Роль и функции животных в романе М. Шолохова Поднятая целина
В романе «Поднятая целина» мир животных — это как бы продолжение и отражение мира людей. Изначально, в крестьянском быту, животные — это помощники и сотрудники человека, их ждут, о них мечтают, выхаживают, как детей, ими гордятся. Перечитаем, как вспоминает Кондрат Майданников о рождении своего первого в хозяйстве быка, помогшего ему выбиться из горькой нужды, как рассказывает Яков Лукич Островное о своей кобылке от племенной матки. Чувствуется, что речь идет о самом дорогом и близком для этих людей.
Но с приходом в хутор Гремячий
Такое может происходить только в том случае, если крестьянин не рассчитывает существовать дальше.
Сцены резки скота в романе несут на
Тут и выясняется, что догляд и уход за животными в колхозе немаловажно хуже, чем был у хозяев. Животные в мире романа как бы «равноправны» человеку. Дед Щукарь на полном серьезе воюет с бывшим «кулацким» козлом Трофимом, а потом выясняется, что он любит его — тоже на полном серьезе.
«Кулацкая» кобылка участвует в споре-схватке Давыдова с Устином Рыкалиным. Андрей Раз-метнов объявляет войну котам и кошкам, разоряющим голубиные гнезда, а Макар Нагульнов серьезно занимается устроением петушиного хора, да еще соглашается ценить пение петухов только по «классовому признаку», заявляя, что если бы так красиво и мощно пел не петух Майданникова, а какой-нибудь «кулацкий» петух, то он его и слушать не стал бы. У образов животных есть и еще одна функция.
Они как бы проявляют человеческую сущность и стремления человека, составляя с образами людей как бы развернутые сравнения. Таков образ волка в романе. «Враги» колхозного строя постоянно сравниваются с «волками», но сам мрачный зверюга в романе появляется в виде: щенной волчицы с отвисшими сосцами. Половцев в сцене резки овец у Якова Лукича очень напоминает волка, но повторяющаяся безделица образа Андрея Разметнова — «злобноватые глаза» — приводит на ум то же сравнение.
Загнанные на колхозной работе, запаренные правленческой быстрой ездой жеребцы не обращают внимания на кобыл, о которых рассказывает дедуля Щукарь, напоминают Давыдова и Нагульнова, которые так и погибнут бездетными, вечно «запаренные» колхозными делами, так и не успевшие ни попробовать настоящей любви, ни завести настоящей семьи. Голубиная пара, которую оберегает Разметнов, напоминает ему о его ушедшем семейном и отцовском счастье, но и служит как бы предвестницей его новой женитьбы.
Несчастная старая слепая кобыла, купленная Щукарем у цыган, всю жизнь свою проходившая в чигире, там и ослепшая, а под конец надутая для того, чтобы производить ощущение сытой и веселой, какой-то унылый и щемящий отсвет отбрасывает на образ самого старого Щукаря, весельчака и балагура, прожившего тяжелую и неласковую к нему жизнь. Итак, у животных в романе «Поднятая целина» несколько художественно значимых функций, очень важных в структуре произведения.