Рифма и разбивка на строки у Маяковского

Особую выразительность приобретает стихотворение, если графически расположить его так, как это делал Маяковский, – разбив строку на подстрочия и расположив их “лесенкой”. Такое расположение стихов поэт объяснял стремлением максимально приблизить читателя к тому смыслу, который он вложил в про­изведение, и “вбить ритм безошибочно” (статья “Как делать стихи?”). При делении на полустрочия четче выделяются наибо­лее важные для понимания произведения слова, а паузы в кон­це каждой строки диктуют остановки и подчеркивают ритм.

Так,

в приведенном выше отрывке из стихотворения “Товари­щу Нетте…” передано смятение лирического героя, которое все больше усиливается. Это усиление подчеркивается короткими предложениями, паузами на конце полустрочий, тем, что на каждой строке остается все меньше слов и, наконец, одно: “Нетте”. Это слово звучит тем более резко, что оно стоит в кон­це распространенного предложения, рисующего неторопливый разворот корабля.

В организации стиха Маяковский особое значение придавал рифме, без которой, по его словам, “стих рассыплется”. И дей­ствительно, строчки разной длины, “капризная

изменчивость ритмов” (Н. Станчек), отдаленность слов, несущих основную тему произведения, повышают роль рифмы.

По словам Маяков­ского, “рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставля­ет вспомнить ее, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе”.

Обратимся к стихотворению “Послушайте!”. Здесь рифмуют­ся “нужно” (конец третьей строки) и “жемчужиной” (конец шестой строки), “были” (четвертая строка) и “пыли” (восьмая строка), “опоздал” (десятая строка) и “звезда” (четырнадцатая строка). Рифма связывает, цементирует строки, помогает по­нять ритм.

Маяковский провел настоящую реформу рифм в русской поэзии. Вспомним, что еще Пушкин смеялся над стертыми, шаблонными рифмами (типа “морозы” – “розы”). Маяковский был еще более резок: “Обыкновенно рифмой называют созву- чиє последних слов в двух строках, когда один и тот же удар­ный гласный и следующие за ним звуки приблизительно со­впадают.

Так говорят все, и тем не менее это ерунда”, – утверждает поэт, и приводит примеры рифмовки начала строк (“улица / лица у догов годов резче”), рифмовки конца строки с началом следующей (“Угрюмый дождь скосил глаза, / а за решеткой, четкой…”). Но и в тех случаях, когда Маяковский использовал созвучие на конце строк, он добивался нестандартной рифмы. Поэт использовал не только организующую, но и смысловую роль рифмы.

Он выносил главное слово, характеризующее смысл стиха, в конец строки и, по его собственным словам, доставал к нему рифму во что бы то ни стало. Так возникли рифмы “трезвость” – “врезываясь” (“Сергею Есенину”), игро­вые “бюрократизм – катись”, “бумажные – важные” (“Проза­седавшиеся”).

“…Моя рифмовка почти всегда необычайна и уж во всяком случае до меня не употреблялась…” – справедливо говорил Маяковский. Поэт часто употребляет рифмы неточные, пост­роенные на совпадении не всех, а отдельных звуков. Но эта неточность компенсируется при чтении вслух (“рейте – рей­де”, “кляузе – маузер”, “плоше – лошадь”, “картавый – “Полтавы”, “атакована – штуковина”) или дополняется мно­гочисленными созвучиями в предшествующих последнему ударному слогах (“короной – покоренной”, “водица – вопло­титься”, “рыжий ребенок – жеребенок”, “мистерии – подма­стерье”), Маяковский нередко использует составную рифму (“лев вой – левой”, “лет до ста расти – без старости”).

Автор необычайно расширяет круг рифмующихся слов и созвучий. Он словно бы играет со словом и звуком, обнаруживая их скрытые от постороннего взгляда возможности. Исследователь Ю. Карабчиевский говорит о насилии Маяковского над сло­вом, об обнаженности выпирающего приема, ощущении сде­ланности каждой строфы. Не будем полностью отрицать это мнение, потому что у поэта есть стихи и строчки, дающие ос­нование для подобных выводов.

Но лучшее из созданного Ма­яковским помогает увидеть блистательные поэтические побе­ды автора, которые не отрицают и самые суровые его крити­ки. Без той реформы стиха, которую провел Маяковский, невозможно представить мировую поэзию XX в.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Рифма и разбивка на строки у Маяковского