Родина и революция в лирике С. А. Есенина

Суровые, грозные годы! Но разве всего описать? С. Есенин Очень своеобразный и противоречивый поэт, бунтарь и лирик – Есенин бесконечно любил Россию, ей посвящал свои лучшие стихи, помыслы и только с ней связывал свою жизнь. Вна-гале родина видится поэту кроткой и безмятежной.

Вот оно, глупое счастье С белыми окнами в сад! По пруду лебедем красным Плавает тихий закат. Здравствуй, златое затишье, С тенью березы в воде! Галочья стая на крыше Служит вечерню звезде.

Потом постепенно в его лирике нарастает драматизм: не все так просто и спокойно

в окружающем мире. Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. Кто-то тайный тихим светом Напоил мои глаза. Поэт очень часто обращается к родине, как к живому существу, втягивая в беседу, призывая к лучшей жизни.

О Русь, взмахни крылами, Поставь иную крепь! С иными именами Встает иная степь.

Октябрьская революция была воспринята Есениным как стихийный “вихрь”, сметающий прогнивший “старый мир”, но события оказались чрезвычайно сложными и запутанными для его понимания.

Социализм мыслился поэтом как “мужицкий рай”, где “нет податей за пашни”, где живут вольготно и весело, отдыхают

“блаженно”, “мудро” и “хороводно”. Братья миряне. Вам моя песнь. Слышу в тумане я Светлую весть.

А потом странными кровавыми событиями обернулась революция. И поэт устрашился ее железной поступи. Не жалейте же ушедших, Уходящих каждый час, – Там на ландышах расцветших Лучше, чем в полях у нас. Есенин переживает тяжелый период упадка, ему не пишется.

Он ищет прибежища в кабаке, но постепенно талант и жизнелюбие берут свое. Поэт находит в себе силы и желание работать. Пора приняться Мне за дело, Чтоб озорливая душа Уже по зрелому запела.

И пусть иная жизнь села Меня наполнит Новой силой. Есенин пишет в разных поэтических жанрах, стремится создать стихи серьезного политического содержания, обращается к историко-революционной теме.

Такова “Баллада о двадцати шести” – расстрелянных бакинских комиссарах. В январе 1925 года закончена поэма “Анна Онегина”. О революции и гражданской войне поэт рассказывает словами самого народа, со знанием крестьянской психологии, социальных проблем, классовых противоречий.

Село Радово и деревня Криуши – часть необъятной России, здесь происходят события всероссийского значения. Скажи: Отойдут ли крестьянам Без выкупа пашни господ? Кричат нам., Что землю не троньте, Еще не настал, мол, миг. За что же тогда на фронте Мы губили себя и других?

Поэт уловил самое существенное в крестьянских разговорах: толкуют “о новых законах”, о ленинском декрете, объявившем крестьян хозяевами натруженной земли. Теперь Есенин не чувствует себя чужим в шумной мужицкой толпе. Крестьяне уважают поэта: Ты – свойский, мужицкий, наш, Бахвалишься славой не очень И сердце свое не продашь, Бывал ты к нам зорким и рьяным, Себя вынимал на испод…

Пройдя через многие тяжелые испытания, поэзия Есенина оживает, сбрасывает с себя уныние, набирает разбег, веру в новую жизнь. Небо – как колокол, Месяц – язык, Мать моя – родина, Я – большевик.

Ради вселенского Братства людей Радуюсь песней я Смерти твоей. Через десять лет после известного стихотворения “Русь” (1914) поэт создает своеобразную трилогию: “Возвращение на родину”, “Русь советская” и “Русь бесприютная”, объединенные в 1925 году автором в программном для него сборнике “Русь советская”. Изменился Есенин, но еще больше изменилась деревня. Трудно поэту сразу осмыслить и понять те социальные процессы, которые затронули крестьянскую жизнь, народный быт, колокольня без креста, иконы выброшены с полок, дед украдкой ходит в лес молиться осинам.

Ломается старый порядок. Беседа поэта с дедом “печальная”, но есть молодое поколение, созидающее новую жизнь. На стенке календарный Ленин. Здесь жизнь сестер, Сестер, а не моя, – Но все ж готов упасть я на колени, Увидев вас, любимые края.

Конечно, мне и Ленин не икона, Я знаю мир… Люблю мою семью… Но отчего-то все-таки с поклоном Сажусь на деревенскую скамью. “Возвращение на родину” – обращение к большой и сложной теме. Драматизм переживаний не только не исчезает, но и приобретает форму горестных размышлений.

Пытаясь разобраться в нахлынувших чувствах, поэт не спешит объявить себя певцом обновленной земли.

Нужно еще доказать, что он “с народом дружен”: Какого ж я рожна Орал в стихах, что я с народом дружен: Моя поэзия здесь больше не нужна Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен. Постепенно деревенская лирика согревается особенным внутренним теплом, нежностью, воспоминаниями и надеждами. “Я очень люблю родину”,- не риторически восклицает поэт.

Его стихи, ясные и простые, наполняются красками и образами. Поэт, как близкий друг, обращается в стихах к каждому, доходит до души и сердца. Его поэзия учит ценить данность, глубоко и искренне любить родину, несмотря на все перемены, происходящие вокруг.

Цветите, юные! И здоровейте телом. У вас иная жизнь, у вас другой напев. А я пойду один к неведомым пределам, Душой бунтующей навеки присмирев.

Но и тогда. Когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть, – Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким “Русь”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Родина и революция в лирике С. А. Есенина