Рифма Маяковского или как читать Маяковского



Исполнение художественных произведений – это особый вид искусства, которое имеет свои законы. Чтец-исполнитель – это интерпретатор художественного произведения: средствами выразительного чтения он дает свое истолкование текста. В процессе исполнения чтец не перевоплощается в лирического героя и не присваивает себе его мыслей, чувств, настроений.

Исполнитель передает слушателю свои мысли, чувства, переживания, вызванные у него исполняемым произведением. Он передает подтекст. Основная задача чтеца – передавать другим свои видения.

“Природа устроила так, что мы при словесном общении с другими сначала видим внутренним взором то, о чем идет речь, а потом уже говорим о виденном.

Если же мы слушаем других, то сначала воспринимаем ухом то, что нам говорят, а потом видим глазом услышанное.

Для того, чтобы особо подчеркнуть его смысл, заставляет сделать при чтении паузу, поставить на слове логическое ударение. Каждая ступенька внутри лесенки-строки представляет собой какую-то ритмическую долю (но это не стопа, в которой правильно чередуются ударные и безударные слоги). Эти доли выделяются с точки зрения интонационно-смысловой.

Членение

стихотворной строки на интонационно-смысловые доли усиливает ораторскую тональность произведения.

Исключительно важную роль в ритмико-смысловой организации стиха Маяковского играет пауза. В стихотворениях ритмическая пауза обычно отделяет одну ритмическую единицу (строку) от другой. У Маяковского внутри стихотворной строки одна ритмическая доля от другой (ступеньки лесенки) тоже отделяется ритмической паузой и эта ритмическая пауза, как правило, совпадает с логической, потому что отдельные доли стиха выделяются с точки зрения интонационно-смысловой.

В тоническом стихе каждая такая доля несет на себе логическое ударение (в силлабо-тоническом стихе одна стопа от другой паузой не отделяется).

Рифма Маяковского требует интонационно-смыслового выделения, иначе стих “рассыплется”: “Рифма связывает строки, поэтому ее материал должен быть еще крепче, чем материал, пошедший на остальные строки”. “Рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставляет вспомнить ее, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе. Концевое созвучие, рифма – это только один из бесконечных способов связывать строки…

Можно рифмовать и начала строк: улица – лица у догов годов резче, и т. д. Можно рифмовать конец строки с началом следующей: Угрюмый дождь скосил глаза, а за решеткой, четкой и т. д. Можно рифмовать – конец первой строки и конец второй одновременно с последним словом третьей или четвертой строки: Среди ученых шеренг еле-еле в русском стихе разбирался Шенгели м г. д. и т. д. до бесконечности. …Я всегда стацию самое характерное слово в конец строки и достаю к нему рифму во что бы то ни стало”.

Артисты О. В. Азовская и В. Г. Гайдаров были первыми исполнителями произведений Маяковского. Гайдаров вспоминал, как Маяковский разучивал с ним стихотворение “Мама и убитый немцами вечер” и поэму “Война и мир”. На вопросы артиста, как надо понимать то или иное место в произведении, Маяковский отвечал: “И своих стихах я все сказал.

Подумайте сами, разберитесь. Тот образ, который вас всего крепче захватит, вероятно, и есть нужный. Важно одно – ужас и отвратительность войны!

Очень часто на вопрос Что является предметом воображения в стихотворении “Товарищу Нетте – пароходу и человеку”? учащиеся не задумываясь отвечают: Нетте, пароход и человек. Если согласиться с таким ответом, тогда неизбежно придется признать, что это произведение не может называться лирическим, потому что предметом изображения в лирическом произведении является переживание поэта, лирического героя или условного лирического персонажа; а Нетте, пароход и человек – это “внешний мир” по отношению к поэту. Изображение “внешнего мира” является признаком эпического произведения.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Рифма Маяковского или как читать Маяковского