Роковые эксперименты (По повести М. Булгакова Собачье сердце )

Роковые эксперименты (По повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”) В последнее время очень остро встает вопрос об ответ­ственности каждого человека за результаты своего труда. Труда в самом широком смысле слова. Многочисленные безответ­ственные эксперименты над природой привели к экологичес­кой катастрофе.

Результаты непродуманных социальных экспериментов мы постоянно ощущаем на себе. Об одном био­социальном эксперименте идет речь в повести М. Булгакова “Собачье сердце”. Чисто научное любопытство профессора Преображенского,

пересадившего собаке гипофиз человека, приводит к появлению на свет необычного существа – По­лиграфа Полиграфовича Шарикова.

А масштабный экспери­мент, производимый в это время в стране, неожиданно пока­зывает, что новое общество – это как раз то, что надо таким монстрам, как Шариков!

Совмещающий в себе прошлое бродячей собаки и беспут­ного пьяницы, Шариков рождается с одним чувством – не­навистью к тем, кто его обижал. И чувство это как-то сразу попадает в общий тон классовой ненависти пролетариата к буржуазии (Шариков читает переписку Маркса с Каутским), ненависти бедных к богатым (распределение

квартир силами домового комитета), ненависти необразованных к интелли­генции. Получается, что весь новый мир построен на ненави­сти к старому.

Ведь для ненависти много не надо. Шариков, чьим первым словом было название магазина, где его обва­рили кипятком, очень быстро учится пить водку, хамить при­слуге, превращать свое невежество в оружие против образо­ванности. У него даже есть духовный наставник – председа­тель домкома Швондер.

Шариков подходит Швондеру – у него низкое социаль­ное происхождение и пустое сознание. И карьера Шарикова поистине удивительна – от бродячего пса до уполномочен­ного по уничтожению бродячих кошек и собак.

Ну, кошки еще понятно – пережиток прошлого. Но собак-то за что? И тут проявляется одна из основных черт Шарикова: ему полностью чужда благодарность.

Наоборот, он мстит тем, кто знает его прошлое. Он мстит себе подобным, чтобы доказать свою отличность от них, самоутвердиться. Жела­ние возвыситься за счет других, а не ценой собственных усилий характерно для представителей так называемого нового мира.

Швондер, вдохновляющий Шарикова на под­виги (например, на завоевание квартиры Преображенского), просто еще не понимает, что следующей жертвой будет он сам. Когда Шариков был собакой, к нему можно было испыты­вать сочувствие. Совершенно незаслуженные лишения и не­справедливости сопровождали его жизнь.

Может быть, они дают право Шарикову и ему подобным на месть? Ведь что-то сделало их такими озлобленными и жестокими?

Разве Преоб­раженский, во время голода и разрухи живущий в пяти ком­натах и каждый день шикарно обедающий, думает о голод­ных нищих и социальной справедливости? Но вся беда в том, что и шариковы не думают о социаль­ной справедливости.

Они думают только о себе. Справедли­вость в их понимании – это пользоваться теми благами, которыми раньше пользовались другие. О том, чтобы создать что-либо для всех, речи вообще нет.

Об этом и говорит про­фессор Преображенский: “Разруха – в головах”. Каждый перестает делать дело, а занимается только борьбой, урыванием куска.

Почему после революции надо ходить в калошах по коврам и воровать шляпы в передних? Люди сами творят разруху и шариковщину. В новом обществе к власти прихо­дят рабы, которые ни в чем не изменили свою рабскую сущ­ность. Только вместо угодливости и покорности к вышестоя­щим у них появляется та же холуйская жестокость к зави­симым от них людям и таким же, как они.

Власть шарико­вы получили прежде культуры, образования, и результаты этой ошибки чудовищны.

В повести Булгакова профессор Преображенский сам ис­правляет свою ошибку. В жизни сделать это гораздо слож­нее. Прекрасная собака Шарик не помнит, что была уполно­моченным Шариковым и уничтожала бродячих собак. На­стоящие шариковы такого не забывают.

Раз получив власть, они добровольно не отдадут ее. Поэтому социальные экспери­менты, на волне которых поднимаются шариковы, опаснее всех прочих экспериментов. И поэтому новые Преображенс­кие должны хорошо представлять себе, что именно получится из их открытий, к чему приведет их равнодушие.

В жизни за ошибки приходится платить слишком большую цену.

Ведь даже обратное перевоплощение Шарика не снимает проблему в целом: как изменить мир, где все дороги открыты шарико­вым и швондерам.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Роковые эксперименты (По повести М. Булгакова Собачье сердце )