоторые решаются высказывать открыто то, что думают. Первым […]...
- Что свидетельствует о недолговечности власти кабаних и диких? по пьесе Гроза (Островский А. Н.) В написанной накануне отмены крепостного права “Грозе” А. Н. Островский показал начало перелома общественного сознания. Пьеса наполнена драматизмом, противоречиями и вопросами социального неравенства, что делает ее актуальной и в нынешнее время. “Гроза” по праву признается одним из лучших произведений Островского. В нем автор показал несправедливость, произвол и тиранию, царящие в обществе. Местом действия избран небольшой […]...
- Образ, характер и характеристика Феклуши по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Странница Феклуша – весьма значимый образ в пьесе. Вообще, странники, блаженные и юродивые были обычной приметой купеческих домов. Островский довольно часто упоминал их в своих произведениях, но это всегда были внесценические персонажи. Одни из них странствовали по религиозным мотивам (собирали средства на строительство храмов, шли поклониться святыням и т. Д.), другие – пользовались щедростью помогавшего […]...
- Образ характер и характеристика Тихона Кабанова по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Тихон Иванович Кабанов – один из главных героев пьесы “Гроза”, муж Катерины, сын Кабанихи. Он принадлежит к младшему поколению калиновцев и, в каком-то смысле, знаменует собой конец патриархального уклада. Молодые люди Калинова уже не хотят жить по старым порядкам, но этот протест они все выражают по-разному, сообразно каждый своему характеру. В отличие от Катерины, которая […]...
- Образ, характер и характеристика Кабанихи по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Кабаниха, она же Марфа Игнатьевна Кабанова – центральная героиня пьесы Островского “Гроза”, богатая купчиха, вдова, мать Тихона и Варвары, свекровь Катерины. Кабаниха – человек очень сильный и властный. Она религиозна, однако в прощение и милосердие не верит. Эта героиня полностью погружена в земные дела и практичные интересы. В первую очередь ее интересует неукоснительное соблюдение патриархального […]...
- Главный женский характер Катерины по пьесе Гроза (Островский А. Н.) В пьесе “Гроза” А. Н. Островский создает абсолютно новый женский образ, простой, глубокий характер. Речь идет о Катерине, главной героине драмы “Гроза”. От ранее созданных героинь писателя она отличается силой духа, гармоничностью своей личности, собственным мироощущением. На мой взгляд, Катерина – натура поэтическая, светлая, возвышенная, мечтательная, у которой сильно развитое воображение. Ведь воспоминания Катерины составляют […]...
- Каким предстает мир калиновских обывателей по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Для развития сюжета “Грозы” А. Н. Островский выбрал живописный городок на крутом берегу Волги, которому дал название Калинов. Автор описывает живописные дали, открывающиеся с высокой приволжской кручи. Чудные картины местного ландшафта органично вплетаются в структуру пьесы. Сначала может показаться, что они противоречат драматическому произведению, но Островский намеренно вносит в описание места действия яркие краски, исполняющие […]...
- Образ Катерины по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Эпиграф: “закат говорил о том, что некий человек когда-то подарил солнцу огонь. Огонь тайный, что наполняет все сейчас и диктует смысл жизни…” (Владислав Валов). Россия открывалась писателям с разных сторон и под разными углами зрения в разные эпохи. Таким самым главным, мимо чего не прошел А. Н. Островский, стали крепостное право, свобода и достоинство человека, […]...
- Характеристика героя Кулигин, Гроза, Островский Кулигин В пьеса Гроза Н. Островского показан персонаж, который на протяжении всего произведения прикладывает определенные усилия для защиты прогресса и общественных интересов. И даже его фамилия – Кулигин – очень похожа на фамилию знаменитого русского механика-изобретателя Ивана Кулибина. Несмотря на свое мещанское происхождение, Кулигин стремится к знаниям, но не из эгоистических целей. Главная его забота […]...
- Душевная драма Катерины по пьесе Гроза (Островский А. Н.) В драме Островского “Гроза” происходит конфликт между старым и новым укладом жизни, который лег в основу произведения. Этот конфликт произошел между старыми принципами и современными стремлениями к свободе. Этот мрачный мир деспотизма не дает простым людям спокойной жизни. Там происходят неисправимые вещи, и льются невидимые слезы. Но вдруг среди этих людей появляется совершенно другой, непохожий […]...
- Анализ прощание Катерины с Борисом по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Анализ третьего явления пятого действия драмы “Гроза”. Драма “Гроза” – одна из самых ярких и интересных пьес А. Н. Островского. Она была написана в предреформенный период творчества писателя, когда начинали появляться образы из таких слоев русской жизни, как купечество, чиновничество. Действие “Грозы” происходит в небольшом городе Калинове, который стоит на берегу Волги. Хотя природа города […]...