Решение упражнений. Страницы 59-93: Бунин, Маршак, Платонов
Решение упражнений. Страницы 59-93: Бунин, Маршак, Платонов
ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН
с. 59. “Гаснет вечер, даль синеет…”
Поэт называет счастливым того, кто станет свидетелем красивых картин природы: вечерней зари, звездного неба, теплого вечернего ветерка.
Первая строфа рассказывает о вечерней природе, вторая – о ночном небе.
с. 60. “Шире, грудь, распахнись для принятия…”
Автор мечтает слиться душой с красотой природы. У поэта весенняя природа пробуждает чувства радости, счастья, восхищения от увиденного
“Небо высокое, далекое”, “беспредельный простор голубой”, “зеленое поле широкое”.
В стихотворении много обращений. Поэт использует их, чтобы показать, что он считает природу живым существом.
с. 61. Детство
Сосна – светолюбивое растение. Она тянется к солнцу. Ветки, которым мало света, усыхают.
Стволы стоят голые. Они похожи на стены замка. Хорошо бродить “по этим солнечным палатам!”.
Бор напомнил поэту его детство, прогулки в сосновом лесу поутру.
Передать красоту бора, прогретого солнцем, помогают такие слова: “сухим смолистым ароматом”,
* В этом стихотворении три строфы.
с. 65. Листопад
Сравнения:
“лес, точно терем расписной”;
“как вышки, елочки темнеют”;
“паутины блестят, как сеть из серебра”;
“последний мотылек, точно белый лепесток”.
Поэт использует сравнения, чтобы точнее, образнее описать осеннюю красу.
В начале стихотворения поэт описывает красоту осеннего леса, его яркие краски, сочные тона. Позже наступает время дождей и слякоти: все вокруг становится мрачным и полинялым. И вот наступают морозные дни – лес совсем опустел, осиротел.
с. 66. Проверьте себя
Задание 1
А. Блок “Россия”.
А. Блок “Рождество”.
К. Бальмонт “Россия”, “К зиме”, “Снежинка”, “Камыши”, “У чудищ”.
И. Бунин “Гаснет вечер, даль синеет…”, “Детство”, “Листопад”, “Шире, грудь, распахнись для принятия…”.
Задание 2
1) Строки из стихотворения А. Блока “Россия”.
2) Строки из стихотворения К. Бальмонта “Россия”.
3) Строки из стихотворения И. Бунина “Шире, грудь, распахнись для принятия…”.
Задание 3
1) Иллюстрация к рассказу-были Л. Н. Толстого “Кавказский пленник”.
2) Иллюстрация к стихотворению И. Бунина “Листопад”.
Задание 4
Л. Н. Толстой писал:
– басни;
– рассказы;
– были;
– повести;
– былины.
Задание 5
Произведения В. В. Вересаева: “Легенда”, “Звезда” (восточная сказка).
САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ МАРШАК
с. 68. Словарь
С. Я. Маршак открыл для себя силу слова. За каждым словом – целая история, целая “повесть”.
В стихотворении “Словарь” поэт использует охватывающие рифмы (1 строфа), перекрестные рифмы (2 и 3 строфы).
с. 88. Двенадцать месяцев (пьеса-сказка)
Действующие лица пьесы: Дочка, Падчерица, Старуха-мачеха, Королева, Учитель королевы, Канцлер, Двенадцать месяцев.
с. 89. В горах мое сердце
В стихотворении автор использует парные рифмы. Они связывают соседние строки – первую и вторую, третью и четвертую: там – скалам; козу – внизу и т. д.
АНТОН ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ
с. 93. Неизвестный цветок (сказка-быль)
Данное произведение – сказка-быль, в нем рассказывается о реальных событиях, но в сказочной форме (цветок изображен как живое существо).
Быль – это произведение, в котором происходят действия, которые были на самом деле.
Маленький цветочек рос на пустыре.
Описание цветка: “В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды.
И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь”.
Новый цветок тянулся к девочке, потому что он был ей благодарен за то, что Даша и ее друзья благоустроили пустырь.
Глоссарий:
– листопад Бунин автор описывает с чувством радости и восхищения
– эпитеты в стихотворения Маршака словарь