“Ревизор” Н. В. Гоголя – сатира на чиновническую Россию
1. Особенности сюжета и композиции.
2. Образы провинциальных чиновников.
3. Образ Хлестакова.
Основой сюжета комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” явились отнюдь не события частной жизни, а явления общественного значения. Не личная жизнь провинциальных чиновников сама по себе интересовала автора пьесы, а их облик как представителей власти, облеченных соответствующими полномочиями. Гоголь поставил цель наглядно показать наиболее типичные для чиновничьей среды злоупотребления.
Конечно, сюжет, основанный на ожидании чиновниками
Эта особенность сюжета повлекла за собой и несколько необычное построение композиции пьесы. В комедии нет центрального героя, главный герой пьесы – это собирательный образ чиновничества. Так как писатель в первую очередь изображает чиновников в процессе их служебной деятельности, комедии появляются образы купцов и мещан, с которыми взаимодействуют чиновники.
Автор не обошел молчанием и бытовую сторону жизни провинциального города. Мелочность, духовная пустота и ограниченность
Действие комедии “Ревизор” происходит в начале 30-х годов XIX века. Гоголь показывает в своей пьесе не только типичные для чиновничества злоупотребления, как например взяточничество и казнокрадство, пренебрежительное, грубое отношение к подчиненным. Он воспроизводит в пьесе и структуру власти, типичную для провинциального города. Главой городского аппарата является городничий – Антон Антонович Сквозник-Дмухановский.
Этот человек отнюдь не лишен здравого смысла, во всяком случае он гораздо реалистичнее рассматривает возникшую проблему, чем его товарищи по службе: “Какая война с турками! Просто, нам плохо будет, а не туркам”. В то же время городничий очень суеверен: “Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы”. Взяточничество и казнокрадство городничий не считает чем-то предосудительным, напротив, расценивает это явление как естественное, само собой разумеющееся: “Это уж так самим богом устроено”.
Вообще набожность городничего довольно забавного свойства: регулярные посещения церкви этот почтенный глава местного аппарата считает вполне достаточной мздой Богу за все свои “грешки”. А их у городничего немало, причем это не столь грехи частного порядка, сколько проявления произвола, связанные с его служебной деятельностью. Городничий даже не пытается скрывать свой агрессивный настрой по отношению к тем, кто от него зависит: “А который будет недоволен, то ему после дам такого неудовольствия…”.
Зато в разговоре с Хлестаковым, которого городничий считает вышестоящим чиновником, почтенный Антон Антонович выражается почтительно, в заискивающем тоне, в то же время стремясь подчеркнуть собственные трудовые заслуги: “В других городах, осмелюсь доложить вам, градоправители и чиновники больше заботятся о своей то есть пользе; а здесь, можно сказать, нет другого помышления, кроме того, чтобы благочинием и бдительностью заслужить внимание начальства”.
Яркой характеристикой городничего служит и его заветная мечта стать генералом – ведь тогда бы он получил больше возможностей куражиться над теми, кто ниже его чином.
Вторым лицом среди чиновников уездного города является судья – Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин. Его должность является выборной в отличие от других, назначение на которые осуществляет вышестоящее руководство. Вероятно, этим объясняется относительная независимость поведения судьи в разговоре с городничим. Кроме того, судья и вообще считается в городе вольнодумцем.
Можно представить, каков интеллектуальный уровень уездных чиновников, если человек, прочитавший пять-шесть книг, как Ляпкин-Тяпкин, уже видится окружающим необычайно образованным человеком! Ляпкин-Тяпкин пользуется славой красноречивого оратора. Возможно, это являлось бы ценным талантом в его профессиональной сфере, однако судье некогда заниматься служебными делами.
Он страстно увлечен охотой, с чем связана любопытная особенность: взятки он берет исключительно борзыми щенками, при этом полагая, что такие взятки практически и не взятки вовсе. В суде царит полнейший беспорядок: на стене висит арапник, красноречиво свидетельствующий не только об увлечении судьи, но и о принципах управления в уездном городе, в передней “шныряют” гуси “с маленькими гусенками”, которых завели сторожа. Что же касается документов, то и сам судья не в силах толком в них ничего понять – настолько путано они составлены: “Я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как углублюсь иной раз в записку только рукой махну.
Сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда”.
Еще один образчик уездного чиновника Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений. Гоголь в “Замечаниях для господ актеров” характеризует его следующим образом: “…Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив”. В больнице, вверенной попечению этого чиновника, царит полнейший беспорядок: “Больным велено габер-суп давать, а у меня по всем коридорам несет такая капуста, что береги только нос”.
Врач не знает ни слова по-русски. Больные чаще умирают, чем выздоравливают.
Услужливость Земляники тоже весьма каверзного свойства: чтобы выслужиться перед начальством и выгородить себя, он не моргнув глазом оговаривает своих сослуживцев в беседе с Хлестаковым, которого все приняли за ревизора.
Почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин ради развлечения занимается вскрытием чужих писем, совершенно не считая, что совершает что-то предосудительное. Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов являет собой образ боязливого, бессловесного чиновника, который в присутствии мнимого ревизора совершенно теряет всякое присутствие духа.
Каждый из этих персонажей своеобразен и типичен одновременно. Рисуя образ провинциального чиновничества, Гоголь указал на такие типичные отрицательные проявления, как бюрократизм, взяточничество и казнокрадство, пренебрежение своими прямыми служебными обязанностями, грубость по отношению к людям зависимым и пресмыкательство перед вышестоящим руководством, узость интересов и низкий уровень культуры.
Однако в комедии выведен еще один образ чиновника – это Иван Александрович Хлестаков, человек из числа тех, кого “в канцеляриях называют пустейшими”. Хотя он “говорит и действует безо всякого соображения” напуганным ожиданием ревизора чиновникам каждый его жест представляется исполненным глубокого смысла. Хлестаков врет с чувством, с увлечением, однако главная черта этого персонажа, несмотря на его “приглуповатость”, – это “стремление сыграть роль хоть одним вершком повыше той, которая ему предназначена”.
В этом Хлестаков схож с городничим, мечтающим о генеральском чине: в этом образе, как и во всех героях гоголевской комедии, проявилась одна их характерных, типичных черт российского чиновничества XIX века.